Классный час
Беседа «Осторожно, паводок!»
(для учащихся 11 класса)
Цель: систематизация знаний о правилах поведения во время паводка и правилах поведения на весеннем льду.
Задачи: способствовать развитию у учащихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности; учить заботиться о своём здоровье; продолжить развитие коммуникативных способностей учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация, памятка «Весенний паводок! Будьте внимательны и осторожны!».
Ход классного часа:
1. Вступительная беседа.
- Какое время года приходит на смену зиме?
- Назовите признаки весны.
После долгой зимы наступит весна – самое красивое время года. Правда, мартовскому солнцу нельзя верить: ещё и мороз прихватит, и метель налетит, а ледяной ветер не раз напомнит, что зима хоть и ослабла, но не сдалась.
Лёд кажется крепким. Но это лишь на первый взгляд. Весенний лёд очень коварен и отличается от осеннего и зимнего льда. Осенний лёд под тяжестью человека трещит, предупреждая об опасности, а весенний - напитался талыми водами, побелел, надулся, весь потрескался и не способен выдержать вес человека. Такой лёд в любой момент может рассыпаться под ногами, превратиться в ледяную кашицу.
- Как называется явление в природе, когда разливается вода? (Паводок)
- Почему оно происходит? (Весной от растаявшего снега и льда уровень воды в водоёмах интенсивно повышается, происходит разлив. Вода затопляет поля, луга, леса, лежащие вдоль водоёма.)
Период паводка и ледохода очень опасен, требует от нас порядка, осторожности и соблюдения, элементарных правил безопасного поведения.
2. Работа над темой классного часа.
Сегодня мы с вами и поговорим о правилах поведения во время паводка и правилах поведения на весеннем льду.
1. Работа с презентацией «Внимание, паводок!» Слайд 1
Слайд 2
Помните! Весенний лёд – капкан для вступившего на него! В период паводка особенно опасны, карьеры, мелкие водоёмы, протоки, овраги, реки.
Непрочный лёд на реке находится:
- у берега, там могут быть промоины;
- вблизи зарослей камыша, кустов;
- в местах, где бьют ключи;
- в устьях рек (лёд ослаблен течением);
- под снегом;
- около стока вод от промышленных предприятий;
- в местах скопления старых рыбачьих лунок;
- в местах, где есть вмёрзшие предметы: коряги, доски, брёвна и т. д.
Слайд 3
Опасные ситуации.
Спускаться на необследованный лёд большая опасность. Перед тем, как ступить на лед, надо позаботиться о безопасности, взяв в руки хотя бы палку. При движении по льду нужно ударять палкой несколько раз по одному и тому же месту впереди и по обе стороны от себя. Если после ударов вода не покажется, значит, лед надёжен. При появлении воды следует немедленно возвратиться к берегу скользящим шагом или плавно лечь на лёд и перекатываться в безопасное место.
Слайд 4
Что делать в случае провала под лёд?
- Главное – не паниковать и действовать быстро и решительно;
- не погружаться в воду с головой;
- позвать помощь;
- по возможности снять с себя одежду;
- выбираться нужно в ту сторону, с какой произошло падение;
- широко расставив руки, без резких движений, постараться наползти на лёд, а затем, набросив ногу на лёд, откатиться;
- лёжа на спине или груди, проползти 3 - 4 метра по своему следу;
- не отдыхая, бежать к ближнему жилью.
Слайд 5
Если вы оказались свидетелем несчастного случая на водоёме:
- не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите помощь;
- приближайтесь к пострадавшему ползком, если есть возможность, подложите под себя доску, кусок фанеры или лыжу;
- не подползайте к пострадавшему ближе, чем на 3 - 4 метра;
- подайте ему палку, шест, верёвку, т. е. любое подручное средство, чтобы помочь выбраться из воды;
- доставьте в тёплое помещение, по возможности окажите первую помощь.
Слайд 6
Школьникам запрещается:
- выходить на водоемы;
- переправляться через реку в период ледохода;
- подходить близко к реке в местах затора льда;
- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
- собираться на мостиках, плотинах и запрудах;
- приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;
- измерять глубину реки или любого водоема;
- ходить по льдинам и кататься на них.
2. Инструктаж по ТБ.
- Ознакомление учащихся с инструкцией по ТБ № , с последующей записью в журнал.
3. Задание. Нарисовать запрещающие знаки по теме.
Пример:
4. Составление памятки о мерах безопасности в период весеннего паводка.
ВЕСЕННИЙ ПАВОДОК!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ!
Не выходите на лёд во время весеннего паводка.
Помните: весенний лёд опасен.
Не допускайте шалостей, лихачества на берегу водоёма.
Остерегайтесь обрывистых и подмытых берегов - они могут обвалиться.
Ни при каких обстоятельствах не приближайтесь к ледяным заторам.
Нельзя отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема.
Во время наблюдения ледохода с моста, не перегибайтесь через перила и другие ограждения.
Если вы оказались свидетелем несчастного случая на водоёме, не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите помощь.
Во время паводка нельзя эксплуатировать плавсредства: лодки, плоты.
Не подходите близко к ямам, котлованам, канализационным люкам и колодцам.
НЕ ПОДВЕРГАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ ОПАСНОСТИ!
3. Подведение итога.
- О чем мы сегодня говорили?
- Как нужно вести себя во время паводка?
Выводы:
1. Весенний паводок - ответственный период.
2. Весенний лёд опасен.
3. Надо быть осторожным в это время.
4. Надо оберегать себя и других от несчастных случаев на реке.
ВЕСЕННИЙ ПАВОДОК!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ!
Не выходите на лёд во время весеннего паводка.
Помните: весенний лёд опасен.
Не допускайте шалостей, лихачества на берегу водоёма.
Остерегайтесь обрывистых и подмытых берегов - они могут обвалиться.
Ни при каких обстоятельствах не приближайтесь к ледяным заторам.
Нельзя отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема.
Во время наблюдения ледохода с моста, не перегибайтесь через перила и другие ограждения.
Если вы оказались свидетелем несчастного случая на водоёме, не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите помощь.
Во время паводка нельзя эксплуатировать плавсредства: лодки, плоты.
Не подходите близко к ямам, котлованам, канализационным люкам и колодцам.
НЕ ПОДВЕРГАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ ОПАСНОСТИ!