Классный час «Немеркнущая слава Сталинграда»
Цель: закрепить знания детей по истории Сталинградской битвы.
Задачи:
показать историческое значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны,
привлечь внимание молодого поколения к фактам отечественной истории.
воспитывать на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов чувства патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации по истории Сталинградской битвы, раздаточный материал.
Целевая аудитория: учащиеся 8 класса.
Ход классного часа
Беседа.
Ребята, 2 февраля мы отмечаем важный праздник – какой? (День разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.)
Назовите даты начала и окончания Сталинградской битвы. (Слайд 1)
Этот день особенно дорог для нас, жителей Волгограда - именно здесь кровопролитная Сталинградская битва закончилась победой и ознаменовала начало коренного перелома не только в ходе Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. На сталинградской земле рухнули планы немецкого командования, недаром Гитлер объявил в Германии трехдневный траур.
Чтение стихотворения учениками.(Слайды 2-8)
Ребята прочитают стихотворение, написанное Игорем Георгиевичем Аржановым, участником Сталинградской битвы, рядовым 106-го стрелкового полка З6-й гвардейской дивизии.
В резной шкатулке много лет
Лежит бесценная награда –
Медаль, которой равной нет,
«За оборону Сталинграда».
Ее я бережно достал,
И что-то в сердце защемило.
Я будто вновь солдатом стал
И вспомнил все, как это было.
Второй уж год как шла война,
А мы, как прежде, отходили.
Была ли наша в том вина,
Что мы до Волги отступили?
Нам нечем было воевать,
Патроны штучно выделяли.
Порой хотелось закричать,
А мы, потупя взор, молчали.
Винтовка, штык да котелок –
Вот все, что мы тогда имели.
Табак давали, правда, впрок,
Но часто впроголодь сидели.
В ту пору, в тот суровый год
Судьба России предрешалась,
И под пятой фашистских орд
Земля от гнева содрогалась.
Да, мы стыдились матерей,
Которых в рабстве оставляли.
И взгляда маленьких детей,
Глотая слезы, избегали.
Где был когда-то Сталинград,
Печные трубы лишь торчали.
Стоял густой зловонный смрад,
И трупы на полях лежали.
Нет, мы не грелись у костров,
В мороз и стужу замерзали
И, расчесавши тело в кровь,
Мы вошь из складок выгребали.
Вгрызались в землю, как могли.
Надежней места не искали.
«За Волгой нет для нас земли», –
Как клятву часто повторяли.
Нас гусеницами давили,
Нас жгли безжалостно огнем.
С утра до ночи нас бомбили
И прошивали грудь свинцом.
Но каждый верил, каждый знал:
Такое долго не продлится.
И, наконец, тот день настал,
Который должен был свершиться.
Собрался с силой исполин,
И вспомнив доблесть вековую,
Народ поднялся как один
На смертный бой за Русь святую.
Загрохотало все кругом,
Пошли вперед наши солдаты,
Туда, на запад, день за днем,
Пока не пробил час расплаты.
Наш меч сурово покарал
Фашистов в собственной берлоге,
И путь к прозренью показал
Для тех, кто сбился на дороге.
Доныне часто по ночам
Во сне былое воскресает.
Мы до сих пор воюем там,
И кто-то снова умирает.
На Волге возродился град
Еще прекрасней и чудесней.
Для нас он – прежний Сталинград.
Его не вычеркнешь из песни.
Там, на Мамаевом кургане,
Вознесся ввысь мемориал,
Он для потомков в назиданье
И в память тем, кто смертью пал.
Чтоб мир надолго сохранить,
Чтоб сердце болью не щемило,
Народ, умевший победить,
Обязан помнить все, как было.
Пусть будет счастлив наш народ,
Пусть жизни радуются дети,
Но строго помнят наперед –
Они теперь за все в ответе.
Выполнение заданий.
Ребята, я предлагаю вам вспомнить важнейшие события великой битвы, а заодно каждый из вас сможет проверить свои знания нашей истории.
Индивидуальная работа у доски.
