Классный час в 4 классе о толерантности
«Мы такие разные, но мы вместе!»
Цели: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
Сформировать правильное представление о толерантном отношении одноклассников друг к другу.
Воспитывать чувства доброты и милосердия, терпимости и уважительного отношения друг к другу, отзывчивости и сострадания к человеку.
Ход мероприятия.
(звучит песня «Если с другом вышел в путь.»
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим на очень важную и актуальную тему, о толерантности.
Но для начала давайте создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь своему однокласснику так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Теперь у нас положительный настрой. Давайте разделимся на группы по 5-6 человек. Я предлагаю поздороваемся в группах так, как это делают в разных странах.
Игра «Приветствие»
Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира
- сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония;
- потереться носами – Новая Зеландия;
- пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;
- показать язык – Тибет;
- крепко обняться – Россия;
- помахать рукой нашим гостям.
Учитель: Ребята, для чего люди приветствуют друг друга?
(Ученики высказывают свои предположения)
Учитель: Как вы думаете, что такое толерантность и какими чертами должен обладать толерантный человек? (Ученики в группах обсуждают, каждая группа высказывает свои предположения: он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли)
Учитель: Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
Чтение понятия на доске:
«Толерантность означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».
Учитель: Как вы думаете, откуда возникло понятие «толерантность»?
(Ученики высказывают свои предположения)
Учитель: Понятие «толерантность» образовано от латинского глагола «tolerare», что означает дословно «переносить» - это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.
Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".
16 ноября является Международным днем толерантности.
Учитель: Какими качествами характера должен обладать толерантный человек?
У вас на партах карточки со словами, выберите нужные: добрый, хитрый, умный, смелый, справедливый, улыбчивый, сильный, преданный, красивый, разговорчивый, честный, великодушный.
Работа в группах. По окончании работы, каждая группа называет выбранные слова, на доске открывается вариант слов для проверки.
Добрый, умный, смелый, честный, преданный, великодушный…
Учитель: Ребята, а вы знаете, что во многих странах понятие толерантности звучит по- разному?
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
Учитель: Что объединяет все эти изречения? (ответы учеников)
Учитель: А вы хотите, чтобы вас считали толерантным человеком?
Определите свои правила толерантного общения. Вы можете использовать изречения разных народов.
Работа в группах (правила придумываются, записываются на листе бумаги).
По окончании работы каждая группа зачитывает свои правила.
Для сравнения примерные правила открываются на доске:
1. Будь терпим и сдержан по отношению к другим.
2.Уважай собеседника.
3. Выслушай собеседника, постарайся понять его.
4. Не груби и не оскорбляй
5.Тактично отстаивай сою позицию, ищи лучшие аргументы.
6. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
7. Старайся учитывать интересы других.
Учитель: Вот вы и определили правила, которые необходимы толерантному человеку. Если вы будете соблюдать эти простые правила, я думаю, что круг вашего общения всегда будет приятен и интересен, с вами будут ваши верные друзья, вы всегда будете в хорошем настроении. Давайте поиграем в игру. Какими будут ваши действия на ситуации.
(каждая группа «вытягивает» листочек с предложенной ситуацией, обсуждают, как поступить, высказывают свои предположения)
Как ты поступишь в данной ситуации?
1.Твой одноклассник сказал тебе грубое слово.
2.Твой младший братишка сломал твою любимую игрушку.
3.Тебя пригласили в гости два одноклассника в одно и тоже время.
4.
Предлагаю каждой группе сделать синквейн к слову «толерантность» (придумать 2 прилагательных, 3 глагола, фразу из 4 слов).
После окончания работы в группах, дети зачитывают свои синквейны.
Чтение на доске:
1.Толерантность.
2.Терпимый, снисходительный.
3.Уважать, прощать, понимать
4.Делай добро для других.
Учитель: Ребята, что важного для себя сегодня на классном часе вы поняли?
(высказывания учеников)
Учитель: В заключение нашего разговора сегодня прошу сделать цветок толерантности.
Возьмите по одному лепесточку и напишите ваши высказывания о том, чтобы отношения в нашем коллективе были более толерантными.
Примерные надписи:
1. Надо уважать других.
2. Понимать друг друга.
3. Научиться прощать.
4. Быть терпимыми.
5. Уметь слышать и слушать.
6.Уметь дать совет, выслушать совет другого.
7. Не повышать голос друг на друга, не грубить.
8. Принимать людей такими, какими они есть.
9. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям.
10.Тактично отстаивать свое мнение.
11.Уважать права другого человека.
Дети прикрепляют лепестки на доске.
Учитель: Посмотрите, какой красивый цветок получился. Если каждый друг к другу будет толерантен, то вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Литература.
1.Толерантность / Общ.ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.
2.Бобинова С.В. «Воспитание культуры толерантности»,ж. «Начальная школа» № 8 - 2004 г.
3.Киянченко Е.А. «Учим детей общаться», ж.«Начальная школа» № 6-2002 г.