Классный час на тему «181 лет Ш.Уалиханову»
Дата проведения: 25.11.2017 г.
Цели: Познакомить учащихся с деятельностью выдающегося человека.
Воспитывать патриотическое отношение к родине.
Развивать у учащихся интерес к творчеству великих людей.
Оборудование: ПК, проекционное оборудование, Приложение в виде презентации.
Владимир Ташпеков
Степной аристократ на русской службе,
Потомок ханов, офицер, торе.
Учёный, с Достоевским в дружбе,
Не в фаворе у Николая при дворе.
Разведчик смелый и отважный,
Проник в таинственный Кашгар.
Исследователь на знанья жадный
Науке преподнёс открытий дар!
Казахский просветитель, патриот.
Народа друг, а баев неприятель.
Преодолел Судьбы водоворот,
По жизни был романтик и мечтатель.
Чокан Чингисович Валиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию. Последнее занятие было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров.
Позже его родители переезжают в местечко Сырымбет. Кокшетауского округа, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валиханова проходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков Северного Казахстана. Отец Чокана - Чингис Валиханов в то время занимал пост старшего султана Кусмурунского округа.
По свидетельству биографов, Чокан в детстве около 3-х лет обучался у медресе мусульманской грамоте, был знаком с восточной письменной литературой и казахским фольклором.
Покорный слуга царской администрации потомственный степной феодал Чингис Валиханов решил подготовить себе достойную смену. С этой целью он в 1847 г. отправляет сына на учебу в Сибирский кадетский корпус в городе Омске. Когда Чокана привезли в Омск, он ни слова не знал по-русски, однако через несколько месяцев даровитый и любознательный мальчик почти в совершенстве усвоил русский язык.
Один из его первых русских друзей, впоследствии известный русский путешественник Г. Н. Потанин обучавшийся в том же кадетском корпусе, в своих воспоминаниях писал: “Развивался Чокан быстро, опережая своих русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому же и другие преимущества. По воскресеньям тех кадетов, которые имели родственников или знакомых в городе, отпускали в город. У Чокана ни родных, ни знакомых в городе не было. Но им интересовались многие - киргизский мальчик, и притом такой способный, уже рисует, прежде чем поступить в заведение. Поэтому его охотно брали к себе в отпуск те, которые ценили такое необыкновенное явление”.
Первой мечтой Чокана уже в то время было далекое путешествие по Средней Азии и загадочному Китаю. Поэтому годы учебы в корпусе были для него как бы годами подготовки: к предстоящему путешествию. Он перечитал все книги, относящиеся к Востоку, изучая восточную филологию, “которая становилась уже его специальностью”.
Благодаря своей даровитости и настойчивости Чокан в первый же год выделился из среды кадетов, а в последующие годы учебы, когда ему было 14-15 лет, по воспоминаниям Потанина, он до того стал популярным, что “кадетское начальство начало на него смотреть, как на будущего исследователя и, может быть, ученого”
После окончания кадетского корпуса в чине карнета Ч. Валиханов был направлен в распоряжение Сибирского линейного казачьего войска. Даровитым молодым офицером вскоре заинтересовался генерал- губернатор Западной Сибири Гасфорт, который через год в октябре 1854 г. назначил его своим адъютантом.
Огромное значение для развития научной деятельности Ч. Валиханова имело его знакомство в Омске с выдающимся исследователем Азии академиком П. П.Семеновым-Тяншанским. Это было очевидно, зимой 1856 г., когда тот возвращался после своего знаменитого путешествия на Тянь-Шань и озеро Иссык-Куль. П. П.Семенов после первого же знакомства увидел в Валиханове пытливого, настойчивого и любознательного человека, мечтавшего посвятить свою жизнь науке на пользу своего народа. Он всецело поддерживает и одобряет его стремление при удобном случае ехать в Петербург и прослушать там специальный университетский курс по восточному факультету.
В 1858-59 годах Валиханов предпринял уникальную экспедицию: под видом мусульманского купца отправился в страну Кашгарию (ныне это на территории Китая, в пустыне Такла-Макан между Тянь-Шанем и Тибетом). Кашгария была тогда закрытым государством, а в 1857 году там был схвачен и казнен немецкий исследователь Шлагентвейт. Однако казах, чингизид и мусульманин Валиханов успешно изучил эту страну, не выдав себя, и первым "открыл" ее для европейцев.
"Экспедиция в Кашгарию."
Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке знаменитый Марко Поло, в XVII веке — некий монах-иезуит Гаес и во второй половине XIX века — англичанин, чьи имя и судьба остались неизвестными, и немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта, Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими как шпион и подлежал смертной казни.
В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему исполнился тогда 21 год. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
Во время пребывания в Кашгаре Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «страны шести городов» (Алтышаар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он установил подробности гибели в Кашгаре отважного Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены.
