Классный час «Что такое дружба. Каким должен быть настоящий друг».
2 класс
Цели:
выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
способствовать успешному протеканию процессов самопознания и само- созидания личностей учащихся;
содействовать формированию дружного коллектива класса.
Подготовительная работа.
Дети учат или читают стихотворение Л. Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба? Каждый знает:
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть поход вдвоем в кино,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видит и молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?»-
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приято говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба, если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не то, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Готовится инсценировка «Мальчишки и девчонки».
- Ты где вчера был?
- Я вчера с Танькой в кино ходил.
- С Танькой в кино ходил, и не стыдно?
- А чего вдруг стыдно?
- Да она же…
- Чего?
- Да она же,… как ее …
- Да что?
- Да она же девчонка!
- Ну и что?
- Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел.
- Почему?
- Да потому что девчонки, это…
- Ну что – девчонки?
- Да девчонки, они же…
- Ну что – они?
- Да они же с косичками.
- Подумаешь, с косичками. Что же тут такого? А Танька тем более без косичек.
- А это еще хуже.
- Почему хуже?
- Потому что дергать не за что.
- А зачем их дергать?
- А что с ними еще делать?
- Поговорить можно.
- О чем с ними говорить? Про платья. Что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки.
- Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книги говорили.
- Конечно, про книжки, потому что зубрилы все.
- Ничего не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится.
- Ага! До, ре, ми фа, соль, ля си, кошка ехала в такси. Она все равно зубрила. - - - Сегодня все стихотворение до конца рассказала, а на второй строчке заикнулась.
- Плохо учила, наверное, вот и заикнулась.
- И вообще они все ябеды и трусихи.
- Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?
- Так я же не знал, что это уж. Я дума, что это удав гадючий.
- Вот ты испугался, а Танька его в руках держала.
- Конечно, удавы девчонок не трогают.
Это почему же?
- Потому что они … они… плаксы все они…
- Плаксы? А ты когда с турника упал, чего же ты ревел?
- Тебе хорошо говорить, а у меня шишка, знаешь, какая здоровенная, чуть не вскочила.
- Ну вот, а Танька ногу вывихнула на секции и даже не ойкнула.
- Зато в футбол она играть не умеет.
Зато она лучше всех в классе в теннис играет.
В теннис Шарики, ракеточки, бегай вокруг сеточки. Девичья игра. То ли дело бокс. А девчонок в бокс не берут и в борьбу тоже. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!
Подумаешь шея. В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.
Таких глупых?
Это почему же глупых? Танька глупая?
А была бы умная, она бы с тобой в кино не пошла.
Почему?
Она лучше кого-нибудь нашла.
Кого же это?
Да меня хотя бы.
Да она с тобой не пойдет.
Посмотрим как не пойдет. Вот пойду и приглашу ее в кино.
Кого, Таньку?
Не Таньку, а Таню.
Так она же это …
Кто?
Девчонка.
Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.
Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино.
Пошли.
III. Учитель вместе с детьми подбирает аудиокассет с песней о дружбе.
IV. Учащиеся находят пословицы и поговорки о дружбе.
V. Школьный библиотекарь оформляет выставку книг о дружбе.
Оформление, оборудование, инвентарь:
на доске запись: Дружба - это…;
у каждого ученика должны быть листочки бумаги и ручка;
магнитофон и аудиокассета с песнями о дружбе;
выставка книг о дружбе.
Ход проведения.
Звучит аудиозапись песни о дружбе.
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о дружбе. Продолжите записанный на доске тезис: Дружба – это …
Дети записывают на листочках свои размышления, а затем по желанию зачитывают свои мысли. Учитель составляет на доске перечень ключевых слов, с помощью которых ученики попытаются охарактеризовать понятие «дружба».
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. А какие из них вы знаете?
Дети называют пословицы и поговорки.
2. Прочитайте первую часть стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе» и ответьте на вопросы:
Что такое дружба, по мнению автора?
С какими его мыслями следует согласиться?
А с чем вы не согласны?
Что вы можете рассказать о своих друзьях?
Напишите на листочках пять наиболее важных качеств характера, которые вы цените в своих друзьях.
Дети записывают эти качества, затем по желанию высказывают свое мнение. Учитель записывает на доске наиболее ценные качества характера друга.
Учитель: Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие же черты характера. Подчеркните в своих листочках те записанные вами черты характера друга, которые есть и у вас.
Ученики выполняют задание.
Учитель: Я очень рада, что вас окружают такие добрые и заботливые люди, которые стараются вам помочь, поддержать вас. И вам с ними интересно и легко. Но я обратила внимание на то, что мальчики дружат только с мальчиками, а девочки – только с девочками. Я знаю, что некоторые мальчики считают невозможной дружбу с девчонками. Вот об этом диалог двух мальчиков в сценке «Мальчишки и девчонки» (Два ученика разыгрывают сценку.)
Мальчики записывают на листочках свое мнение о том, какими чертами характера должна обладать настоящая девчонка, а девочки записывают, какими чертами характера должен обладать настоящий мальчишка.
Несколько учащихся отвечают, учитель записывает высказывания на доске.
Сравниваются составленные перечни слов на доске, и определяется те слова, которые чаще всего повторяются.
В процессе совместной работы учащиеся определяют слова: доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь. Эти слова позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».
Итоговые суждения сравниваются с мнениями учеников о дружбе, высказанными в начале классного часа.
Итог. В завершение разговора заслушивается вторая часть стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе».
Литература
Для вас, ребята! Литературно-тематический сборник Т.И. Громова. М., 1976.
Русские пословицы и поговорки. Ф.М. Селиванов и др. М., 1988.
4