«Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (М.Ю. Лермонтов)
Классный час, посвященный 200-летию Бородинского сражения
Цели: развитие у детей чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интереса к истории своей страны, формирования активной гражданской позиции.
Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте, ребята, родители, гости! Поздравляю вас с первым учебным днём! Хочу пожелать вам успехов в новом учебном году, ведь для вас этот год не совсем обычный. Вы закончили начальную школу и перешли в среднее звено.
Россия… Родина… Отечество…- эти слова мы впервые слышим в детстве, и на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина –это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где познал первые радости и неудачи.
Выступление детей (сопровождается презентацией):
1чтец. Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!
2 чтец Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Все стареет.
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звездного крыла.
А взгляни – все то - же небо синее,
И над волгой та же тень орла.
3 чтец . И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет,
А Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.
4 чтец. Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –
И навек останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.
Учитель: На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Любовь к Родине и защита Родины всегда были понятиями неразделимыми. В этом году отмечается 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года
Учитель: На Бородинском поле русские нанесли наполеоновской армии удар такой силы, что эта армия уже не могла оправиться. Бородинское сражение положило начало разгрому «великой армии» Наполеона.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Бородинское сражение положило начало разгрому «великой армии» Наполеона. Но с чего же всё начиналось?
3. Сообщения детей о Наполеоне. .
1 ребёнок. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал правителем Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.
2 ребёнок В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира... Остается Россия, но я раздавлю её»,-заявил Наполеон перед вторжением в Россию.
Учитель: На рассвете 12 июня 1812 года “Великая армия” Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Главной целью Наполеон считал взятие Москвы. Он говорил: “Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но заняв Москву, я поражу ее в самое сердце”. Разрозненная русская армия не могла дать генерального пограничного сражения. Она начала вынужденное отступление вглубь российской территории. Русские войска во время долгого отступления ждали боя. Они были полны решимости померяться силами с противником и готовы лучше умереть, чем пропустить врага.
5 чтец. Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
Учитель: 8 августа главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. «Приехал Кутузов бить французов», — говорили солдаты.
3 ребёнок. Михаил Илларионович Кутузов - прославленный полководец. Несмотря на статус единственного сына, воспитание юный Михаил получил достаточно жесткое. Первые годы его образование проходило на дому, а уже в четырнадцать лет он поступает в Дворянскую академию. Окончив учебу в 1759 с отличием, Кутузов остается преподавать там математику. Настоящей школой воинского мастерства стало его участие в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, во время которой он получил два тяжелейших ранения. Самым главным событием в биографии Кутузова стало его назначение главнокомандующим русской армией. Кутузов начал подготовку к решительному сражению.
Учитель: Местом для битвы было выбрано большое поле около деревни Бородино, в 110 км от Москвы.
6 чтец: И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут…
Сражение началось на рассвете 26 августа.
7 чтец: Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
8 чтец: Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнуло между нами,
Все побывали тут.
9 чтец: Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Учитель: В Бородинском сражении с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч – французов). Только за один день было убито и ранено 100 тысяч человек. В сражении не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи. Французская армия уже не могла победить россиян, а русская армия была еще не в силах разгромить французов. Но славу непобедимости Наполеон потерял.
После Бородинской битвы Главнокомандующий Кутузов на совете в подмосковной деревне Фили принимает непростое решение: оставить Москву. Попробуем представить себе, как это было. (сценка)
Ученики инсценируют отрывок из пьесы Е.П. Карпова «Пожар Москвы».
Беннигсен (посмотрев на Кутузова, говорит громко, уверенно)
Итак, я позволю себе, господа, предложить вопрос: выгоднее ли сразиться под стенами священной Москвы или оставить ее неприятелю.
Кутузов (быстро поднимает голову и резко прерывает Беннигсена).Участь не только армии, Москвы, но и всей России зависит от решения сего вопроса
Кутузов (спокойнее).
Позиция наша на Воробьевых горах крайне невыгодна. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами, вся армия будет уничтожена до последнего человека, а оборона Москвы невозможна!
Ермолов. Но Москва будет разграблена! Я бы атаковал неприятеля.
Беннигсен (с пафосом).
Подумали ли о стыде: оставить неприятелю древнюю священную столицу без единого выстрела?
Кутузов (глубоко взволнованный) Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия! Посему я намерен отступать по Рязанской дороге.
Ермолов. Царь Александр требует дать новое сражение 1 сентября.
Кутузов. Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собою для блага Отечества. Приказываю отступать!
Учитель: 2(12) сентября русская армия оставила Москву. В тот же день французы вошли в Москву. Город был пуст, москвичи покинули его, перед этим устроив там пожар.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Положение Наполеоновской армии быстро ухудшалось. Приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. Французская армия в Москве начала голодать. Солдатам приходилось есть конину. Попытки Наполеона заключить мир с Россией не увенчались успехом, и он решил, что настало время уходить из Москвы. На этот раз Наполеон решил не искушать судьбу и дал приказ отступать. Так на подмосковной земле летом-осенью 1812 года было положено начало гибели армии Наполеона и его империи. Отступающие французские колонны подвергались непрерывным ударам казаков и партизан.
2 5 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.
Викторина
В каком году была война?
Какие две страны участвовали в войне?
Кто первый начал войну?
Какие знаменитые полководцы участвовали в войне?
Где было страшное сражение?
Кто его выиграл?
В какой деревне Кутузов собирал генералов?
Что там было решено?
Правильно ли поступил Кутузов?
Что русские сделали с Москвой?
Кто выиграл войну?
Беседа:
Тема нашего классного часа: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - как вы понимаете эти слова? (подвести детей к высказываниям о мире)
А что такое мир? Что значит это слово для вас?
Рефлексия:
Перед вами на столах лежат солнышки, напишите на них пожелания мира, добра и т.д. Подарите эти солнышки нашим гостям
(Пока дети пишут пожелания –проигрывается песня»Солнечный круг»)