Классный час
в 1 классе
«Тайна едкого дыма»
Цель: формирование у детей представления о здоровом образе жизни и вреде курения.
Задачи:
- уточнить представления детей о вреде курения, его отрицательным влиянием на организм человека;
- учить находить правильный выход из различных жизненных ситуаций;
- развивать мышление, речь, память;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Средства: ноутбук, таблица с изображением человека со здоровыми легкими, таблица с изображением человека с легкими курильщика, рисунки о вреде курения.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Какие вы все красивые, радостные, а значит, здоровые. А кто знает, что нужно делать, чтобы всегда оставаться такими? (Делать зарядку, есть овощи и фрукты, чистить зубы…)
2. Актуализация знаний
- А вы все имеете эти хорошие привычки? (ответы детей)
- Это мы сейчас проверим. Хотите поиграть в игру «Хорошо – плохо»? Я буду задавать вопросы, а вы, если со мной не согласны топайте ногами, если согласны, хлопайте в ладоши.
Игра "Хорошо - плохо"
Чтобы сохранить здоровье надо:
• Делать утреннюю зарядку каждый день.
• Целый день смотреть телевизор.
• Ходить в грязной одежде и обуви.
• Кушать овощи и фрукты.
• Есть много сладостей.
• Играть в подвижные игры.
• Не мыть руки перед едой.
• Дышать свежим воздухом.
• Чистить зубы два раза в день.
• Пользоваться салфеткой.
• Есть немытые фрукты
• Всегда мыть руки с мылом.
• Соблюдать режим дня.

3. Постановка цели и задач урока
- Ребята, а еще какие вредные привычки вы знаете? (вытирать об себя грязные руки, вытирать рот рукавом, сидеть за столом сгорбившись, ковырять в носу, разбрасывать вещи, не мыть руки после туалета, есть немытые фрукты и т. д.)
- Вы назвали очень много вредных привычек. От них обязательно нужно избавляться.Ребята, как вы думаете, у взрослых бывают вредные привычки?
- Да, вы правы, у взрослых тоже бывают вредные привычки. И от взрослых вредных привычек избавиться очень трудно.
Сегодня мы с вами поговорим об одной из вреднейших привычек.
Я вам загадаю загадку, а вы слушайте внимательно:
Она похожа на карандаш, только белого цвета.
Кто с ней играет, тот здоровье потеряет.
Что это? (Сигарета).
- Правильно. А вредная привычка, связанная с сигаретой? (Курение)
4. Новая тема
- Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое курение и какое влияние оно оказывает на организм человека. Многие говорят, что курение никак не влияет на здоровье. А вы, как думаете? (ответы детей)
Послушайте народную притчу:
Старик на рынке торгует табаком и приговаривает:
- «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом.
От него собака не укусит, вор в дом не залезет, стариком не станешь!»
Молодой человек подошел к продавцу и говорит:
- «А почему собака не укусит?»
- «Потому, что с палкой ходить будешь!»
- «А почему вор в дом не залезет?»
- «Так всю ночь кашлять будешь!»
- «А почему стариком не стану?»
- «Потому, что до старости не доживешь!»
- Оказывается, мы сами можем сделать себя здоровым или больным человеком. Ученые говорят нам о том, что курение приносит огромный вред нашему здоровью. С их доводами мы не можем не согласиться, т.к. они основаны на практических исследованиях.
От табачного дыма страдает наше здоровье. Какие органы нашего организма страдают от них в первую очередь?
(от них страдают легкие)

Когда человек курит, то весь яд, который находится в сигаретах, оседает на его легких. У здорового человека легкие розового цвета, как на этом макете, а у курильщика – черные, как уголь.

