- Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны дать ответ на вопрос, что такое «право», «права»? Как вы думаете? (Дают предположения). - Где можно уточнить, что такое «право», «права»? (Уточняют в словаре, заполняют карточку). - На ваших партах лежат карточки, ваша задача – заполнить пропуски, используя слова для справок, которые написаны ниже. Права человека - это совокупность устанавливаемых и … государственной властью норм и …, регулирующих … людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.» Слова для справок: охраняемых, правил, отношения. - Итак, право – это охраняемые государственной властью нормы и правила. - А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? - Попробуем разобраться. Мы найдем ответ в городе Знаний. СТАНЦИЯ «ГОРОД ЗНАНИЙ». Знакомство с правовыми документами. - Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? - Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. - А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. - Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе. - И была создана Конвенция о правах ребенка – это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребенка в любой стране. Главная цель конвенции в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на: выживание, здоровье, развитие, защиту детей по различным направлениям. Итог на станции: - В каком документе записаны права людей? (Декларация прав человека) - Как называется документ, в котором перечислены все права детей? (Конвенция о правах ребенка) СТАНЦИЯ «ПРАВОВАЯ» - Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на станцию «Правовая». Давайте определим, какими правами обладает ребёнок. Для этого вам надо поработать в паре, прочитать стихотворение и определить, какое право оно отражает. 1.Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое. (Право на имя и гражданство при рождении) 2.Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с мамой жить и с папой Пользуйтесь везде, ребята. (Право на семью) 3.Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон. (Право на защиту от насилия и жестокого обращения) 4.Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки - Это право есть у нас. (Право на образование) 5.Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. (Право на медицинскую помощь) - Проверим, что у вас получилось? (Проверка по слайдам) Итог на станции: - Посмотрите на наше солнышко. Еще раз перечислите ваши права. - Если все ваши права будут соблюдаться, то в вашей жизни всегда будет мир, согласие, для вас всегда будет светить это прекрасное солнце! - Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. - Давайте сильно зажмурим глазки, а на счет 3 откроем и поморгаем. 1, 2, 3.. - Давайте повторим, зажмуриваем глазки. 1, 2, 3… Молодцы. - Мы можем продолжать работу. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ОБЯЗАННОСТЬ». - Сейчас я прочитаю вам одну сценку, а вы подумайте, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя. Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть) Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Мать: - Помой посуду, сынок. Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе будешь наказан! Сын: - Это проявление жестокости, папа! - Итак, кто готов ответить на вопрос: В чём не прав мальчик? (Он обязан уважительно относиться к взрослым). - Молодцы, ребята! Кроме прав у каждого человека есть ряд обязанностей. - Что такое обязанность? (Ответы обучающихся) - На ваших партах лежат карточки, ваша задача – заполнить пропуски, используя слова для справок, которые написаны ниже. Обязанность – это … к … и отношению (к учебе, к людям), которое человек должен выполнять. Слова для справок: требования, поведению. Итог на станции: - Какая самая главная обязанность у вас в семье? - Существуют ли обязанности у учеников? Какие? СТАНЦИЯ «СОБЛЮДАЙКА». - На данный момент вы являетесь учениками и перед вами выдвигаются обязанности, которые вы должны соблюдать. Список ваших прав и обязанностей как учеников, вы можете посмотреть в Уставе школы. - На ваших партах лежат памятка «Мои обязанности в школе», ваша задача – работая в парах, соотнести иллюстрацию с обязанностью, опираясь на презентацию. - Обратите внимание на слайд, что вы видите здесь? (Девочка тянет руку, для того чтобы ответить на уроке, девочка аккуратна, одета в школьную форму) - Верно, одна из обязанностей учеников – Прилежно учиться. Значит учиться хорошо, старательно, усердно. Носить форму, соответствующую примерному ученику. - Что вы видите на этом слайде? (Мальчик пишет на парте) - Как вы считаете, правильно ли поступил мальчик? (Нет) А почему неправильно? (На партах нельзя писать) - Верно, вторая обязанность ученика – Беречь школьное имущество. - Что вы видите на этом слайде? (Девочка, работая за компьютером, пьет и кушает) - Ребята, разве можно кушать и пить, когда вы работаете с компьютером? (Нет) - А почему нельзя? (Это может привести к серьезным последствиям) - Значит третья обязанность ученика – Соблюдать правила техники безопасности. - Что вы видите на этом слайде? (Учитель держит часы в руках возмущается, потому что ученик опоздал на урок) - Ребята, правильно ли поступил ученик, что опоздал на урок? (Нет) - Верно, ребята, на урок опаздывать нельзя, а если так получилось, что вдруг ты немного задержался, важно извиниться и объясниться учителю. - Здесь мы наблюдаем две обязанности ученика – Придерживаться правил культурного поведения и Выполнять распорядок дня. - Что изображено на этом слайде? (Ученики тянут руку для того, чтобы ответить на уроке) - Кто догадался, какая обязанность изображена здесь? (Уважать честь и достоинство других) - Важно, уважать друг друга. На уроках не выкрикивать, отвечать по поднятой руке. Прилежно учиться; Беречь школьное имущество; Соблюдать правила техники безопасности; Придерживаться правил культурного поведения; Выполнять распорядок дня; Уважать честь и достоинство других - Вот мы с Вами и разобрали обязанности настоящего прилежного ученика в школе. - Я вижу, что и вы, ребята, соблюдаете свои обязанности в школе, подаете настоящий пример другим ученикам. - Мы с вами, ребята, члены общества и не должны забывать о правах и обязанностях других людей. |