СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Осторожно, токсикомания! Что такое сниффинг?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью и обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление токсических веществ.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Осторожно, токсикомания! Что такое сниффинг?»»

Классный час «Осторожно, токсикомания! Что такое сниффинг?»



Цель: формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью и обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление токсических веществ.



Задачи:

–формирование у подростков готовности соблюдать навыки здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм;

–формирование представления о негативном воздействии одурманивающих веществ на физическое здоровье человека и его социальное благополучие;

–обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление одурманивающих веществ, формированию собственного мнения и его отстаиванию.

–информирование подростков об административной ответственности за

употребление одурманивающих веществ.

Оборудование: Мультимедийная установка; анкеты для учащихся.

Литература: 1) Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях. Официальный текст. Москва, Норма, Издательская группа

Норма-Инфра, 2002, с. 162.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

По-разному беда приходит к нам –

Болезнью, непризнанием, потерей…

Наперекор судьбе, назло врагам

Жить остаёмся, в будущее веря.

И если в час твоей большой беды

Подавишь боль, сумев в строю остаться,

То это будет значить, что и ты

Имеешь право Человеком называться.

(Т.И.Степанюк)

Учитель. Ребята, прежде чем сообщить тему урока, я расскажу вам одну историю из реальной жизни.

Дима и Вова выросли в одном дворе. Они с детства дружили, несмотря на то, что Дима старше Вовы на три года. Дима ходит восьмой класс, а Вова в пятый. Они учатся в одной школе, часто видятся на переменах, вечерами гуляют на улице. В последнее время Вова стал замечать, что Дима резко

изменился. Он стал какой-то раздражительный, скрытный. Когда Вова спрашивал у него: «Что с тобой? Что-то случилось?», он либо грубил ему, либо просто уходил, ничего не говоря. Вова очень беспокоился за своего друга, но не мог понять, в чем же дело. Дима стал говорить Вове, чтобы он отстал от него, что у него есть друзья постарше и поумнее, что он больше не хочет общаться с детворой. Позже одноклассник Вовы Кирилл рассказал ему, что Дима каждый вечер приходит к ним во двор, и вместе с двумя ребятами

из этого же двора они спускаются в подвал и закрывают двери изнутри. Что они там делают, Кирилл не сказал, так как не знал об этом. В этот же вечер Вова решил проследить за Димой. Как и говорил Кирилл, Диму встретили двое ребят и они вместе спустились в подвал дома. Вова спрятался в беседке

и стал ждать, когда же они выйдут. Уже почти стемнело, как вдруг из подвала выбежали те же двое незнакомых ребят и скрылись в одном из подъездов дома. Дима все не выходил. Вова, собравшись с духом, решил все таки спуститься в подвал и проверить, что же там случилось. Он осторожно

спустился по ступенькам. В небольшой комнате горела лампочка. На полу валялось какое-то одеяло, стояли две сломанные табуретки, небольшой столик, всюду были разбросаны баллончики из под газа, зажигалки полиэтиленовые пакеты и пустые тюбики от клея. В комнате стоял неприятный запах. Вова сначала хотел выбежать отсюда на свежий воздух, но, обернувшись, он увидел в углу комнаты Диму.

Он лежал на полу. На голове у него был пакет. Вова быстро поднял голову Димы и сдернул пакет. Дима был без сознания. Вова стал бить его по щекам, но Дима не реагировал. Тогда он схватил его под руки и вытащил на улиц и вызвал скорую помощь..

. Через несколько минут Диму уже везли в больницу...

Кто же оказался для Димы настоящим другом?

Учитель. Можно ли назвать друзьями тех двоих ребят, с которыми они

вместе нюхали химические вещества?

Учитель. Что бы могло произойти, если бы Вова не пришел в тот вечер в

подвал?

Учитель. Как называют людей, которые вдыхают летучие вещества с целью

получения токсического опьянения?

Ученики. Токсикоманы.

Учитель. Итак, тема нашего сегодняшнего классного часа «Токсикомания. Что такое сниффинг?»

Что общего в словах токсикомания и наркомания?

Учитель записывает на доске: наркомания, токсикомания.

Дети. Общая вторая часть слова: -мания.

Учитель. Мания обозначает безумие, сумасшествие, болезненное

пристрастие. Наркомания - это болезненное пристрастие к чему?

Учащиеся. К наркотикам.

Учитель. А токсикомания?

Дети. к токсическим веществам.

Учитель. Токсикомания - это болезненное пристрастие к вдыханию летучих

веществ (клея, ацетона, бензина и других). Чего только не придумают, чтобы хоть на минутку ощутить на себе чувство счастья и эйфорию. К их числу относится и сниффинг.

