СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "На что потратить жизнь?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "На что потратить жизнь?"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Свердловский колледж»







Методическая разработка

открытого воспитательного часа

на тему:

«На что потратить жизнь?»

Кл.руководитель:

Махрова Е.Н


г. Свердловск

2019г.



ЦЕЛИ:

•создать условия для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним;

• познакомить учащихся с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;

• развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: беседа с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентация, фломастеры, наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями (для каждой группы), жетоны (по 10 для каждой группы),видеоролик «Притча о смысле жизни»

ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА:

Классный руководитель: Здравствуйте! Я рада видеть всех вас на сегодняшнем открытом воспитательном часе.

Придумано кем-то, просто и мудро, 

При встрече здороваться: «Доброе утро!» 

- Доброе утро солнцу и птицам! 

- Доброе утро улыбчивым лицам! 

И каждый становится добрым, доверчивым, 

И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего нашего мероприятия на тему: « На что потратить жизнь?»

(Слайд 1).

Вопрос:

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?(Беседа с учащимися.)

Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни.

У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.

Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение. 

В ходе обсуждения нашей темы, мы поиграем с вами в игру, которая называется “На что потратить жизнь?”

Она поможет каждому из вас ответить на поставленный вопрос.

Но перед началом игры, давайте выясним, что же такое ценности и какие они бывают.

Классный руководитель:

 Эпиграфом к нашей беседе будут высказывания выдающихся философов:

(учащиеся читают высказывания философов со слайдов и обсуждают их смысл)

«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» (Винсент Думинуко (итальянский философ)).

«…Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

«Чем больше человек имеет в себе, тем меньше ему требуется извне, тем меньше ему могут дать другие люди» (Шопенгауэр)

«О, если б каждый день иметь краюху хлеба, над головою кров и скромный угол, где бы ничьим владыкою, ничьим рабом не быть! Тогда благоволить за счастье можно б небо» (Омар Хайям)

(Слайд 2,3).

Классный руководитель: Несколько иначе звучит традиционная трактовка понятия ценности.

Что такое ценности, и какие они бывают? (учащийся)

ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Классный руководитель:

 Категорию ценностей ввел в социологию Макс Вебер в 19 веке(Слайд 4). Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний.

Социологи предлагают такую классификацию ценностей: жизненные, материальные, социальные, политические, национальные, культурные (Слайд 5,6).

Выступают с сообщениями учащиеся и кратко обсуждают каждый тип ценностей:

  1. Витальные (жизненные) ценности: ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общественное признание, жизнь, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;(Слайд 7)

  2. Экономические (материальные) ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископаемые, рабочая сила, ресурсы.(Слайд8)

  3. Социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;(Слайд 9)

  4. Политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.(Слайд 10)

  5. Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.Исконно национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.Эти черты присущи исконно русским людям.(Слайд 11)

  6. Культурные ценности - это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.(Слайд 12)

Классный руководитель:

Подводя итог, можно сказать, что основные ценностные ориентиры классифицируют по двум направлениям:

  • Материальное. Сюда входит все, что касается комфортной жизни, жилища, финансовой состоятельности.

  • Духовное. То, что нельзя ощутить с помощью органов чувств, но имеющее большой вес на уровне ментальном. Семья, друзья, карьера, любимое дело, образование, здоровье, красота и прочее.

Однако строго отделить одну категорию от другой практически невозможно. Так или иначе, они тесно переплетены и не могут существовать в отрыве.  

Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль .Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности. Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.

Классный руководитель: Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Перед тем, как начать игру предлагаю послушать и проанализировать притчу про сосуд.

  http://www.youtube.com/watch?v=vVY-6mR8q1w

Притча про сосуд.

Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.

В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

Затем спрашивает:

- Банка полна?

-Да! – соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

- Банка полна?

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.

Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.

Я предлагаю Вам поиграть в игру, в которой каждый из Вас определит какие ценности для него будут большими камнями, мелкой галькой или песком, таким образом, каждый из Вас наполнит свою виртуальную банку важными для него ценностями.(Слайд 13)

Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.

Перед началом игры вы разобьётесь на две группы, каждая группа получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Помните, что Вы не просто покупаете вещь, а зачем Вы ее покупаете, нужна ли она Вам и с каким содержимым Вашей банки ее можно соотнести. (Раздаю каждой группе по 10 жетонов)

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы? (Слайды 14-23)

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите группе слайды с названиями двух первых “товаров”.Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Следующая пара:

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара на двоих. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка, на которой вы мечтаете жениться, действительно в недалеком будущем станет вашей женой. (2 жетона)

Затем:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Далее:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

Потом:

а) Карьера, власть, статус (2 жетона)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Классный руководитель: В течение одной-двух минут каждая из команд постарайтесь, проанализируйте решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы вы можете сделать о приобретенных вами ценностях. А теперь давайте с вами посмотрим список ценностей, который обозначает ваши покупки.

Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры: (Слайд 24).

- Мнения других людей обо мне

- Забота о благополучии других

- Мои собственные потребности

- Материальные блага

- Долгосрочные цели

- Надежность

- Осмысленная жизнь

- Мир, согласие

Обсуждение ценностей, выбранных каждой группой по слайдам и их оценивание.

Классный руководитель: В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека? Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее, история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.

А сейчас каждой группе нужно определить, какие пять ценностей (из купленных Вами сегодня) вы считаете наиболее важными. Нужно расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне). При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей.

Классный руководитель: Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты. В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.

Но есть главная ценность – ценность жизни (Слайд 25).

Как вы думаете, а если я предложу вам эту игру уже на 4 курсе, изменится ли ваш выбор или вы купите то же самое, что и сейчас? Беседа с учащимися.

Классный руководитель: Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы: (Слайд 26).

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Беседа с учащимися

Предполагаемые ответы: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали больше жетонов”.

Я хотела бы, чтобы вы увидели связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.

Классный руководитель: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.

Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни. Но вы должны помнить, что всю жизнь Вам придется делать выбор между чем-то и чем-то или кем-то и кем-то и от этого будет зависеть, не растратите ли Вы свои собственные ценности и ценности своей собственной жизни.

Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, вы выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от конкретно вашего мироощущения.

Классный руководитель: В заключение нашей встречи, я предлагаю вам закончите фразы(Слайд 27)

1.Преуспевающий в жизни человек - это человек, который… (ставит перед собой цель и добивается её) 

2.Человек-неудачник - это человек, который… (думает, что у него никогда, ничего не получится)

3.Если человек не имеет... то, он не состоялся (прожил жизнь зря) (ума, совести)

4.Если человек имеет…,то он состоялся. (разум, ответственность, совесть...)

Учащиеся заканчивают фразы.

Классный руководитель: Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не меняйте свою жизнь на дешевые ценности. Она является самой большой ценностью, и стоит гораздо больше, чем вы думаете! И в зависимости от того, как вы сами определяете ее ценность!



Спасибо за участие!!!!(Слайд 28)