Валиханов пробыл в Кашгарии свыше пяти месяцев. За это время он собрал интереснейшие сведения по географии, социально-экономическим отношениям, истории и этнографии края, а также добыл редчайшие рукописи, хранившиеся в буддийских монастырях, куда ему удалось проникнуть. В Кашгаре же он изучил уйгурский язык. Результатом его поездки явился вошедший в собрание его сочинений «Отчет о состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858—1859
Кашгарская экспедиция создала Ч. Валиханову большую научную славу. Ученый мир России признал поездку Ч. Валиханова в Кашгарию большим и смелым научным подвигом. Для более подробного ознакомления с деятельностью Ч. Валиханова в Кашгарии осенью 1859г. он был вызван в Петербург в распоряжение Азиатскою департамента Министерства иностранных дел. Наряду с официальной службой в Министерстве иностранных дел и в военном министерстве по обработке материалов путешествия он приступил к осуществлению своей давней мечты: слушает университетский курс, изучает иностранные языки, знакомится с научной общественностью Петербурга и готовит к печати свои рукописи о Кашгарии.
Надломленное тяжелым путешествием, здоровье Валиханова не выдерживает сырого климата Петербурга, и его туберкулезное заболевание начинает прогрессировать. В результате этого он, по совету врачей, весной 1861 г. покидает русскую столицу и возвращается в родную степь, и отцовский аул Сырымбет.
Подкрепив несколько здоровье, Валиханов решает свою дальнейшую деятельность посвятить оказанию практической помощи своему угнетенному народу. С этой целью он во время выборов старшего султана Атбасарскою округа выставляет на этот пост свою кандидатуру. Этот шаг Ч. Валиханова местные феодалы и поддерживавшие их царские чиновники оценили, как эгоистическое стремление обрусевшего ханского потомка к власти с целью "отдать всех киргиз в солдаты, а их детей в школу". Но у Валиханова была другая, благородная цель, о чем он писал впоследствии Ф. М. Достоевскому: "Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз. При этом я думал более всего о том, чтобы, примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-Правитель. Они увидели бы, что человек истинно образованный не то, что русский чиновник, по действиям которого они составили свое мнение о русском воспитании".
В период с весны 1861 до зимы 1864 г. Ч. Валиханов постоянно живет и степи. Несмотря на свое плохое физическое и моральное состояние, он ведет борьбу с местными феодалами и царскими чиновниками, отстаивая интересы степного народа.
В такой тяжелой для него обстановке Ч. Валиханов не прекращает свою научную деятельность. В это время он пишет ряд исследований по истории кочевых народов, о происхождении и сущности религии и на историко-экономические темы. К ним относятся такие его работы, как "Следы шаманства среди киргиз", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи ", " Киргизское родословие", "О кочевках киргиз" несколько черновых заметок из истории хана Аблая. Собирает он также множество фольклорного материала.
В эти годы он не порывает связей со своими петербургскими и омскими друзьями, советуется с ними рассказывает о своих делах и интересуется событиями происходившими в то время в России. Из сохранившихся писем видно, что он в то время больше всего переписывался с писателем Ф. М. Достоевским, поэтами А. П. Майковым, К. К. Гутковским, Г. Н. Потаниным и др.
Осенью 1865 г. после продолжительной болезни Ч. Валиханов скончался. Похоронен Ч. Валиханов близ почтовой станции Алты -Эмель на территории нынешнего района имени 28 гвардейцев -панфиловцев Алма-Атинской области.
С горечью узнала научная общественность России о печальной судьбе талантливого сына казахского народа Ч.Валиханова. Особенно тяжело переживали эту утрату его близкие друзья и товарищи по службе и путешествиям. Один из офицеров русской армии известный своими исследованиям и Казахстана, Л. К. Т"ейнс, посетив могилу Ч. Валиханова в том же году, 'глубоко скорбя, писал в своем дневнике: "Жалко, жалко богатую голову, жалко натуру, так скоро сгоревшую от избытка сил". Вся бурная жизнь жизнь Ч. Валиханова, его яркая богатая научная деятельность является замечательным примером беззаветного служения своей родине и своему народу.
Высказывания современников об Уалиханове:
П. П. Семенов - Тяньшанский удивлялся, как этот юноша, происходя из кочевых племен, живя в глухой провинции, сумел накопить большой запас сведений и приобрести "громадную начитанность литературой о Востоке". "Обладая совершенно выдающимися способностями, - пишет он, Валиханов окончил с большим успехом курс в кадетском корпусе, а впоследствии уже в Петербурге под моим влиянием слушал лекции в университете и так хорошо освоился с французским и немецким языками, что сделался замечательным эрудитом Востока"
.
"Беседуя со стариками и вспоминая Шокана, - пишет Н.М. Ядринцев, - мы были свидетелями, как у этих, седых представителей киргизской степи полились слезы. Шокан - это была гордость, и любимое дитя своего времени. Таким он считался в воспоминаниях"
"... Чокан Валиханов является сыном двух народов, носителей двух побратавшихся демократических культур - русской и казахской... Его труды отличаются оригинальностью постановки важнейших проблем, тщательностью их разработки и высоким мастерством научного и литературного стиля..."
Академик П.Н.Федосеев
Школа-лицей №5
Классный час на тему
«181 лет Ш.Уалиханову»
11 «А» класс
Провела: классный руководитель 11а класса
Жусупова А.А.
Шалкар, 2017