Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области
«Заводоуковский агропромышленный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор «Заводоуковского агропромышленного техникума»
______________Н.П. Потенихина
«___»____________20___г.
Классный час
«Язык — одежда мыслей»
Подготовили:
Темпель Л.В.
Куличева В.В.
Бабушкина Ю.Б.
Заводоуковск, 2016
Классный час
«Язык — одежда мыслей»
Сэмюэл Джонсон
За чистоту русского языка
Цели:
Формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.
Задачи:
Ход:
Я: Здравствуйте.
А. Н. Толстой о русском языке сказал:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».
Сегодня мы с Вами являемся участниками региональной акции «За чистоту русского языка», которая проводится по всему нашему району.
Мы читаем книги, журналы, газеты; смотрим телевидение, общаемся друг с другом. Знакомы ли Вам такие слова как: сквернословие, сленг профессиональный и молодежный, слова – паразиты. Вот об этих явлениях в русской речи мы сегодня и поговорим.
Студент 1: Разговор у нас пойдет сегодня о русском языке
- Почему мы говорим на русском языке? ( Потому что мы живем на Руси)
Студент 2: - Задумывались ли вы, что означают слова Русь, русский, Россия, россияне?
Студент 1: Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова “русло” - углубление, по которому течет река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки строили на берегах водоемов. “Иными словами, Русь – страна, где много рек и озер, а русский - человек, живущий у воды”. (С. Романовский)
Студент 2: А может быть, слово Россия связано со словом роса? Утренняя, светлая, свежая роса.
Студент 1: Есть предположение, что слово “русский” появилось от названия древнего славянского племени “рус”, известного еще в IV веке.
Студент 2: Русь – русская земля, территория русского государства, где протекала река Рось , около города Киева.
Большая школьная энциклопедия, стр 161
Студент 1: Русские – восточнославянский народ, составляющий основное население России.
Словарь русского языка С.И. Ожегов , стр.562
Студент 2: Одно слово Русь, ( и его родственники Русский, Россия) а сколько много толкований. И все это возможно только , благодаря нашему языку.
Студент 1:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка.
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Я: Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.
смотрят сюжет из «Ералаша» «Ну почему мы так говорим?»
http://eralash.ru/video/почему-мы-так-говорим
Автор - Л. Измайлов
Режиссёр - В. Кремнев
В ролях - Костя Лазарев, С. Мишулин
Хронометраж - 2 мин. 39 с.
Краткое описание - Мальчик едет в лифте с соседом и рассказывает ему историю про велосипед на «своем» языке – молодёжном сленге. Затем мужчина спрашивает у мальчика, что он проходит по литературе. Узнав, что мальчик изучает Гоголя, его сосед процитировал одно из произведений автора на языке «молодежи».
Над чем вы сейчас смеялись?
Студент 1:
“Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”.
Сабир Абдулла
Давайте посмотрим, ка вы умеете понимать такую речь.
Студент 2: Конкурс «С русского на русский»
Задание:
Перевести на русский язык (литературный) данный текст.
Хай!
Послушайте мои Лайфхаки!
В технаре – будьте в теме, тусуйтесь потрясно!
Уважайте преподов, халяву не ловите,
шпоры не пишите, вату не катайте
и будете получать здравую степуху.
Любите своих предков, хорошо относитесь к телкам и братэллам по группе.
Берите пример с меня: я не тормоз, не стукач,
не пофигист, если меня попросят по – братски,
мне поднапрячься не в облом.
В свободное время сижу в инете,
хаваю пиццу и зырю ящик.
Жизнь прекрасна!
Проверь себя!
Привет!
Послушайте мои полезные советы!
В техникуме старайтесь отличиться, проводите время интересно!
Уважайте преподавателей, не надейтесь на счастливый случай,
не пишите шпаргалки, не бездельничайте
и будете получать хорошую стипендию.
Любите своих родителей, хорошо относитесь к девушкам и сокурсникам. Берите пример с меня: я активный, я не доносчик, если меня с уважением попросят, то я легко выполню просьбу.
В свободное время сижу в интернете,
кушаю пиццу, смотрю телевизор.
Жизнь прекрасна!
Студент 1: Конкурс «Непрошенные гости»
Задание:
Записать рядом со словами иностранного происхождения отечественные слова - синонимы.
Проверь себя!
Валюта – деньги.
Карцер – тюрьма.
Менеджмент – управление.
Наркоз – обезболивание.
Шоу – зрелище, представление.
Коммерция – торговля.
Рэкет – шантаж.
Презентация – представление.
Ностальгия – тоска.
Студент 1: Наш родной язык, по словам Н.В. Гоголя, есть сам по себе поэт, ведь в нём «что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…».
Студент 2: Выступление о проблемах засорения русского языка Хорзовой Влады.
Студент 1: В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
Студент 2: Все знали что, Бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Студент 1: Самым важным и научно подтверждённым является то, что
Мат опасен для здоровья
Он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляетНо и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Студент 1: Эксперимент
Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.
Студент 2: Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.
Студент 1: Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).
Студент 2: Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.
Я говорю про влияние мата на клетки
Студент 1: стихотворение Ульяна Королева
Студент 2: Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.
Студент 1: Как писал К. И. Чуковский «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».
Студент 2: стихотворение читает Лукинова Вероника.