СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: Творчество С. Я. Маршака детям. (1887-1964)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать учащимися многогранность поэзии С.Я.Маршака. Пробудить интерес  к его творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: Творчество С. Я. Маршака детям. (1887-1964)»



Классный час на тему:

Творчество С. Я. Маршака детям.

(1887-1964)







Подготовила учитель начальных классов:

Калова Зара Сатгалиевна





2017 г.



Цели классного часа : 
- Показать учащимся многогранность поэзии С.Я.Маршака,

- Расширить их знания о творчестве, в игровой форме вспомнить

и повторить произведения С.Я. Маршака.

- Пробудить интерес к его творчеству. Учить воспринимать содержание произведений.

- Прививать интерес к чтению книг. Развивать воображение, мышление, культуру общения.

- Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.
Оборудование:

мультимедийный блок, рисунки учащихся, книги к произведениям Маршака, слайд-шоу . 

Ход классного часа.
1. Учитель читает слова С. Я. Маршака: (слайд 1)
« Всё умирает на земле и в море, но человек суровей осуждён:
Он должен знать о смертном приговоре, подписанном, когда он был рождён.
Но, сознавая жизни быстротечность, он так живёт, наперекор всему, 
Как будто жить рассчитывает вечность , и этот мир принадлежит ему.»
- Какой смысл заложен в этих словах?
-  Имя Самуила Яковлевича Маршака с детства знакомо каждому. А это значит, что любовь к творчеству писателя передаётся из поколения в поколение. В этом году исполнилось бы 130 лет со дня рождения этого замечательного человека.
     Произведения С.Я.Маршака любят слушать и читать дети, помнят и перечитывают взрослые. Его творчество многогранно: он и детский поэт, и автор лирических стихов для взрослых, переводчик, сатирик, критик, сказочник, наставник многих поэтов, драматург, пьесы которого идут в театрах и сейчас. Работа для детского театра увлекала Маршака всю жизнь. «Моими первыми произведениями для детей были сказки в стихах для театра» - писал он.
     Сегодня мы ещё раз встретимся с С.Я.Маршаком – драматургом, автором замечательных пьес. Вспомним любимых героев, порадуемся игре актёров.
1 ученик: (слайд 2, 3, 4)
-С. Маршак родился 22 октября 1887 года в городе Воронеже. Его отец, Яков Миронович , работал мастером на мыловаренном заводе. Мать – Евгения Борисовна - была домохозяйка.
2 ученик: ( слайд 5)
- Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил Маршаку любовь к поэзии. Маршак начал печататься в столичных журналах.
3 ученик: 
-Маршак- писатель разностороннего дарования: драматург и сатирик, лирик и критик, детский поэт и переводчик, педагог и редактор. С 4-х лет сочинял стихи.
4 ученик: (слайд 6)
-Судьба Маршака сложилась так, что интерес к детям, детским коллективам возникли у него задолго до того, как он стал детским писателем. В Англии Маршак целый год прожил в лесной школе, участвуя в веселых детских праздниках. В 1922 году в Петрограде организует детский журнал «Воробей».
Учитель:
-С.Я.Маршак оставил большое и разнообразное наследие: (Слайды 7-22)
А) Произведения о романтике и героизме труда («Пожар», «Почта», «Вчера и сегодня»)
Б) Тема счастливого детства: ( « Первое сентября», «Усатый-полосатый», «Великан», «Хороший день»).
В) Красота окружающего мира и любовь к природе: ( «Лесная книга», « Круглый год»)
Г) Юмор и сатира в стихах: ( « Вот какой рассеянный», « Багаж», «Кот и лодыри»)
Д) Сказки: ( «Сказка о глупом мышонке», « Теремок», « Кошкин дом», «12 месяцев»).
Учитель:
- Ребята, а какие произведения Маршака вы читали?
Выступления учащихся.
Усатый-полосатыйЖила-была девочка. Как ее звали?

Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет, -
СорокА еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее... Кто у нее был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котенок.
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, - что такое?
Хвостик - на подушке,
На простынке - ушки.
Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:
Под спинку -
Перинку.
На перинку -
Простынку.
Под ушки -
Подушки.
А сама пошла ужинать. Приходит опять, - что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла,
И мочалку
Раздобыла,
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.
Не хотел котенок мыться -
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котенок!
Стала девочка учить котенка говорить:
- Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
- Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
- Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котенок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки -
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски -
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котенок: - Мало!
Вот какой глупый котенок!

Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у
папы и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал,
как мышку,
И давай его катать -
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнет - и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша...
Коротка кошачья лапа -
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит: - Это моя дочка.
Люди спрашивают: - Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: - Она давно не мылась.
Люди спрашивают: - Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: - Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, - все и увидели, что это котенок -
усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто
первой школы.

Круглый год.

Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
март
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.
апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
май
Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
июнь
Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.
июль
Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
август
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.
сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря -
И открылась школа.
октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
ноябрь
День седьмого ноября -
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ - и млад и стар -
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!
декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

---
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.
Стихотворение Мяч - Самуил Маршак


Мой Веселый, Звонкий Мяч,

Ты куда Помчался Вскачь?

Желтый, Красный, Голубой,

Не угнаться За тобой!

Я Тебя Ладонью Хлопал.

Ты Скакал И звонко Топал.

Ты Пятнадцать Раз Подряд

Прыгал В угол И назад.

А потом Ты покатился

И назад Не воротился.

Покатился В огород,

Докатился До ворот,

Подкатился Под ворота,

Добежал До поворота.

Там Попал Под колесо.

Лопнул, Хлопнул — Вот и всё! 

учитель: 

ЗАГАДКИ:
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.
И никуда я не иду, покуда он идёт
(дождь)
Мы ходим ночью, ходим днём.
но никуда мы не уйдём.
(часы)
Что такое перед нами: две оглобли за ушами.
На глазах по колесу и седёлка на носу?
(очки)
Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья.
Мы за обедом- под столом, а ночью под кроватью.
(ботинки)
В полотняной стране по реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
(утюг)
Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
(пила)
Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.(мяч)
Подведение итогов.
Выставка детских рисунков к произведениям
Маршака.

Дама сдавала в багаж 
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

- Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейном!

Надевать он стал пальто
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Вожатый удивился
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном...
- Это что за полустанок?
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.

Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
- Это что за остановка
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.

Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:
- Что за станция такая
Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.

Закричал он: - Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Мой Веселый, Звонкий Мяч,
Ты куда Помчался Вскачь?

Желтый, Красный, Голубой,
Не угнаться За тобой!

Я Тебя Ладонью Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.

Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.

Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул
Вот и все!