Тема классного часа: «Семья и семейные ценности». (1-Б класс)
Цели: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья»,
познакомить с семейными ценностями и традициями семей учащихся.
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности:
-формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей;
- формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки;
-помочь ребенку оценить свое место в семье.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию
для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности,
эстетический вкус.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.
4. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование:
рисунки детей «Моя семья»
доска красочно оформленная рисунками детей и фото их семей
мультимедийное сопровождение, презентация к уроку, видеоклипы «Повесть
о Петре и Февронии», «Моя семья и семейные традиции», «Гимн семьи»,
динамическая физминутка «Моя семья»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Вступление.
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
- А начать урок мне бы хотелось с интересного задания на смекалку.
- Как называются такие задания? (Ребус)
- Разгадайте ребус. (Слайд 1)

СЕМЬЯ (Слайд 2)

- Как вы думаете, о чём пойдет сегодня наш разговор? (О семье)
Слайд 3
II. Основная часть.
1. Понятие «семья».
- Что же такое «семья»? Обратимся к толковому словарю С.Ожегова.
Семья- 1.Группа живущих вместе близких родственников.
2.Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Дружная школьная семья.
- В этом слове семь «Я». Что это значит? Как вы думаете?
- Это значит: «Я повторён в детях моих 7 раз».
Считалось, что в каждой семье должно быть 7 человек. Издавна цифра 7 считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
- Меняются времена, нравы, семимильными шагами движется вперёд научно-технический прогресс. Но во все времена непреложной ценностью остаётся семья. Почему? (Уч-ся высказывают своё мнение)
-Самое святое, что есть у человека в жизни, - это семья. Ради семьи мы готовы на любые подвиги и именно в семье находим радость, понимание, спокойствие и гармонию. Именно семья даёт нам силы жить и творить, радоваться каждому проявлению жизни.
2. Пословицы о семье.
- Вспомните пословицы о семье. Как вы их понимаете? (Слайд 4)

- Мудрые русские пословицы о семье отличаются житейской проницательностью и
пониманием важности сохранения крепкой и дружной семьи.
3. День семьи в России.
Среди множества торжественных дат особое место занимает День семьи. Этот праздник акцентирует внимание на традиционных человеческих ценностях и исторической преемственности поколений.
- Когда отмечается День семьи? (8 июля) (Слайд 5)

Решение о появлении данного праздника было принято в 2008 году.
У Дня семьи, любви и верности есть своя интересная история. Идея возникновения данного праздника принадлежит жителям города Мурома (Владимирской области), в котором хранятся мощи супругов Петра и Февронии, покровителей православного христианского брака.
(Слайд 6) 
История их любви и жизни дошла до наших дней благодаря «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая была написана в 16 веке Ермолаем Эразмом.
По легенде, князь Петр страдал от проказы. Однажды во сне ему было видение, что излечить его сможет дева Феврония из деревни Ласковой, которая находится в Рязанской земле. Петр нашел эту деву, она исцелила князя и стала его супругой.
Петр и Феврония были образцами супружеской любви, верности и семейного счастья. По преданию, они умерли в один день - 25 июня (8 июля - по новому стилю) 1228 года. Их тела, находящиеся в разных местах, каким-то чудом оказались в одном гробу. В 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, а их мощи хранятся в храме Свято-Троицкого монастыря в городе Муроме.
(Видеоролик о Петре и Февронии - Слайд 7)

