Классный час для 5 класса «О беде по имени СПИД»
Цель: познакомить учащихся с первичным понятиями о СПИДе, о способах распространения заболевания и мерах профилактики. Привлечь внимание учащихся к проблеме СПИДа. Формировать у них отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: презентация, иллюстрации по теме классного часа,
Ход классного часа
Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на эти буквы и попробуйте составить слово. (Дети называют слово «СПИД»).
Сегодня мы поговорим «О беде по имени СПИД». Так звучит тема нашего классного часа.
Давайте посмотрим, что же означает каждая буква в этом слове.
С – синдром (признаки болезней);
П – приобретенного (СПИД – болезнь не наследственная, она передаётся от больного человека здоровому);
И – иммуно- (связанный с иммунной системой человека);
Д – дефицита (недостаточность защитных сил организма).
Учитель. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – такое название получила тяжелейшая болезнь нашего времени, от которой страдают взрослые и дети во всем мире.
Это смертельное заболевание, которое люди лечить, пока не научились.
Впервые СПИД был зарегистрирован в США весной 1981 года. В настоящее время в мире больных СПИДом около 1 миллиона, а зараженных – более 10 миллионов человек.
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день во всем мире проводиться много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему.
Учитель. Вирус этой болезни передается от человека к человеку через кровь, потому этой болезнью чаще всего болею взрослые. СПИД – это неизлечимая болезнь. От нее умирают. Ученые еще не создали таблеток и микстур для лечения, поэтому чтобы не заразиться, надо следить за своим здоровьем и заниматься профилактикой.
Профилактика – это правила поведения, которые помогут избежать заражения. Надо соблюдать личную гигиену: чистить зубы собственной щеткой, ни с кем не обмениваться. Гуляя на улице, не поднимать и не прикасаться к выброшенным иглам, лезвиям, шприцам и другим колющим и режущим предметам, так как они могут быть загрязнены кровью, в которой находиться вирус.
Учитель: А дальше мы послушаем вас, как вы будете отвечать на вопросы по данной теме.
Вопрос первый. Что такое СПИД?
СПИД вызывается вирусом, который называется ВИЧ-инфекция (вирус иммунодефицита человека).
Вирус – это очень маленький организм, который способен вызывать разные заболевания, в том числе и СПИД.
Вирус ВИЧ был открыт учеными Парижа и Америки. Распространялся особенно быстро в центральной Африке. ВИЧ может размножаться только внутри клеток зараженного человека. Он остается там навсегда. Этот вирус попадает в кровь и повреждает белые кровяные клетки (лимфоциты), которые являются важной защитной системой организма.
Человек, зараженный вирусом СПИДа (вирус ВИЧ – это ещё не болезнь), может заболеть и умереть от обычной простуды. Дело в том, что поражение организма этим вирусом ослабляет защитные, иммунные силы человека (иммунитет – это невосприимчивость к разным болезням). Природная защита организма не справляется, её недостаточно (то есть – она в дефиците). И организм начинает разрушаться из-за простого насморка.
Зараженный этим вирусом человек, может длительное время не чувствовать признаков заболевания и считать себя здоровым, но активно распространять инфекцию.
Вирус может существовать вне организма в течение короткого времени. Он очень чувствителен к теплу и умирает при температуре 56 градусов Цельсия.
Вопрос второй. Как передается СПИД?
Человек может заразиться ВИЧ от инфицированного или больного СПИДом. Заражение происходит, когда вирус проникает в кровь другого человека.
Заразиться можно разными путями:
- путём нанесения татуировки;
- при переливании зараженной крови;
- при использовании зараженными иглами и шприцами, при введении наркотиков;
- новорожденный от зараженной матери.
ВИЧ не передается при повседневном общении:
- при рукопожатии, объятиях и поцелуях, разговоре;
- при пользовании туалетом, ванной, бассейном, дверными ручками;
- через посуду, бытовые предметы, постельное белье, деньги;
- через слезы, пот, при кашле и чихании;
- укусы комаров и других насекомых через животных.
