Классный час на тему «Профессии все хороши – любую выбирай на вкус»
Цель: уточнение и обобщение знаний по теме «Профессии»
Задачи:
- обогатить знания детей о различных профессиях;
-учить детей работать в парах, вести учебный диалог;
-показать важность, необходимость и значимость любого труда в жизни людей;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать связную речь, учить давать полные ответы на вопросы;
-воспитывать уважение к трудовой деятельности, людям труда.
Оборудование: костюмы (или элементы), реквизит, характеризующий ту или
иную профессию, ноутбук, мультимедийный проектор, рисунки детей «Профессия моей мамы»; сочинения.
Ход
Вступительное слово учителя.
– Ребята, вы хорошо знаете, что каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Сегодня вы за школьной партой. Учение – тоже труд, и труд не простой. И уже сейчас перед вами встаёт серьезный вопрос: “Кем быть?”
Тема нашего занятия «Профессии все хороши – любую выбирай на вкус» СЛАЙД
Сегодня на этом занятии вы встретитесь с разными профессиями, вспомните, что о них знаете и поделитесь своими знаниями с другими ребятами, а кто-то из вас может быть услышит что-то новое, незнакомое. А ещё вы поучаствуете в весёлых играх и викторинах.
- А сейчас постараемся ответить на некоторые вопросы:
- Что такое профессия? (Профессия - род занятий, вид трудовой деятельности, специальность) СЛАЙД
- Как вы думаете, а зачем людям нужно трудиться?
- Как вы думаете, а может ли человек прожить, не обучившись ни какому ремеслу, никакой профессии?
- Что необходимо человеку, чтобы получить нужную ему профессию?
- Почему надо учиться работать с детства?
- Что произойдет с ребенком, когда он станет взрослым, если он не привыкнет к любой работе относиться серьезно?
- Как делать так, чтобы работать всем нравилось?
II. Знакомство с профессиями.
В мире существует более 50 тысяч профессий. Ежегодно появляется около 500 новых и столько же исчезает или видоизменяется. Сейчас хочу вас проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях?
Послушайте внимательно: всё ли в нем правильно, нет ли какой – то путаницы
Инсценировка «Путаница о профессиях»
Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но…
Говорит, что все на свете
Знает он давным – давно.
Как – то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
- Санитар, - спросила Ната, -
Это кто еще такой?
- А связист? – спросил Сережа, -
Слесарь кто – не знаю тоже…
- Погодите, - крикнул Вова, -
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья!
Вам на все отвечу я.
Все профессии я знаю.
Так! Внимание! Объясняю!
Санитар – на санках мчится,
Ничего с ним не случится.
По горам, по перевалам
Все идет горняк усталый.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам связист:
Ищет клады кладовщик
И находит в тот же миг!
Собирает банщик банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит.
Банк с ружьем он сторожит.
Мельник стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе официант
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машину машинист
Вновь закладывает лист.
Тук – тук – тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
Кровельщик здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному…
Он уже здоров – и дома.
А печник печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно – о – го сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться, что к чему.
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему.
- Кто нашел ошибки Пети? В чем он ошибся? Давайте исправим путаницу и неурядицу в ситуациях.
- А сейчас вы должны назвать профессию по обязанностям человека. СЛАЙД
Игра-разминка «Доскажи словечко». СЛАЙД
Учитель читает начало предложения, дети заканчивают в рифму, добавляя слово-название профессии.
Трактор водит… (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В шахте трудится … (шахтёр),
В доме свет провёл… (монтёр),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто всё знает – молодец!
В школе учит нас …(учитель),
А дворец возвёл …(строитель),
Вам лекарство даст … (аптекарь),
Почитать …(библиотекарь),
Булку испечёт вам … (пекарь),
Сварит снадобье вам … (лекарь),
Привезёт домой … (шофёр),
В школе у дверей … (вахтёр),
Вам укол назначит… (врач),
Скрипку в руки взял… (скрипач),
Снимок сделает … (фотограф),
И оставит вам автограф,
В космос мчится …(космонавт)
Или смелый … (астронавт).
Встреча с представителями разных профессий СЛАЙД
- Мы начинаем встречу с представителями разных профессий.
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
(Выступают учащиеся (в костюмах той профессии, о которой читают в стихотворении).
Милиционер.
В полиции служат
Отважные люди.
Полиция дружных,
Находчивых любит.
Пусть дождь проливной
Или темная ночь –
Всегда я смогу вам помочь.