- В этой повести герои проходят через многие испытания. А что они смогли сохранить в своей семье и стать покровителями брака и семьи?
4. Сценка «Семья».
- Прошло с тех пор много столетий. Многое изменилось с тех пор.
- Однажды я наблюдала за одной современной семьёй. И вот, что я увидела.
Слайд 8 
Ведущий.
Произошла история
Недавно иль давно.
История занятная,
Каких полным-полно.
Это шутка, в ней намек,
Если вдуматься — урок!
Вы на нас не обижайтесь,
Вникнуть в тему постарайтесь»
Сцену прерывает телефонный звонок. Мама (берет трубку).
Мама. Здравствуй, Любочка, подружка!
Ты давно мне не звонишь!
Может быть, сегодня в гости
На минутку забежишь?
Много дел? Ах, да, немало
Ждет домашних нас хлопот,
Надо ужин приготовить,
Постирать, сварить компот.
Мальчик (подходит с книжкой) .
Надоело мне играть,
Сказку можешь почитать?
Мама: Подожди ты, не гуди,
Лучше к папе подойди.
(Мальчик охает, пытается взять и посмотреть косметику, но мама легко бьет его по руке) .
Что ты? Кофточку купила?
Говоришь, красивый цвет?
Рюшки, бантики, оборки —
Замечательно, слов нет!
Да? Каблук такой высокий?
Сможешь ты такой носить?
Ах, как хочется мне тоже
Эти туфельки купить! (Кладет трубку) .
Мальчик.
Мама, скучно мне стоять.
Может нам с тобою вместе
В паровозик поиграть?
Мама.
Ах, мне некогда, сыночек,
Побежала я стирать,
Вон сидит на кресле папа,
Попроси его сыграть! (уходит)
Мальчик (подходит к папе и дергает его за рукав) .
Папа, папа, не читай,
Лучше в мячик поиграй!
Я тебя прошу давно,
Отведи меня в кино!
Папа.
Это все потом, мой милый,
Ты сходил бы погулять.
Мне же надо очень срочно
Всю рекламу дочитать.
И футбол сегодня будет!
(Гордо) .
Я — болельщик «Спартака»!
Мы в индейцев поиграем
Завтра вечером. Пока!
(Уходя).
А гулять. Об этом, кстати,
Попроси сестренку Катю.
Мальчик.
Катя, ты сегодня сможешь
Самолет дорисовать,
Или катер будем в ванной
Мы с тобою запускать.
Катя.
Скажешь тоже! Мне сегодня
В институте нужно быть,
Скоро лекция начнется,
Мне пора уж выходить.
А вчера знакомый Славка
Пригласил меня в кино.
Ни минуточки свободной,
Все расписано давно.
Уходит. Мальчик остается один, он в недоумении пожимает плечами.
Мальчик.
Тишина, сижу, зеваю.
Что же делать мне? Не знаю.
Ведущий.
Не сидится, не лежится, не гуляется ему
Мама, папа и сестренка!
Пожалейте вы ребенка…
Порисуйте, почитайте и в индейцев поиграйте,
Знайте, бедному ему скучно в доме одному.
Подрастет малыш, быть может вам когда-нибудь поможет.
- Как вы думаете, это счастливая семья?
- Чего не хватает членам этой семьи?
5. Семейные ценности.
- Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те человеческие качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.
- Прочитайте на лепестках, лежащих у вас на партах, названия качеств. Если вы считаете, что качество хорошее, выйдете к доске и прикрепите лепесток к серединке.
(На лепестках написаны положительные и отрицательные качества семьи)
- Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)
- Почему вы не выбрали остальные лепестки?
(Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).
- Пусть этот получившийся цветок – ромашка, символ семьи, любви и верности, принесет вашим семьям лишь только хорошее.
- Подумайте, эти качества ценны для нас в семье?
- Значит, эти качества можно назвать семейными ценностями.
6. Физминутка (динамическая) под песню А.Ермолаева «Моя семья».
7. Семейные традиции.
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
1) Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь дедушки, бабушки, мамы, папы?
2) Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку.
- А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
О́тчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Начиная с 15-го столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией, такое право имели только знатные люди.
Отчества незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин». Так появились отчества и фамилия людей.
3) Существует традиция собирать и хранить семейные фотографии и старинные вещи, оставшиеся от предков.
– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция?
4) Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
- Как вы проводите свободное время и отпуска в своей семье? Где побывали в течение лета?
5) Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
– Какие праздники отмечают в вашей семье?
(Рассказы детей о традициях в их семьях, Видеоролик)

7. Беседа о классном коллективе.
- А наш классный коллектив можно назвать семьей?
- Почему?
- А какие традиции существуют в нашей школьной семье? (Отмечать Дни рождения, праздники всем классом, участвовать во всех школьных мероприятиях всем классом)
У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.
8. Творческое задание.
-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы написали на ромашках – какие ценности должны воспитываться в нашей классной семье?
Дети выполняют задание под Клип «Гимн семьи»
9. Выставка детских работ.
На доске прикреплено «сердце класса». Ромашки с выполненным заданием крепят к сердцу.
III. Заключение. Рефлексия.
Рефлексия
- Давайте скажем несколько тёплых слов своим родным
Мама и папа для меня самые…
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
Вывод: - Скажите, что для вас – СЕМЬЯ?
1.Семья – это самое ёмкое слово.
В нём слышится «семя» - жизни основа.
Семь «Я» - это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней – надёжный источник.
2.Семья – это радостный детский смех.
Семья – это то, что в жизни нам дарит успех.
Пусть опорой друг другу родные!
И пусть всех минуют несчастья любые!
3.Семья – нашей жизни надёжный оплот,
Что в детстве и в старости нас бережёт.
Семья – на любви построенный дом,
Пусть радость и счастье царствуют в нём!
4.Пусть дети и взрослые помнят всегда:
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье своё пронести.
Пускай только лучшее ждёт впереди!
Учитель( слайд 9)

- Берегите свою семью, любите своих родных, чтите семейные традиции и семейные ценности. Семья – это самое главное, что есть у человека в жизни.