Сниффинг – это форма токсикомании, при которой состояние токсического опьянения достигается в результате вдыхания паров химических соединений газа из зажигалки или специальных баллончиков, летучих веществ, входящих в состав освежителей воздуха, дезодорантов, а также выделяемых из горючих жидкостей, таких как растворители, бензин и клей. При их употреблении возникают психоделичные эффекты — уводящие в забытье, фантазии, галлюцинации. Газ вызывает сильную психологическую зависимость. Бутан вытесняет кислород из вдыхаемой смеси. Смерть наступает от того же, от чего и при отравлении бытовым газом — от острой кислородной недостаточности, гипоксии. Бытовой газ сразу влияет на головной мозг человека.

В подобных увлечениях, как и с наркотиками - все начинается с малой дозы, например, одного вдоха, и чем чаще употребляешь, тем больше хочется. В итоге это переходит в зависимость. Когда человек резко перестает употреблять вещество и выработка дофамина падает, то у него начинают появляться болезненные ощущения. Возникает желание снова «надышаться». Но в некоторых случаях и первая «проба» становится последней. Реакция организма может быть весьма непредсказуема.



К сожалению сниффинг сегодня стал очень распространенным среди подростков и зафиксировано много случаев гибели подростков от отравления токсическими веществами.

Учитель. Не так давно мы с вами беседовали о наркомании. В чем коварство этой болезни?

Учащиеся. Быстро возникает зависимость от наркотиков. Зависимость не только физическая, но и психическая.

Учитель. Верно. В этом токсикомания и наркомания схожи. При токсикомании также возникает и физическая и психическая зависимость.

Как вы думаете, какая болезнь серьезнее: наркомания или токсикомания?

Учитель. Обе эти болезни лечить очень сложно, особенно, если наркоманом или токсикоманом стал ребенок или подросток. В раннем возрасте очень быстро возникает психическая зависимость, от которой избавиться крайне сложно.

Что говорят сами дети об этом «развлечении:



- «Один мой друг постоянно пьёт газ, чаще из зажигалок. Когда он из баллончика пил, у него язык как будто набух и льдом покрылся – весь белый. После того как он напьётся газа, замирает, секунд на пять, иногда хихикает, потом быстро приходит в себя».



- «По телу сразу побежал жар, и прям сильно жарко стало. А потом, я даже не знаю, как объяснить. Как будто в мультике. Хотя нет, не в мультике. Ощущение, что момент из жизни перед глазами всплыл, или ты в нем оказался. Ну, это сложно словами описать. А после… Знаете… Темнота…».



- «Некоторые одноклассники нюхали газ прямо на уроках под столом, а учителя даже не догадывались об этом».



Между тем, наибольшая опасность этих летучих наркотических веществ заключается в том, что они, минуя желудочно-кишечный тракт и печень, где могли бы частично нейтрализоваться, сразу попадают через легкие в кровь и с её током поступают в головной мозг, поэтому опьянение наступает быстрее, чем в случае приёма алкоголя. Как и при любом опьянении, сначала страдает кора полушарий головного мозга, затем мозжечок, и в самую последнюю очередь – продолговатый мозг. Если опьянение доходит до продолговатого мозга, это может вызвать остановку дыхания и смерть. Ещё до того, как будет затронут продолговатый мозг, у человека могут начаться тошнота и рвота, но при длительном регулярном злоупотреблении токсическим веществом в больших количествах тошнота и рвота появляются намного позднее.

В зажигалках – сжиженный, очищенный от примесей бутан, углеводород из ряда: метан-пропан-бутан… Смерть наступает от того же, от чего и при отравлении бытовым газом. По сути – острая кислородная недостаточность, гипоксия. «Темная жидкая кровь, обедненная кислородом; мелкие кровоизлияния под плеврой легких; очаги острой эмфиземы в легких…,» - пишут патологоанатомы.

Дети, желающие «только попробовать», вовсе не собираются умирать. Но умирают.