Врач у постели больного сидит
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
Ветеринар
Я мечтаю вот о чем:
Хорошо бы стать врачом.
Но не детским, а кошачьим.
Детям больно - мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий, он ничей.
Назовёт учитель нам
Буквы все по именам.
Объяснит задач решенье,
Вычитанье и сложенье.
Он расскажет о морях,
О лесах, цветах, зверях… .
На вопрос найдёт ответ
И полезный даст совет.
1)Парикмахер знает дело,
Он ребят стрижёт умело.
Зачем ходить косматыми?
Зачем ходить лохматыми?
Ведь лучше быть ребятами
Красивыми, опрятными.
Шофёр
Шуршат по дорогам весёлые шины,
Спешат по дорогам машины, машины…
А в кузове – важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы,
Работа шофёров трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
Потушу пожар любой,
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас пожарными зовут.
1)Я бегун, прыгун, пловец,
Я здоровый молодец.
Жду рекордных перемен,
Потому что я спортсмен.
2) Может молот он метать,
Бегать, прыгать, приседать,
Плавать, шпагами сражаться,
Подтянуться и отжаться,
Быстро веслами грести
И на пьедестал взойти
Выше всех, чтоб сразу дали
Кубки все и все медали!
Ты с фонарем в руках шагаешь,
То там, то тут свет зажигаешь,
Как тот же путевой обходчик.
... Вот что такое переводчик.
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.
4) Знакомство с «необычными» профессиями.
Есть профессии, которые появились совсем недавно? Их можно назвать «молодыми»?
В Антарктиде самая редкая на Земле профессия - подниматель (переворачиватель) пингвинов. В нормальных, естественных условиях они никогда не падают на спину даже в сильный ветер. Но если мимо пролетает вертолет или самолет, то пингвины очень сильно задирают голову, и в итоге многие падают на спину. А встать никак не могут. Вот тут и появляется переворачиватель пингвинов, который ходит по аэродрому и ловко переворачивает бедных птиц на живот, после чего они самостоятельно могут встать на лапы.
Сурдопереводчик - переводчик на язык жестов и наоборот.
БАРИСТА- специалист по варке кофе
Брейдер - парикмахер, который специализируется на плетении кос.
WEB - МАСТЕР - разрабатывает сайты, специалист по интернет-технологиям.
МАРКЕТОЛОГ - тот, кто изучает рынок
Важность любой профессии
- Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина.
- А что было бы, если бы на работу не вышли пекари, водопроводчики, решили отдохнуть шоферы? Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Л. Куклина.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
-Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все б портные в городе
За ним ушли б домой
Ходили бы люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Ни стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал шофер:
- Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
-Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники.
Валялись бы в пыли
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет на утро в класс
И пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят
Что им не поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём
И каждый честно трудится
На месте, на своём
III. Профессии наших мам.
- Мы собрались на это занятие в преддверии большого праздника – Дня матери, который был установлен указом Президента РФ в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. Вы привыкли видеть ваших мам дома, а ведь они еще и работают. Каждое утро вы идете в школу, а ваши мамы идут на работу. Кем же работают ваши мамы?
О профессиях своих родителей вы нарисовали рисунки (выставка рисунков).
- Расскажите о профессиях родителей.
IV. Путешествие в будущее
Учитель: «Дорогие друзья! Я приглашаю Вас заглянуть в будущее. Ученики зачитывают свои сочинения о том, кем они мечтают стать (с места).
И куда я работать пойду.
То мне хочется стать капитаном,
То командовать башенным краном,
То возить на машине руду…
Я хочу быть шофером, актером,
Взрывником и электромонтером,
А еще маляром, кузнецом
И всемирно известным певцом!
Сколько в мире различных профессий,
Необычных и важных работ?
И бурильщиком быть интересно,
И водить грузовой самолет.
Я позднее решу, кем я буду.
Столько разного в мире всего…
Не люблю только мыть я посуду
И не делать совсем ничего!
Вот такие мечты у моих учеников. Я, думаю, что они обязательно сбудутся, только нужно приложить все усилия и очень постараться.
V. Развлекательно – игровые минутки – для дела, но ради шутки.
1. Игра «Доскажи словечко».
(Учитель читает загадку, а дети хором её продолжают.)
