ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 1 Г.О. ЕНАКИЕВО»
Наши права – счастливое детство |
Воспитательное мероприятие |
|
Учитель 3-А класса Бояркина И.В. |
Тема: Наши права – счастливое детство.
Цель: дать общее представление о понятиях: ООН, "Всеобщая Декларация прав человека"; познакомить с понятиями «права детей»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни; создать условия для размышления детей о человеческих ценностях; вызвать чувство сознательности и ответственности за свои поступки.
Задачи:
Образовательные: учить детей правилам дискуссии, умению выслушивать мнения одноклассников, доказывать свою точку зрения.
Развивающие: развивать коммуникативные качества, умение анализировать, познавательные способности учащихся, словарный запас, кругозор.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.
Оборудование: аудиозапись «Детство» Ю. Шатунов, слайд с детскими фотографиями, рисунки детей, слайд с основными правами ребёнка, слайд фотографий с беспризорными детьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Бывают моменты жизни, когда хочется вернуть прошлое, уйти куда-то далеко, в страну детства – в страну прожитых моментов; в страну безумной, беззаботной не всегда весёлой жизни; в страну, где ты уже был и так тянет туда ещё… Конечно же, это детство!
1-й уч.
Мечта
Я хочу быть всего лишь ребёнком
И наивно смотреть в небеса,
В каждом облаке видеть котёнка
Или, может, мохнатого пса.
Видя ястреба, звать его птичкой,
Просто птичкой и больше никем.
Идти по улице с мамой за ручку
И улыбку дарить людям всем.
Учитель. Дети, в чём же заключается счастливое детство? (ответы детей: любовь, забота, защита, хорошие условия, образование, семья…)
- Тема сегодняшнего нашего классного часа звучит так: «Наши права – счастливое детство». (слайд 1)
III. Работа по теме.
3.1. Знакомство с понятием ООН.
(слайд 2) Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни». А, чтобы ваше детство было счастливым, это зависит, в первую очередь, от родителей, от самих вас, а также от государства.
2-й уч. В 1945 году, после окончания II мировой войны, люди многих стран решили, что для сохранения мира им надо объединиться. Зачем? Для того, чтобы разные конфликты между странами решались не военным путём, а мирным, за столом переговоров.
С этой целью в 1945г. была создана Организация Объединённых Наций (ООН).
3-й уч. А в 1948г. государства, которые вошли в ООН, подписали Общую Декларацию прав человека – документ, в котором они пообещали один одному и своему народу обеспечить гражданские права и свободы, равность всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность придерживаться своей религии и многое другое.
Учитель. Общая декларация прав человека – важный и полезный документ. Но в нём говорится про людей вообще – и ни одного слова про детей. А дети также нуждаются во внимании и защиты со стороны государства.
4-й уч. Именно поэтому в 1989г. ООН приняла отдельный документ под названием «Конвенция о правах ребёнка». Конвенция – это международное соглашение. В ней государства берут обязательства придерживаться прав каждого ребёнка. И наше государство также подписалось под этим документом, а это значит – пообещало миру заботиться о своих маленьких граждан.
5-й уч.
Имею право на свободу,
Имею право выбирать.
Права имею на учебу,
Но не имею право лгать.
6-й уч.
Предмет такой есть в школе "право",
Он учит правильно нас жить,
Определять: где ложь, где правда,
Отчизне верностью служить.
7-й уч.
Никто не вправе нас унизить,
Задев достоинство у нас.
Быть человеком очень сложно,
Но вы понять должны и нас!
3.2. Просмотр прав ребенка.
Учитель. Давайте вспомним, о каких правах ребёнка говорится в Конвенции? (слайды 3-14).
Право на жизнь.
Право на образование.
Право на медицинскую помощь.
Право на полезное и качественное питание.
Право на отдых.
Право на досуг.
Право на сохранение семейной связи.
Право на заботу со стороны взрослых.
Право на защиту от физического и психологического насилия.
Право на эксплуатацию физического труда.
Дети-инвалиды имеют право на защиту о их физическом и психологическом состоянии.
Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права.
Учитель. Молодцы, ребята. Вы сейчас процитировали статьи Конвенции о правах ребёнка, но нам надо узнать, хорошо ли вы знаетесь на своих правах и умеете ли вы их применять. Для начала послушаем стихотворение «Я - ребенок».
8-й уч.
Я — ребенок, я — человек,
Я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране,
Я имею право на то, чтоб любить
И на то, чтобы быть любимым,
Я имею права на то , чтобы жить
И на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле
Царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом
Всегда была тишина.
Я имею права, чтобы жить в семье,
Ведь семья любому нужна.
Много прав имеет дитя.
Но, я прошу об одном:
Чтобы в небе большом на огромной Земле
Всегда были мир и покой.
3.3. Сказочная правовая викторина.
Учитель. (слайд 15) Ребята, вы, наверное, заметили, что к нам на урок заглянуло чудесное солнышко. Оно очень просит нас помочь разобраться в некоторых ситуациях. Давайте проведём «Сказочную правовую викторину» (слайд 15) и на примере героев известных вам сказок попробуем объяснить статьи Конвенции о правах ребёнка. Свои ответы мы отправим нашему солнышку, чтоб оно нас всегда согревало.
Ситуация 1.
(слайд 16) Мачеха с утра до вечера заставляет Золушку работать. Бедной девочке запрещено играть с сёстрами, принимать участие в играх и проводить свободное время.
Какое право нарушено по отношению к Золушке?
(Право ребёнка на отдых и развлечения.)
Ситуация 2.
(слайд 17) У Зайца была избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Когда у Лисы изба растаяла, она выгнала Зайца из своего домика. Какое право нарушила Лиса?
(Право на неприкосновенность жилища.)
Ситуация 3.
(слайд 18) Волк ворвался в дом к семи козлятам и съел их. Какое здесь право нарушено?
(Право на жизнь.)
Ситуация 4.
(слайд 19) Маугли почти с рождения жил среди животных. Можно считать, что он имеет равные права с обычным ребёнком?
(Да, в Конвенции говорится, что ребёнком считается каждый, который ещё не достиг 18 лет.)
Ситуация 5.
(слайд 20) Доктор Айболит, в сказке К.И. Чуковского «Айболит», помогал всем животным осуществлять право на бесплатную медицинскую помощь.
(Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья, на бесплатную медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение.)
3.4. Инсценировка жизненных ситуаций.
Учитель. Ребята, вы все умнички, мы с заданием справились и помогли нашему солнышку разобраться в ситуациях. Но есть еще одна проблемка. Некоторые люди, к сожалению, в различных ситуациях используют такие слова: «Я имею право!», «Почему вы нарушаете мои права? Обычно, эти слова служат оправданиям лености, стремлениям что-то получить, не давая ничего взамен.
Давайте рассмотрим еще одни ситуации, в которых дети неуместно заявляют о своих правах. Ваше задание – определить, кто неправ.
(Слайд 21)
Ситуация № 1.
Мама. Сколько можно говорить тебе – после девяти часов вечера ты должна провести своих друзей. Ваша ужасная музыка надоедает всем!
Дочка. Но, мама! Ты всё равно не спишь в это время. К тому же, я имею право на свободу мирных собраний!
Учитель. Кто не прав?
(В данном случае поведение дочери притесняет права и свободы других членов семьи, что является нарушением порядка.)
Ситуация № 2.
Учитель. (обращается к ученику). Скажи, пожалуйста, почему ты не готов к уроку?
Ученик. Я решил совсем не посещать Ваши уроки английского языка. Они мне не интересны, к тому же я не собираюсь поступать в университет иностранных языков.
Учитель. Но школьную программу по английскому языку ты должен изучать.
Ученик. В таком случае я требую, чтоб меня учил другой учитель. Вы – слишком суровые, очень много требуете, по-моему, Вы сами не очень хорошо знаете английский язык.
Учитель. Ты ведёшь себя неуважительно и очень грубо. Я вынуждена вызвать твоих родителей.