В настоящее время чаще всего подростки вдыхают газ, применяемый в зажигалках, который содержит 75-89% бутана, 5-25% изобутана, а также некоторое количество пропана и других летучих углеводородов. В зажигалке газ находится в сжиженном состоянии и под давлением, однако при атмосферном давлении он расширяется и становится летучим. Для того чтобы легче было заметить возможную протечку газа из зажигалки, в смесь газов, изначально не имеющую запаха, добавляют ароматические вещества. Употребление бутана – это, строго говоря, не токсикомания и не наркомания, а… удушение. Бутан не всасывается в кровь, не вступает в химические реакции в организме человека, он просто вытесняет кислород из вдыхаемого воздуха. Получается эффект удавки: мозг перестает получать кислород, по этой причине могут появляться галлюцинации и необычные ощущения. Вдыхание летучих веществ очень быстро и эффективно приводит к опьянению. Пары или газы быстро впитываются (абсорбируются) через слизистые оболочки дыхательных путей. Им не приходится проходить через печень с ее обезвреживающими ферментами, как это бывает при употреблении алкоголя, – они поступают прямо в мозг. При глубоком дыхании газ попадает непосредственно в мелкие бронхи и альвеолы, откуда сразу поступает в кровь. Кроме того, такие неядовитые газы, как изобутан, бутан и пропан, при неблагоприятном стечении обстоятельств могут вызвать сердечную аритмию – мерцательные сокращения предсердий, которые в течение нескольких минут приводят к смерти. Нередки расстройства функций мозга и легких. Если опьянение доходит до продолговатого мозга, это может вызвать остановку дыхания и смерть. Дети погибают от удушья, и реанимационные мероприятия обычно уже не помогают. Иногда бывает очень трудно установить, что причиной внезапной потери сознания или даже смерти молодого человека послужило вдыхание газа для зажигалок. Дело в том, что этот газ – вернее, смесь газов – не имеет запаха. Производители добавляют в нее ароматизаторы, которые не вызывают у взрослых столь серьезной тревоги, как запах алкоголя, растворителя или бензина.

Учитель Как вы считаете, можно ли определить по внешнему виду вдыхал ли

человек летучие вещества или нет? Как распознать, что ребенок начал дышать газом, клеем и т.д.

(ответы детей)

Учитель. Это трудно не заметить. Во-первых, сразу ощущается сильный запах вещества от одежды и волос ребенка.

Во-вторых, надо обратить внимание на лицо: оно может быть красное, отёчное, верхняя часть тела, голова обычно горячие на ощупь (прилив крови), раздражены слизистые верхних дыхательных путей (нос – красный), вокруг губ, особенно в уголках рта, отмечается кайма раздражения кожи, охриплость голоса.

В-третьих, после употребления того или иного наркотического вещества у всех людей расширяются зрачки. После газа ребенок, как правило, ведет себя как пьяный, но запаха алкоголя вы не почувствуете. Также надо обращать внимание на психическое состояние: если человек перевозбужден или ведет себя агрессивно, или же наоборот появилась вялость и апатия – это тоже может быть признаком употребления чего-нибудь наркотического. Помимо этого, после интоксикации у ребенка может возникнуть тошнота, рвота, головокружение, вплоть до потери сознания.

Итог хронической интоксикации - стойкий психоорганический синдром и симптомы токсической энцефалопатии (результат повреждений ЦНС и головного мозга). Подростки становятся менее сообразительными; хуже ориентируются в окружающей обстановке, особенно в случаях, когда требуется быстрота реакции. Резко падает способность усваивать новый материал - это служит причиной того, что ребята нередко бросают учёбу, отказываются от занятий. Особенно выражены нарушения внимания - выявляются трудность сосредоточения и легкая отвлекаемость. Токсическая энцефалопатия проявляется рядом неврологических и вегетативных симптомов: легкая мышечная дрожь, головные боли, плохой сон, головокружения, повышенная потливость. Наблюдаются нарушения функции почек и печени, часты заболевания легких, портится зрение.

Меняется и характер подростков. Одни становятся пассивными, вялыми, медлительными, стараются держаться в стороне от сверстников, искать уединения, проводя время в безделье; у других на первый план выступают склонность к аффективным реакциям, злобность, драчливость, агрессия по любому поводу.

Фильм

СРОЧНАЯ НОВОСТЬ Будьте осторожны! Новый вид наркотиков? https://www.youtube.com/watch?v=1kyf31tg7VM



Учитель. Давайте предположим, почему подростки токсикоманят?

Учитель. А может быть, просто хочется казаться взрослыми?

Учитель. К токсическим веществам, также как к наркотическим, очень

быстро вырабатывается привыкание, человек стремится вновь и вновь

ощутить этот запах, испытать измененное состояние, во время которого

реальные вещи воспринимаются искаженно. Были случаи, когда в состоянии

токсического опьянения люди путали балконную дверь с входной, выходили

в нее, выпрыгивали с балконов 6-7 этажей. Пребывая в состоянии

токсического опьянения, человек может броситься в огонь, в ледяную воду,

не осознавая того, что он делает. У подростков, употребляющих токсические

вещества, происходят необратимые изменения в коре головного мозга. Он

может лишиться возможности учиться в нормальной школе, и вынужден

проходить упрощенный курс в коррекционной школе.

2. 2. Игра «Скажи «Нет»»,

Учитель. А сейчас мы проверим, можете ли вы говорить «нет». Для начала,

скажем «нет» весело, игриво. Кто хочет попробовать?

Учитель спрашивает 5-7 человек.

Учитель. Теперь скажем «нет» удивленно. Дети говорят.

Учитель. Произнесем «нет» сомневаясь. Дети произносят.