В группе нашей -…(воспитатель)
Долгожданный...(почтальон)
Решать проблемы чётко, быстро
Должны в правительстве...(министры)
В форме лётной...(стюардесса)
Два укола … (медсестра)
В огонь идут...(пожарные)
Кормят вкусно... (повара)
Справедливей всех, друзья,
Споры все решит ...(судья)
Шьёт прекрасно, порет лихо
Рукодельница … (портниха)
В платье модном топ...(модель)
От вирусов злобных компьютер наш чист,
программы и файлы спас …(программист)
Их спасёт ... (ветеринар)
В шахте трудится... (шахтер),
В жаркой кузнице -... (кузнец),
2. Блиц-викторина.
-Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
-Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
-Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)
-Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)
-Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. (ткачиха, повариха).
-Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).
- Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)
- Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)
- Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка. (доктор)
- Профессия коротышки по имени Гусля. (музыкант)
- Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)
- В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (кучер)
- Кто спас Красную шапочку? (охотники)
- Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
3. «Коварная рифма»
Веселая компания!
А теперь удвойте свое внимание.
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Вы, друзья, не торопитесь,
На крючок не попадитесь.
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет ...
(Не врач, а трубочист.)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут ...
(Не врачи, а пекари.)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый ...
(Не почтальон, а повар.)
Арий, опер сочинитель
Называется ...
(Не учитель, а композитор.)
На заводах по три смены
У станков стоят ...
(Не спортсмены, а рабочие.)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой ...
(Не пожарные, а учителя.)
Посадил уж сотни роз
В городском саду ...
(Не матрос, а садовник, цветовод.)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш ...
(Не рыбак, а укротитель.)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный ...
(Не водолаз, а учитель.)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, ...
(Не продавец, а пастух.)
В классе английский слышится говор -
Новую тему даёт детям ...
(Не повар, а учитель.)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, ...
(Не вор, а дворник.)
Ходят по клеточкам конь и ладья,
Ход свой победный готовит ...
(Не судья, а шахматист.)
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил ...
(Не музыкант, а портной.)
Под куполом цирка в опасный полёт
Отправится смелый и сильный ...
(Не пилот, а воздушный гимнаст.)
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром наш ...
(Не мельник, а лесник.)
На рояле, пианино
Вальс исполнит ...
(Не балерина, а пианистка.)
В ресторане блюдо из дичи
Приготовит умело ...
(Не лесничий, а повар.)
Лекарства нам в аптеке
Продаст ... (Не библиотекарь, а фармацевт.)
Стены выкрасила ярко
В нашей комнате …
(Не доярка, а маляр.)
4. Конкурс «Составляй-ка!»
Необходимо из слов, написанных на доске, составить пословицу правильно.
Коли, день, до, скучен, нечего, вечера, делать.
Без, пруда, и, не, рыбку, из, труда, вынешь.
Не, работает, не, ест, кто, тот.
До, поту, поешь, работай, в, охоту.
5. «Пантомима». Необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные ребята должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
( Плотник, дворник, водитель ) (Слайд 33)
6. Игра «Самая-самая…..». Назовите профессии, которые подходят к номинациям
•Самая зеленая ….(садовод, лесник, цветовод-декоратор …)
•Самая сладкая ……(кондитер, продавец в кондитерском отделе …
•Самая денежная …… (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)
•Самая детская……. (воспитатель, педиатр, учитель…
•Самая смешная……. (клоун, пародист…)
•Самая общительная …….(журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик- затейник )
•Самая серьезная ………(сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)
7. Игра «Кто больше назовет действий?».
Учитель называет профессию (врач, шофер, повар, программист, парикмахер и др.), а учащиеся называют действия человека этой профессии. Например, врач осматривает больных, выслушивает, дает лекарство, делает уколы, операции.
Кто больше назовет действий, считается выигравшим.
8. Конкурс «Эрудит»
Вы будете по очереди доставать из коробки карточки, на которых написаны буквы. На данную букву вам надо назвать профессию, в которой могут работать женщины. Конкурс идет до первой ошибки. Готовы? Начали.
VI. Закрепление понятия «профессия»
- А теперь послушайте легенду: «Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тележках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор».
Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?
В ответах каждого прозвучало их отношение к труду. Не секрет, что не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Главная причина этого кроется в ПРАВИЛЬНОМ выборе профессии. Ведь труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
VII. Рефлексия
- Какая же профессия, из тех, о которых мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной?
- Вот видите, все профессии по - своему важны и нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
Но запомните, можно выбрать какую угодно профессию, но если у человека злое сердце, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.