Классный час "Профилактика драк как проявление агрессивности у школьников"
Классный час «Невозможно жить без … драк?»
Цели: профилактика агрессивного поведения учащихся
сплотить детский коллектив;
воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость, милосердие по отношению друг к другу,
умение находить общий язык с окружающими;
развивать познавательную активность учащихся.
Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.
- вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.
- развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.
- воспитание уважительного отношения друг к другу.
Ход классного часа.
(на слайде начало предложения : невозможно жить…)
Уч.: Как вы думаете, без чего невозможно жить?
(дети: без семьи, друзей, мамы и т.д.)
Уч.: Посмотрите на продолжение фразы: Невозможно жить без драк.
- Вы согласны с этим?
- Поднимите руки те, кто хоть раз ударил кого-нибудь. Значит, нельзя без драк?
А как избежать драк?
(ответы детей фиксируются на доске)
Уч. Я думаю, что все догадались, что речь сегодня пойдет о драках, а, вернее, о том, как их избежать. Сначала выясним, что такое драка.
Драка – это взаимные побои, вызванные ссорой, скандалом.
А после драки есть те, кто остаются довольными?
(Рассматриваем последствия драк)
Уч.: Давайте поиграем в писателей. Разделимся на две команды: первая- писатели- реалисты, которые придумывают то, то может быть на самом деле. А вторые- фантасты. Я читаю начало рассказа, а вы придумайте его продолжение.
1.Коля пришел в класс в начале второй четверти. В первый же день успел подраться с Мишей из- за стула. Ребята решили…
2.Во время перемены Коля нечаянно толкнул Мишу. Миша в ответ…
3.Коля отобрал и Миши его ручку. Никита видел все это и …
Уч.: А сейчас после трудной работы предлагаю немного отдохнуть и послушать стихи. Которые, кстати, тоже относятся к нашему занятию.
1ученик:. Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой лягнул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
2ученик. СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.
И сидит тихонечко.
3 ученик. ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!
Уч.: Спасибо за эти поучительные стихи. А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
Уч.: А теперь посмотрите на конкретные советы, как избежать драк.
Если тебя рассердили действия одноклассника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем делать следующее:
Снять напряжение с помощью счёта до 10;
Умывания или обмывания рук;
Направления агрессии на неодушевлённый предмет (эспандер, шарики, подушку, боксёрскую грушу и т. д.);
Агрессию направить в другую сторону: проявить заботу, милосердие к ближним.
Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.
Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:
Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс;
Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:
- Я зол, но отказываюсь драться с тобой.
- Я возмущён твоим поведением.
Вопросы к учащимся: Что такое драка и каковы причины ее возникновения?.
Как вы считаете, актуальна ли эта тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки?.. (Ответы детей.)
Драки являются следствием агрессии человека. Заглянем в словарь: агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.
Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие? Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. (слайды презентации)
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д. (слайды презентации)
Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.
Зато оно подходит для: рукоприкладства; прямых оскорблений, в т. ч. и "невинных" дерганий девочек за косички; ущемляющих достоинство "дразнилок" и "обзывалок". (слайды презентации)
Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим. (слайды презентации)
Учащимся предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях.
Заполнение опросника поможет им осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у них агрессивные чувства.
Вопросы опросника: «Что вызывает во мне агрессию»
1. Я терпеть не могу, когда .
2. Я не могу слышать .
3. Я очень сильно раздражаюсь, когда .
4. Когда я злюсь, .
5. Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием
(Дети в течение 5 мин заполняют опросник.)
Учитель предлагает всем вместе выработать способы: действия во время драки; саморегуляции, когда "чешутся руки" и хочется подраться; противодействия, когда вас кто-либо втягивает в драку.
(С помощью расчета (считалкой или др) учащихся разбиваются на 3 группы, которые в течение 10 мин разрабатывают способы реагирования в различных ситуациях, а затем представляют и обосновывают их.)
После обсуждения способов реагирования, учащимся предлагается практическое занятие по их использованию (работают в парах).
Если вас втягивают в драку:
1. Переведите конфликт в шутку.
2. Отойдите в сторону.
3. Зайдите в класс.
4. Не нападайте первым.
Передайте обидчику свои чувства следующими словами:
– "Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой".
– "Я возмущен твоим поведением".
– "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".
– "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?".
Итак в результате сегодняшнего занятия нам удалось выработать следующие рекомендации:
Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то мы предлагаем:
1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.
2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).
3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).
4. Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.
Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:
1. Снять напряжение с помощью: счета до 10; умывания рук.
2. Направить агрессию на неодушевленный предмет: эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома; боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.
3. Пойти к психологу.
4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.
Если вас втягивают в драку:
1. Переведите конфликт в шутку.
2. Отойдите в сторону.
3. Зайдите в класс.
4. Не нападайте первым.
Передайте обидчику свои чувства следующими словами:
– "Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой".
– "Я возмущен твоим поведением".
– "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".
– "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?".
Заключение:
Учитель:
УМЕТЬ ПРОЩАТЬ...
Да. Это сложно.
Порою, даже невозможно...
Не месть приносит облегченье,
не зло в ответ, а лишь ПРОЩЕНЬЕ...
И пусть СУДЬБА сама решит, за что и как вознаградит...
Ведь тот, кто сеет зло вокруг, сам попадает в этот круг...
Стихотворение: «__