СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе пресечется род наш человеческий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе пресечется род наш человеческий»»

«Нельзя сердцу прекращать помнить,

Иначе пресечется род наш человеческий»

Цель: формирование патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свое Отечество и ее героев; увековечивание подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, родного края.

Ход урока

1.Организационный этап:

- Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на нашем первом классном часе в новом учебном году. Хотелось бы вам пожелать успехов в учебе и очень надеюсь, что наша совместная работа будет очень плодотворной и принесет большие результаты!

В 2020 году исполняется 75 лет со Дня Победы в самой трагической, героической и священной войне. Она была одним из тяжелых испытаний, которое перенесла страна с честью и достоинством. Война, о которой мы не вправе забывать.

2. Введение в тему:

- Ребята, мне бы хотелось начать наш классный час со стихотворения Рашида Кутдусова «Цена Победы».

Рано утром в сорок первом
Началась война.
Чтобы выбить супостата
Встала вся страна.

Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И в далёком сорок пятом
Всё же победил.

И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
"Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?

Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!"

Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: "Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ..

1. Шел солдат, утопая в болотах.

Шел солдат в огонь, под обстрел.

Если Родина скажет: «Надо! »

Ей солдат ответит «Есть! »

Встали все: и мал, и великий.

Нам героев война дала.

И никто не забыт, и ничто не забыто!

Мы навеки запомним их имена.

2. Четыре года войны.

3. 1418 дней.

1. 34 тысячи часов.

2. И более 27 млн погибших советских людей.

3. 27 млн – это значит, что каждый восьмой житель нашей страны погиб во время войны.

4. 27 млн – это значит 14 тыс. убитых ежедневно.

5. 27 млн – это значит, что каждую минуту погибало 10 человек. А сколько было раненых, искалеченных войной судеб! Сколько осталось вдов и сирот после войны!

Учитель:А какой мерой можно измерить героизм советских солдат, испытавших все тяготы войны, бросавших свое тело под фашистские танки, месивших своими обмороженными ногами осеннюю грязь и зимний снег, прошедших, не смотря на потери своих друзей и близких.

- Учитель: А какие возникают у вас чувства, когда мы говорим о Великой Отечественной Войне? Давайте все вместе составим ассоциаограмму. (Учитель предлагает сделать ассоциограмму: на доске пишем слово ВОЙНА , учащиеся на отдельных листах пишут свои ассоциации и чувства, связанные с этим словом и крепят вокруг этого слова. Таким образом, наглядно видно, что дети чувствуют, когда говорят о войне).

-Учитель:Давайте с вами вспомним основные моменты, связанные с Великой Отечественной Войной. И первый вопрос, с которого хотелось бы начать, это то, когда началась Великая Отечественная Война? Какая страна стала нашим противником? И каковы были на это причины?

- (Обучающиеся): 22 июня 1941 года 3ч.30 мин утра происходят налеты немецкой авиации на города Белоруссии, Украины, Прибалтику.
22 июня 1941 года 4ч.утра - начало наступления немецких войск. В боевые действия вступили 153 немецких дивизии, 3712 танков и 4950 боевых самолетов. Силы противника в несколько раз превосходили силы Красной Армии, как в численности, так и в оснащении боевой техникой).

- Ребята, а какие основные события, битвы, сражения вы знаете, которые коренным образом меняли ход войны?

- (Обучающиеся) 22 июня -20-е числа июля 1941 года. Оборона Брестской крепости. Первым стратегическим пунктом, расположенным на направлении главного удара (на Минск и Москву) был Брест и Брестская крепость, которую немецкое командование планировало захватить в первые часы войны. 9 июля 1941г. - противник занял Минск. Силы были не равны. Советские войска испытывали острую нужду в боеприпасах, а чтобы подвезти их не хватало ни транспорта, ни горючего, к тому же часть складов пришлось взорвать, остальные захватил противник.

10 июля — 10 сентября 1941 г. Смоленское сражение. Замысел противника состоял в том, чтобы открыть путь на Москву. Смоленское сражение началось 10 июля и затянулось на два месяца — срок, на который совершенно не рассчитывало немецкое командование. Несмотря на все усилия, выполнить задачу по разгрому противника в районе Смоленска войска Западного фронта так и не смогли.