Учитель. А сейчас твердо скажем «нет», без сомнений. Я помогу вам в этом.

Сосредоточьтесь, закройте глаза, запоминайте мои слова. При уверенном ответе мы говорим твердо, спокойно, глядя в глаза, показывая, что уважаем свои права и права других, не позволяем никому влиять на себя, не позволяем делать то, что не хотим, совершенно уверены в себе.

Сконцентрируйтесь, произнесите уверенно «нет» про себя, теперь попробуем

вслух.

Учитель. Для чего мы проводили эту игру?

Дети. Для того, чтобы мы твердо могли сказать «нет», если будет такая

необходимость.

Учитель .Говоря «нет», вы не должны сомневаться и думать: «А может быть стоит

попробовать?..». Человек, который предлагает вам что-то, сразу это почувствует. Что еще можно сделать или сказать, когда вам делают сомнительные предложения?

Учащиеся. Можно просто уйти, ничего не говоря. Можно сменить тему разговора.

Учитель. Давайте запишем ваши предложения на доске. Учитель или один из учеников записывает на доске:

- молча уйти;

- сменить тему разговора.

Учитель. Еще есть предложения?

Дети. Если знаешь, что в компании есть подростки, которые употребляют одурманивающие вещества, лучше не общаться с ними.

Список дополняется.

Учитель дописывает: - сила в коллективе и друзьях.

Дружите и встречайтесь с теми, кто вас понимает, кто поможет в трудную минуту, кто придет на помощь и поддержит вас. Настоящий друг никогда не предложит наркотик, газ или пакет с клеем.

2. 3. Работа в парах.

Учитель. У каждого из вас на столах лежат ручки и чистые листы. Разделите лист пополам. В левой колонке, нумеруя по порядку, пишите причины, из-за которых подросток начинает употреблять одурманивающие вещества. Не советуйтесь друг с другом, этим вы только усложните себе задачу,

Дети выполняют задание.

Учитель. Теперь обменяйтесь листочками с соседями по парте. Ваша задача:

напротив каждой причины в правой колонке листа написать свою отговорку.

Например, в левом столбике указана причина «проблемы в семье». Вы можете написать свою отговорку: «от употребления токсических веществ, проблем в семье меньше не станет, они только увеличатся».

Дети выполняют задание.

Учитель. А теперь проверим, что у вас получилось.

учащихся зачитывают свои варианты.

Учитель. На все причины мы нашли подходящие отговорки. Какой вывод можно сделать?

Дети. Проблемы вполне можно решить и пережить какой-то жизненный кризис, не прибегая к употреблению токсических веществ.

2. 4. Административная ответственность за употребление

одурманивающих веществ.

Учитель. Ребята, а предусмотрена какая-либо ответственность за

употребление одурманивающих веществ?

Учащиеся. Да, за употребление одурманивающих веществ без назначения врача либо в общественном месте.

Учитель. Где говорится об этом?

Дети. В Административном Кодексе Российской Федерации.

Учитель. Верно, статья 20.20, часть 2. Какой штраф ждет нарушителя?

Дети могут затрудниться ответить.

Учитель. Штраф от 10 до 15 МРОТ, то есть от 1000 до 15000 рублей. Со скольких лет наступает ответственность?

Дети. С 16-ти лет.

Учитель. Какие меры могут применять к подросткам, которым еще не исполнилось 16 лет?

Ученики. Наложить штраф на родителей, поставить подростка на учет.

2. 5. Анкетирование учащихся.

Учитель. Сейчас каждый из вас получит анкету. Как работать с ней вы уже знаете. Не обсуждайте вопросы с соседями по парте. Нам нужно знать только ваше мнение.

Анкета «Выявление уровня информированности учащихся».

/. Твой пол:

- мужской;

- женский.

2. Возраст:

3. Как ты учишься?

- отлично;

- хорошо;

- удовлетворительно;

- неудовлетворительно.

4. Много ли у тебя друзей?

- да;

- нет.

5.У тебя есть братья или сестры?

- да;

- нет.

6.Знаешь ли ты, что такое токсикомания?

- да;

- нет.

7. Согласен ли ты с утверждениями: Клеи безопаснее, чем бензин.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

8.Токсикомания - это не болезнь, всегда можно бросить.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

9.Почти все токсикоманы - нормальные, здоровые люди.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

10.За употребление токсических веществ в тюрьму не посадят.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

11.Токсикоманы ~ здоровые люди, просто они видят то, чего не видят

обычные люди.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

12.Если мне предложат попробовать токсические вещества, я вряд ли смогу

отказаться.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

13.Токсикоманы - это опасные для общества люди.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

14.Токсикоманами становятся слабовольные люди, не умеющие сказать

«нет».

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

15.Я могу суверенностью сказать, что никогда не попробую

одурманивающие вещества.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.