Черченко Е.Н.
Конспект классного часа для 2 класса на тему «Пожарным можешь ты не быть»
Цели: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить детей с профессией пожарного; учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии; проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности; убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды; побуждать к творчеству; составить памятку, как вести себя при пожаре.
Оборудование: иллюстрации к легенде о Прометее или мультфильм, плакаты по противопожарной безопасности.
Ход классного часа
Беседа об истории овладения огнем
Загадка
Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?
Без рук, без ног, а все съедает? (Огонь.)
- Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только- только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.
Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов, обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.)
Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Давайте вспомним стихотворение Самуила Маршака «Пожар».
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь».
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок...
- А сейчас немного статистики.
Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров.
Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
Каждый третий погибший - ребенок.
- От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров - таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба - одна из самых мобильных.
Боятся степи, горные просторы
Его горячих, беспощадных лап.
Но есть такие люди, для которых
Он как прирученный - послушен, тих и слаб.
Они его к земле прибьют, потушат,
В горящий дом, бесстрашные, войдут.
За жизнь других они, не сомневаясь,
Свои жизни отдадут.
Таких людей, ведущих бой с огнем,
Мы нашими пожарными зовем!
Каждый час у нас на планете происходит семьсот пожаров и загораний. За год их бывает более пяти миллионов. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар - из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ними бой.
Викторина
Вопросы (их подготовили и задают сами ученики):
1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2. Какие гвозди можно забивать между проводами?
3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?
5. На каком рубильнике можно вешать одежду?
6. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
7. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
(Учитель отмечает самого внимательного, самого находчивого, самого грамотного из участников викторины.)
- А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку «Как вести себя при пожаре».
Дети и учитель составляют памятку. Составленную памятку ученики вклеивают в дневник.
Загадки
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те... (отнять).
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться –
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все... (убрали).
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь... (огонь).
Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (Пожар.)
Летела мошка - осиновая ножка.
На стог села - все сено сгорело. (Спичка.)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе,
Продырявит море. (Утюг.)
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
Мы были соснами и пихтами,
И вот бренчим в коробку впихнуты.
Мы были гордостью тайги –
А вот теперь ее враги. (Спички.)
В маленьком амбаре
Лежат сто пожаров. (Спички.)
Жевать - не жую,
А все поедаю. (Огонь.)
Как ножка воробьиная тонка,
Скользит по стенке коробка.
Скользнет - и высечет огонь,
Когда горит - ее не тронь,
Играть с ней - скверная привычка.
Опасная игрушка... (спичка).
Четыре солнца у бабушке на кухне,
Четыре солнца горели и потухли.
Готовы щи, компот, блины –
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита.)
Запомни!
Чтобы не было пожаров,
Надо правила всем знать.
Их, конечно, очень много –
Выучим хотя бы пять.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
И в лесу костер опасен –
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.
Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место свое знал,
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду.
Уходя, засыпь землей
Или все залей водой.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться –
Ты костер не разжигай
Там, где зреет урожай.
Вдруг одежда загорелась –
Сразу на пол ты вались,
Сразу по полу катайся,
В одеяло обернись.
Всем давно понять пора:
Детям спички не игра!
Пусть и взрослым будет ясно...
Что с огнем шутить опасно!
- Большой огонь или пожар - это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы.
Как правило, дети боятся огня. А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был совсем не страшным? Конечно, можно! Для этого нужно научиться управлять своим страхом. Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнем. Я могу предотвратить пожар». А для того чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть.
1. Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь.)
2. На крыше - столбом, в избе - скатертью. (Дым.)
3. Это-тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер! (Коробок со спичками.)
4. Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает. (Огонь.)
5. Плывет электроход - то назад, то вперед. (Утюг.)
6. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробок со спичками.)
7. Все ест - не наедается, а пьет - умирает. (Огонь.)
8. Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь и дым.)
9. Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)
10. Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
11. Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные.)
12. От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра.)
13. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар.)
14. На столе, в колпаке да в стеклянном пузырьке поселился дружок - развеселый огонек. (Лампочка.)
Памятка
Если вы увидели пожар, то необходимо сообщить по телефону 101 следующую информацию:
1. Адрес.
2. Объект (квартира, склад, школа).
3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
4. Номер дома.
5. Номер подъезда.
6. Номер квартиры.
7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.
8. Есть ли опасность для людей.
9. Фамилия.
10. Телефон.
После внимательного изучения памятки (30 секунд) каждый должен сделать «звонок пожарным». Работа идет в парах. Выслушать 2-3 пары.
Подведение итогов
- Дополните фразу: «Теперь я знаю, что...»
Памятка
Если вы увидели пожар, то необходимо сообщить по телефону 101 следующую информацию:
1. Адрес.
2. Объект (квартира, склад, школа).
3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
4. Номер дома.
5. Номер подъезда.
6. Номер квартиры.
7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.
8. Есть ли опасность для людей.
9. Фамилия.
10. Телефон.