ВИЧ не может проникнуть через неповрежденную кожу или передаваться по воздуху, как вирусы простуды и гриппа.
Игра «Степень риска»
На доске линия красного цвета. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», Небольшой риск», «Риск отсутствует». Каждый участник по очереди вытягивает карточку с надписью и приклеивает на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ.
Поцелуй в щеку,
Инъекция в лечебном учреждении,
Переливание крови
Уход за больным СПИДом
Нанесение татуировки
При кормлении ребенка грудным молоком больной матерью
При использовании чужих средств гигиены
При пользовании общественным туалетом
При укусе клопа
При объятии
Учитель. После проведения этой игры мы ещё раз убедились, при каких условиях степень риска заряжения ВИЧ имеет «Высокий риск», «Небольшой риск», «Риск отсутствует».
Вопрос третий. «Как можно обнаружить СПИД? И что делать человеку – больному СПИДом».
Единственный способ обнаружить СПИД - сдать анализ крови. Бесплатно в любом СПИД - центре, а так же в поликлиниках можно анонимно пройти обследование. Человеку больному СПИДом, нужно помнить, что он не одинок. Многие люди смогут оказать ему помощь и поддержку. Можно позвонить по телефону доверия: люди, работающие там, готовы внимательно выслушать и поддержать вас.
Учитель. Здоровье самый бесценный дар, который дан природой только раз! Здоровый образ жизни – путь к счастью, благополучию и процветанию!
Учитель. Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИД. Всем ученикам я теперь предлагаю нарисовать эмблему на тему классного часа.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цепная реакция». Для проведения этой игры прошу вас занять места на маленьких стульчиках.
Учитель: А теперь давайте представим, что вас молодых людей совершенно не волнуют вопросы распространения ВИЧ-инфекции. Все вы думаете – СПИД - это где-то там, далеко, нас эта проблема не коснется. Эта игра поможет нам реально познакомиться с факторами стремительного распространения ВИЧ – инфекции, если о ней не задумываться.
Учитель объясняет условия игры.
- Участники рассаживаются по кругу. Учитель раздает карточки и просит участников рассмотреть их так, чтобы не видели соседи.
- Представьте, что вы – жители города Н. Любой город живет своей жизнью – есть день и ночь. Днем все спокойно, а ночью на город спускаются темные силы, которые пытаются захватить власть. Это так называемые «вирусы».
- Вы получили карточки с названием вашей роли. Среди вас есть мирные жители, которые днем трудятся, а ночью отдыхают, есть один «вирус», который днем якобы тоже трудиться, а ночью выходит на охоту и заражает одного гражданина, который становиться носителем вируса, и уже следующей ночью может заразить другого.
- Вы граждане города N. Вы отработали день и засыпаете. Все закройте глаза. Открывает глаза «вирус» и показывает одного человека, который окажется зараженным этой ночью.
- Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью был заражен один житель города N путем переливания крови.
2 КРУГ.
Снова на город опустилась ночь. Все закройте глаза. Затем просыпается «вирус» и «носитель вируса». Каждый из них заражает по одному человеку. Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью было инфицировано два человека путём кормления грудным молоком больной матерью и путём нанесения татуировки.
3 и 4 КРУГ ПОВТОРЯЕТСЯ ПО АНАЛОГИИ.
Игра заканчивается в тот момент, когда количество носителей вируса превысило количество оставшихся неинфицированных мирных жителей. По окончании игры учитель выстраивает пирамиду из «носителей вируса».
ИТОГ. – За время игры вы познакомились с основными путями передачи инфекции и его распространением. В начале игры у нас был заражен один человек. Встаньте, сколько человек было заражено за три ночи. Посмотрите на эту пирамиду, и вы убедитесь, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция. Спасибо всем за участие в этой игре.
5