Скажите, пожалуйста, ребята, а если вы будете стоять рядом с курящим человеком, это как-то повлияет на ваше здоровье?(предположения детей)
Если мы будем находиться рядом с курильщиком, то нам придется тоже дышать этим ядовитым табачным дымом. В наших легких со временем тоже скопится много ядовитых веществ . И мы будем кашлять и болеть. Бывает, что в семье курит один папа, а страдает вся семья. Находиться рядом с курящим человеком вредно. Поэтому держитесь подальше от курящих людей.
С курением нужно бороться. Если вы согласны со мной, давайте похлопаем.
Самое страшное, что дети и подростки тоже начинают курить, сами не понимая того, насколько это опасно.
Посмотрите, сколько опасных веществ содержится в дыме сигареты

-Кто знает, что является самым опасным из этого списка? (никотин) Никотин это яд. Он относится к группе наркотиков.
- Ученые установили что птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином;

- Кролик погибает от 1/4 капли никотина;

- Собака - от 1/2 капли;

- Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «Для чего же люди курят?».
По пустыне шел верблюд.
Нёс верблюд товаров пуд.
Мысли мучили его:
- Люди курят для чего?
Ведь куренье – это вред!
Каждый знает с детских лет.
Но ученью вопреки -
Курят даже старики!
Неужели всех глупей
Человек среди зверей?
Если бы верблюд курил,
Кто бы груз перевозил? (высказывания детей)
- Как вы думаете, почему же дети начинают курить? (Ответы – чтобы казаться взрослее.)
- Да, действительно, многие мальчишки начинают курить, чтобы казаться взрослее, солиднее или за компанию. А ведь многие взрослые люди мечтают избавиться от этой пагубной привычки, но не могут и проклинают тот день, когда они, как говорится, за компанию выкурили первую сигарету, чтобы казаться солиднее и взрослее. Сколько горя и страданий приносят сигареты. Пожары почему происходят? Зачастую из-за непотушенной сигареты. А людей от курения сколько умирают?
Физкультминутка.
Рано утром просыпайся (тянемся вверх)
Себе, людям улыбайся (улыбаемся друг другу)
Ты зарядкой занимайся (повороты туловища)
Обливайся, вытирайся (протираем щеки-ушки)
Всегда правильно питайся (движения головой)
Аккуратно одевайся (прыжок вверх)
На прогулку отправляйся (ходьба на месте)

- А теперь предлагаю посмотреть мультфильм «Тайна едкого дыма» https://www.youtube.com/watch?v=cyF0ZMTt0zc

- Какие ещё органы страдают у курильщика? (сердце, мозг)
- Сердце курильщика работает с перебоями, разрушается нервная система. Человек не может бегать, прыгать, заниматься любимым делом.Нарушается работа мозга, притупляется память.
- Посмотрите, какие зубы у курильщика? (демонстрация слайда)
- У курящих людей зубы приобретают желтовато – коричневый цвет. Зубы разрушаются, гниют. Все это сопровождается дурным запахом изо рта. Голос приобретает хрипловатое, «прокуренное» звучание.
У курильщика плохо пахнет изо рта, от волос и от одежды.
У курящего человека, особенно у курящей женщины изменяется цвет лица – кожа становится сероватой, иногда желтоватой, с пепельным оттенком, становится дряблой. Волосы курильщика приобретают тусклый вид, делаются ломкими, а у мужчин нередко и выпадают. Одна из причин этого – ухудшение кровотока в коже.
- Ребята, как вы поступите, если увидите, что рядом с вами кто-то курит? (вежливо попросим потушить сигарету, отойти подальше от курящего человека).
- Я надеюсь, что вы, сделаете правильные выводы, и никогда не будете курить!
5. Итог занятия
- Что вы узнали о табачном дыме?
- А можно ли курить?
- Почему нельзя?
-Какие выводы вы сделаете для себя после нашей беседы?
Если вам взрослые мальчишки предложат покурить, сможете вы отказаться? Что вы им ответите? (ответы детей)
Памятка для детей
"Почему я никогда не буду курить?» У меня пожелтеют зубы Будет неприятный запах изо рта В легких будет накапливаться ядовитые вещества и я буду кашлять и болеть Я не смогу заниматься спортом У меня будет плохая память, и я буду плохо учиться Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ! |
5