Конспект тематического занятия на тему «Откуда я родом»
Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе
Задачи:
обучающая: формировать элементарные представления и навыки составления родословной своей семьи.
развивающая: совершенствовать речевую активность воспитанников.
воспитательная: воспитывать у детей уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим
Оборудование:
«семейная» ромашка, фонограмма песен «Моя семья», «Моя дружная семья», шарики, фломастеры, платки по количеству участвующих в занятии детей.
Ход занятия.
1.Вводная часть. Приветствие.
Педагог предлагает детям встать в круг.
Педагог: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете?
(Дети отвечают).
Педагог: Это тепло добрых душ и добрых рук. Мы предлагаем свое тепло родным и близким людям и говорим: «Утро настает, солнышко встает. Мы собираемся, в добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»
(Дети садятся на места).
Педагог: Добрый день, ребята! Мы собрались с вами на нашем занятии, которое называется «Откуда я родом?». Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы с притчи. «Далеко-далеко в горах с белоснежными вершинами жил человек, один-одинешенек. Может когда-то были у него родные, но он их не помнил. Не знал он своего имени. Однажды на его избушку набрел путник.
-Кто ты? - спросил он,- как тебя зовут? Кто твои предки?
- Не знаю,- ответил человек.
-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но даже оно имеет свои
корни, а ты…несчастный человек.
- Но зачем знать своих предков?
- Это необходимо! Я знаю, что мой отец был искусным кузнецом. Он назвал
меня в честь деда. Я знаю, что не случайно появился на свет, у меня есть
корни, есть Родина. А тебе это неведомо.
И человек почувствовал себя несчастным, заплакал. Путник сказал:
- Не плачь! Я помогу тебе. Вот семечко, брось его в землю.
Человек так и сделал. А на утро перед домом раскинулось дерево, но не
простое, а родословное. Человек утешился.»
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?
(ответы детей)
Давайте прослушаем фонограмму песни «Наша дружная семья».
2.Основная часть.
Педагог: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всѐ простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сѐстрах и братьях, бабушках и дедушках.
Человек растѐт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы
мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих
предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот
и мы попытаемся составить свои родословные.
Педагог: Символом семьи в нашей стране является простой, но красивый полевой цветок – ромашка. А теперь попробуем ответить на вопросы викторины «Семья». Ребята, давайте с вами составим «Волшебную ромашку», ответим на вопросы викторины.)
(Сердцевина цветка – слово «семья», лепестки – члены семьи и
родственники)
1.Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат –
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
2. Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя... (мама)
3. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый.....(папа.)
4. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша.............(бабушка.)
5. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
6. Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
7. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
8. Как называют сестру мамы или папы?
(Ответ: тѐтя).
9. А кем тебе приходится брат мамы, папы или тѐти?
(Ответ: дядя).
10. Мать и отец мужа
(Ответ: свекор и свекровь).
11. Мать и отец жены
(Ответ: тесть и теща).
12. Как зовут сестру мужа?
(Ответ: золовка).
13. Как называют брата мужа?
(Ответ: деверь).
14. Как называют сына и дочь твоих детей?
(Ответ: внуки)
- Посмотрите, какая красивая у нас получилась «семейная» ромашка.
Педагог: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И время, проведенное вместе с родней, поистине бесценно. Ведь с этими людьми не может (или, по крайней мере, не должно быть) скучно. Особенно, если не просто чинно восседать за столом, поглощая многочисленные кушанья во время праздничных обедов, но и добавить в общение немного азарта и соревновательного духа. Именно для этого и существуют семейные игры.
Семейные игры с детьми и конкурсы.
1)Семейная игра с детьми «Пожелания».
Каждому ребенку выдается карточка с обозначением члена семьи: «Мама», «Папа», «Сын», «Дочь», «Тетя», «Дядя», «Бабушка», «Дедушка», «Младший брат», «Младшая сестренка» по количеству участвующих в семейной игре.
Правила игры: Все члены семьи садятся за общий праздничный стол в хаотичном порядке. Каждый участник должен пожелать что-то необходимое сидящему справа от него близкому человеку. Такая игра воспитывает доброжелательность друг к другу.
2)Семейный конкурс «Сестрица Алёнушка»
Для этого конкурса нужно несколько шариков, фломастеры и платок. Участники на скорость рисуют на шарике лицо и повязывают платок.
3) Семейный конкурс «Не хлопай на среду»
Количество участников любое. Все сидят за столом. Ведущий начинает перечислять дни недели не по порядку и хлопать на каждое название в ладоши. Участники игры повторяют за ним хлопки. Хлопать нужно на каждый день недели, кроме среды. Кто хлопнул на слово «среда», выбывает из игры.
3.Заключительная часть.
Педагог: Так если я спрошу вас сейчас: откуда вы родом? Что вы мне ответите?
(Ответы детей)
1. В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
2.В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
4.Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
5.Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы!
Семья – это важно! Семья – это сложно.
Но счастливо жить без семьи невозможно!