На доске: установить соответствие между героем, изображенном на портрете, и его подвигом.
Групповая работа.
Группы учащихся из четырех человек работают с текстом, в котором нужно заполнить пробелы. Учитываются правильность и быстрота выполнения задания.
Проверка работы и подведение её итогов.
Заключительное слово учителя. (Слайды 9-10)
Волгоград – Сталинград,
Души павших солдат
Всё горят – просто некуда деться.
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.
Мы – наследники Великой Победы и наш долг – бережно хранить память о людях, ценою жизни которых стала наша жизнь. Всегда об этом помните.
Приложение
Текст с пробелами для групповой работы
Летом 1942 года фашисты рвались к Сталинграду и Кавказу. Гитлер планировал захватить Сталинград всего за _______________, но Сталинградская битва продолжалась _________ дней и ночей.
28 июля 1942 года Сталин издал приказ № 227, который стал известен под названием _____________________. И защитники города стояли насмерть. Их девизом стали слова "_______________________________________" .
Сталинград защищали _______ армия во главе с генералом Чуйковым и _______ армия во главе с генералом Шумиловым. 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерала _________________ переправилась через Волгу под огнем врага, без прикрытия артиллерии, и тут же перешла в атаку, неожиданную для противника.
С 23 по 26 августа немцы беспощадно бомбили город, шестьсот вражеских бомбардировщиков совершали в день ________ вылетов. Сотни тысяч зажигательных, фугасных и осколочных бомб беспрестанно сыпались на Сталинград. Город полыхал, задыхаясь от дыма, захлебываясь кровью. Щедро сдобренная нефтью, горела и ____________, отрезая людям путь к спасению. В считанные часы город практически был стерт с лица Земли. Дома, театры, школы - все превратилось в руины. Разрушены и 309 предприятий Сталинграда. Уничтожены транспорт, связь, водопровод. Погибло около _____________ жителей Сталинграда, около 100 тысяч ранены.
В городе шли сражения за каждую ______________, каждый дом, каждый клочок земли. Стратегические объекты по нескольку раз на день переходили из рук в руки. Фашисты за 38 дней захватили всю Францию, но в Сталинграде за это время они смогли продвинуться с одной стороны улицы на другую. Всем известен ________________, в котором в течение ________ дней героически держали оборону несколько десятков советских солдат во главе с сержантом Яковом Павловым и лейтенантом Иваном Афанасьевым.
Кровопролитные бои в течении 135 дней шли за ___________________ , который на картах был отмечен как высота __________ . После окончания сражения там еще 2 года не росла трава.
План советского контрнаступления "______________" , разработанный под руководством генералов Жукова и Василевского, стал осуществляться ____ ноября 1942 г. В результате в кольцо окружения попали ___________ нацистов 6ой армии во главе с _______________ . В ходе советской операции "Кольцо" окруженные фашисты были разделены на 2 группы. 31 января 1943г. _____________ стал первым фельдмаршалом вермахта, сдавшимся в плен. Остатки фашистов капитулировали ______________ 1943 г. Сталинград победил!
Подписи к портретам для задания на установление соответствия
Юная разведчица, 7 раз ходившая в тыл врага добывать важные сведения. Ни разу не ошиблась.
Младший сержант, командир отделения, закрыл собой амбразуру немецкого дзота, обеспечив наступление роты.
Санинструктор, подняла в бой бойцов, заменив убитого командира, уничтожила 15 фашистов и была смертельно ранена.
Разведчик 12 раз ходил за линию фронта и добывал важную секретную информацию. Был схвачен, подвергнут пыткам и повешен фашистами.
Пуля попала в одну из бутылок с горючей смесью, жидкость разлилась по телу бойца и воспламенилась. Став "горящим факелом", он бросился на танк и разбил об него вторую бутылку.
Снайпер, за 2 месяца в Сталинграде уничтожил 225 фашистов. Почетный гражданин Волгограда.
Николай Сердюков
Михаил Паникаха
Василий Зайцев
Гуля Королёва
Саша Филиппов
Люся Радыно