Ученик. Это не грубость, а мои мысли. Я имею право свободно высказывать свои взгляды по разным вопросам, которые касаются меня.
Выводы.
Учитель. Конечно, мы хорошо понимаем, как неприятно, когда твоих родителей вызывают в школу. И, да, мы свободны в высказывании собственных мыслей. Но закон в этом случае на стороне учителя.
(Конвенция определяет за ребёнком право свободно высказывать собственные мысли, но это право ограничивается в некоторых случаях. В данной ситуации, ученик не хочет учить урок английского языка, поэтому ищет себе оправдания.)
Ситуация № 3.
2-я мама. Дочка, я пойду на работу. Пожалуйста, прибери в своей комнате, помой после себя посуду.
Дочка. Но, мама, у меня завтра контрольная работа!
2-я мама. Если поторопишься, успеешь и домашнюю работу выполнить, и к контрольной подготовиться.
Дочка. Между прочим, Конвенция о правах ребёнка защищает меня от любой работы, что мешает получению образования.
(В Конвенции идёт речь не о каждодневной домашней, посильной для ребёнка, работе, а об экономичной эксплуатации детей и приём их на работу. Самообслуживание не может стать помехой получения образования.)
3.5. Просмотр видеоролика и фотографий «Жизнь детей на улице».
Учитель. Предлагаю просмотреть фотографии и видеоролик детей, жизнь которых проходить на улице.
Просмотр слайдов (22-27)
- Это дети, которые лишены родительской любви, ласки, заботы, у них очень трудное, и не назовёшь счастливым детство. Для таких детей созданы детские дома, о них заботится государство. Но некоторые дети выбирают улицу потому, что хотят быть свободными от всех своих обязательств.
Есть и такие дети, у которых есть любящие родители, к сожалению, покидают свои дома. Начинают бродяжничать, жить на улице. Они уходят из дома, лишь только потому, что не хотят ходить в школу, выполнять уроки, слушаться своих родителей. Не хотят понимать слово «нельзя» и требуют от родителей невозможного.
Чтобы такого не было, любите и уважайте своих родителей. Относитесь к ним с пониманием, не требуйте невозможного, т.к. каждый живёт по своим возможностям. Если будете слушаться своих родителей, тогда ваше детство всегда будет счастливым.
3.6. Просмотр детских фотографий.
(Просмотр слайдов №29-43)
Учитель. Ребята, какая же жизнь вам больше нравится? Не ходить в школу, не делать уроки, не слушаться родителей, но жить на улице и быть свободным от всего? Или жить с родителями, но слушаться их, выполнять уроки, быть послушными и любящими детьми?
IV. Подведение итогов.
- Итак, подведём итоги нашего урока. У каждого из нас есть права, и мы должны хорошо их знать, чтобы защитить себя, если кто-то хочет нас обидеть. А также мы должны не только знать, но и выполнять все свои обязательства. И тогда в нашем государстве всегда будет мир, справедливость, доброта и счастливое детство.
(слайд № 44)
9-й ученик.
Донецк — любимый город мой родной!
Ты край цветов с большой душой,
Ты в сердце будешь жить всегда,
Моя любовь к тебе сильна.
Донецк — столица ты степных краев!
Гремит вокруг заводов рев,
На черном золоте стоит,
Лишь за тебя душа болит.
Донецк — ты воспитал своих детей,
Ты души их всегда согрей.
Пусть солнце светит над тобой.
Донецк — я верю станешь ты звездой!
Героев много здесь живет!
Пусть слава лишь к тебе идет,
В веках всегда ты будешь жить,
Мы будем город свой любить.
Донецк — ты кровь с вином и молоком,
Ты греешь всех своим теплом,
Пусть беды все тебя минут!
Донецк – тебя Дончане сберегут!
V. Рефлексия. (слайд № 45)
- Продолжите фразы:
Я понял (а) ….
Я хочу…
Для меня самое главное право – это…
Я могу сделать вывод…
И в завершении хочу сказать:
Товарищи: взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Спасибо за урок!