Блокада Ленинграда:21 августа 1941 года начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. В сентябре жестокие бои продолжались в непосредственной близости к городу. Но преодолеть сопротивление защитников города и взять Ленинград немецкие войска так и не смогли. Тогда немецкое командование решило взять город измором. С 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года продолжалась блокада Ленинграда. Наиболее тяжелой для ленинградцев была зима 1941/42 года. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. Вышел из строя водопровод, было разрушено 78 км канализационной сети. Перестали работать коммунальные предприятия. Иссякали запасы продовольствия, с 20 ноября были введены самые низкие нормы хлеба за все время блокады – 250 граммов рабочим и 125 граммов служащим и иждивенцам. Но и в тяжелейших условиях блокады Ленинград продолжал сражаться. блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года.

Битва за Москву: С 13 октября 1941 года разгорелись ожесточенные бои на всех оперативно важных направлениях, ведущих к Москве.
С 20 октября 1941 года в Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение. Второй этап наступления на Москву, под названием "Тайфун", немецкое командование начало 15 ноября 1941 года. Бои были очень тяжелыми.

Завершилось контрнаступление советских войск под Москвой 7 января 1942 года.

Сталинградская битва (17 июля 1942 года - 2 февраля 1943 года): Оборонительные действия советских войск на Сталинградском направлении велись в течение 125 дней. Дни и ночи не прекращались бои на улицах города, в домах, на заводах, на берегу Волги. Наши части, понеся большие потери, все же держали оборону, не оставляя город.

"Поражение под Сталинградом, - как пишет об этом генерал-лейтенант гитлеровской армии Вестфаль, - повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск".

Июль 1942 года - 9 октября 1943 года. Битва за Кавказ
5 июля 1943г. – май 1944года.  Битва на Курской дуге.
В 1943 году гитлеровское командование решило провести свое генеральное наступление в районе Курска.
5 июля 1943г. немецкие войска начали наступление. Первая атака была отбита. Однако, затем советским войскам пришлось отойти. Бои были очень напряженными и добиться значительного успеха немцам не удалось. Противник не решил ни одной из поставленных задач и в конечном итоге вынужден был прекратить наступление и перейти к обороне.
Битва за Берлин (16 апреля – 2 мая 1945 года) была особой, ни с чем несравнимой операцией, определяющий исход войны.

Штурм Берлина:20 апреля начался штурм Берлина. 30 апреля рано утром начался штурм рейхстага. Около 15 часов 30 апреля над рейхстагом было водружено Красное знамя.

И завершающим финалом Великой Отечественной войны стал парад Победы, проведенный 24 июня в Москве. Десять фронтов и Военно-морской флот послали для участия в нем своих лучших воинов. Среди них были и представители польской армии. Сводные полки фронтов во главе со своими прославленными полководцами под боевыми знаменами прошли торжественным маршем по Красной площади.

- (Учитель) Мы знаем, что творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Имена, каких военачальников Великой Отечественной войны вы знаете?

-(Обучающиеся) наш верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин, Георгий Константинович Жуков, Александр Михайлович Василевский , маршал Константин Константинович Рокоссовский и другие.

Даже представить невозможно ту страшную цену, которую заплатил наш народ за Великую Победу!

Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту.

Вот что такое 20 миллионов!

В наши сердца с огромной силой стучат 20 млн. жизней погибших.

Нужно помнить о них!

- (Учитель) Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу. В последние годы в это время, незадолго до 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?

-(Обучающиеся) такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

- (Учитель) Верно! Ребята, сегодня наш первый урок проходит 2 сентября, это тоже очень знаменательная дата для жителей Славяносербского района . Чем эта дата знаменательна?

- (Обучающиеся)- 2 сентября – день освобождения Славяносербщины .

- (Учитель) Ребята, а какие чувства и ассоциации у вас возникают со словом «МИР»? (Учитель предлагает сделать ассоциограмму: на доске пишем слово МИР, учащиеся на отдельных листах пишут свои ассоциации и чувства, связанные с этим словом и крепят вокруг этого слова).- (Учитель). Молодцы! Скажем -НЕТ – войне, ДА - миру!!!-

- Война - это 1710 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 48 тысяч километров железнодорожных путей.

-Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

-Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

-Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот очищая мир от фашизма - 4 года - 1418 дней.


-Ученик: Звание Героя Советского Союза – высшая степень отличия за заслуги перед Отечеством. За годы ВОВ медалью «Золотая Звезда» было удостоено 11638 человек. Награду эту можно было получить несколько раз. Но до ВОВ не было трижды героев. За годы войны их было трое. Командарм Семен Буденный, летчик Иван Кожедуб, сбивший 62 самолета противника и летчик - истребитель, Александр Покрышкин,сбивший 58 самолетов. Орденом «Красной Звезды» было награждено 2 млн. 860 тыс. человек. Орденом Отечественной войны Первой степени – 350 тыс. человек, Второй степени – более 1 млн.

Орденом «Славы» Третьей степени - более 970 тыс. чел., Второй степени - более 46 тыс. чел., Первой степени – 2 тыс.678 чел. И орденом «Славы» всех трех степеней около 2 тыс.671 чел., среди которых 4 женщин.

А есть еще один орден, которым награждаются каждые десять лет ветераны войны. Это - орден Победы.

В память о событиях и защитниках в каждом городе, поселке воздвигнуты обелиски, сооружены мемориальные комплексы.

. Ученик: 30 апреля 1945 г. советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине, столице Германии, Знамя Победы.

8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.

-Ученик читает отрывок из стихотворение Игалы «Парад Победы»

В который раз уже Парад Победы
Смотрю я со слезами на глазах,
Какие муки вынести и беды,
Нам выпало, чтоб дальше жить в веках!...
И выстояли в битве той ужасной,
Столицу отстояли в тех боях
И жизнь свою отдали не напрасно-
Враги бежали, обретая страх.
Прошли года, но помнит Мать-Отчизна
Всех, кто сумел Победу отстоять,
Не пожалевших для Победы жизни,
Чтоб жить в сердцах людей и побеждать!

-Ученик: 395-ая шахтерская дивизия, защищавшая подступы к Луганску, молодежная подпольная организация «Молодая гвардия», дети-герои, партизаны, труженики тыла, несгибаемые ленинградцы, защитники Сталинграда ( Волгограда ), герои-танкисты, летчики, пехотинцы – всем несгибаемым и непокоренным – вечная память!!!

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!

- Благодарим, солдаты, вас.

1. За жизнь,

2. За детство,

3. За весну,

4. За тишину,

5. За мирный дом

1. За мир, в котором мы живем.

Все:Благодарим!

Ученик:

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Ученик:

.Слава вам, храбрые!

Слава, бесстрашные!

Вечную память поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрет!

Учитель: Память о тех, кто отдал жизнь ради Победы, просим почтить минутой молчания.

- Минута молчания.

-Рефлексия.

-Учитель читает отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»:

Помните!

Через века,

Через года, -

Помните!

О тех,

Кто уже не придет

Никогда, -

Помните!

В горле сдержите стоны,

Памяти

Павших

Будьте

Достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью

Просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте

Достойны!

Люди!

Покуда сердца

Стучатся, -

Помните!

Какой ценой

Завоевано счастье, -

Песню свою

Отправляя в полет, -

Помните!

О тех,

Кто уже никогда не споет, -

Помните!

Детям своим

Расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям

Детей

Расскажите о них,

Чтобы тоже

Запомнили!

Во все времена

Бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам

Ведя корабли, -

О погибших

Помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли.

Убейте войну,

Прокляните

Войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет

Никогда, -

Заклинаю, -

Помните!



(Учитель) Ребята, вам понравился наш классный час? Был ли он полезен для вас? Что нового вы сегодня узнали? Как вы считаете, важно ли разговаривать об этом и помнить такие события?