СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Письма с фронта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час " Письма с фронта" по материалам музея Панорама Сталинградской битвы

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Письма с фронта"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района г.Волгограда









Классный час

Навстречу Великой Победе.

Письма с фронта - судьба, любовь и надежда.



















Подготовила Таболаева Марина Васильевна-

классный руководитель 11 «В» класса





Волгоград 2015





Цели: 
1.    Расширить знания обучающихся о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
2.    Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Задачи:

1.  Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;

2. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;

3. Развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой.

Оборудование: 
интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация «Письма военных лет», колонки.

Аудитория: обучающиеся 9-11 классов.

Ход классного часа.

Классный час проводится в кабинете. На доске крупными буквами написана тема классного часа, висят плакаты, в центре класса - маленький столик с большой горящей свечой и стилизованными фронтовыми письмами; три стула, на которые будут садиться ведущие. Интерактивная доска с проектором и компьютером для презентации.

Звучит в записи песня «Священная война». Выходят ведущие.

1-й ведущий

Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

2-й ведущий.

Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

3-й ведущий

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний, решительный бой. 

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка.

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу...

Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку.

Знай, что вас от беды я всегда берегу…»

Я читаю письмо. И как будто всё ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо. И сквозь годы отчётливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец. 

Я читаю письмо. А за окнами солнце смеётся,

Начинается день. И сердца продолжают любить.

Я читаю письмо. И уверен, что если придётся,

Всё, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

(Андрей Дементьев)

Классный руководитель

Война нарушила привычный ход жизни, разбросала близких людей, надолго оторвала их друг от друга и поставила в тяжелейшие условия. Письма были единственным средством связи между ними. Они несли с собой свет любимых глаз, тепло родного очага. В наши дни фронтовые письма - это уникальные документы, которые помогают воссоздать психологический фон эпохи, без которого невозможно глубокое и всестороннее изучение исторических событий. Сегодня мы прочитаем письма наших земляков, которые передали на хранение в музей –панораму «Сталинградской битвы» их родственники.

1-й ведущий берет со стола солдатский треугольник и читает

«Мама, я мстил немцам и буду мстить немецким гадам. Мама, новостей особых нету, есть небольшие. Я был немного ранен, выбило один зуб, повредило немного язык. Мам, сейчас чувствую хорошо», — это строки из письма сталинградца Владимира Камышова, Героя Советского Союза. Высокое звание он получил в 18 лет, отличился при форсировании Днепра. После того, как ранили командира подразделения, юноша взял командование на себя. Его бойцы уничтожили 120 немцев, на счету самого Владимира — 32 гитлеровца.

Владимир Камышов совсем немного не дожил до Победы — он погиб в марте 1945 года.

2-й ведущий.

Знаменитые фронтовые «треугольники» появились из-за дефицита бумаги и конвертов. Обязательно на каждом треугольнике стояла печать «Проверено военной цензурой». Цензоры проверяли, в первую очередь, не выдал ли по неосторожности или по незнанию солдат какую-либо военную тайну, например, место своей дислокации или же количество войск. И, конечно, цензоры отслеживали настроение, боевой дух советских солдат».

О том, что происходит на передовой, бойцы писали мало — и не только из-за военной цензуры. Жалели, видимо, родных, обходились скупыми фразами - «работы хватает», «обо мне не беспокойтесь», «жив-здоров».

3-й ведущий

Совсем немного не дожил до победного дня наш земляк Георгий Лазарев — он погиб 19-летним при освобождении Венгрии: со связкой гранат бросился под гусеницы головного танка противника, остановив тем самым прорыв немцев на важном железнодорожном переезде. Фронтовые письма Георгия Лазарева, которому было присвоено посмертное звание Героя Советского Союза, специально для телепроекта предоставила его племянница Татьяна Адамович. Пожелтевшие, потрепанные от времени послания родным она бережно хранит как семейную реликвию — война забрала почти всех молодых мужчин в ее семье.

Классный руководитель.

Телеканал «Ахтуба ТВ» совместно с музеем-заповедником «Сталинградская битва» реализовали телепроект «Фронтовые письма». Послушаем некоторые из них. На экране ролики с письмами солдат с передовой (№10 и №13).

1-й ведущий.

Посетим виртуальную выставку «Любовь на войне. История в письмах» музея-заповедника «Сталинградская битва».

Он Растопчин Константин Михайлович. Командир взвода танков КВ 133 (гвардейской дивизии) танковой бригады Сталинградского фронта.
Она Смирнова Татьяна Яковлевна. Командир санитарной роты 141-го стрелкового полка 85-й стрелковой дивизии.

 Письма Константина Михайловича Растопчина, в период Сталинградской битвы бойца 133-й танковой бригады, будущей жене Татьяне Яковлевне Смирновой, врачу-нейрохирургу. Она спасла ему жизнь и навек завладела сердцем. Их переписка длилась всю войну и, преодолев все невзгоды, влюбленные соединили свои судьбы.

2-й ведущий.

На экране листаем письма Ростопчина К.М. и Смирновой Т.Я.

Он влюбился до беспамятства, но чувство его не было взаимным. Серьезная и рассудительная доктор Татьяна не хотела торопить события. Она понимала, что воину на фронте требуется поддержка и, как могла, стремилась дать своему бывшему пациенту хоть немного человеческого тепла.

«Я посылаю тебе все время хорошие письма, но совсем не для того, чтобы ты возомнил о себе много, а для того только, чтобы ты знал, что ты не один, что о тебе думают, заботятся, ждут часа встречи и всегда готовы помочь тебе всеми возможными средствами...», - писала она Константину.

3-й ведущий.

Но тот не терял надежды:

«Большое спасибо за признание в том, что ко мне ты относишься, как к другу. Иного я от тебя не ждал и не надеялся на большее. Спасибо! Но я знаю, что большая дружба живет рядом с чем-то другим... Не буду останавливаться на данном вопросе. Мы друзья. И этого пока вполне достаточно...»



1-й ведущий

О чем писали солдаты с фронта своим единственным? Рассказывали о подвигах, которые тогда казались обыденностью:

 «Ночью подъехал к противотанковому рву, через который был сожжен мост. Быстро устроил переправу. Ночевал под воздействием противника, в машине с закрытыми люками... потерял одного члена своего экипажа (ранил автоматчик) и был сам слегка тронут по левому боку. В госпиталь не пошел. Подумаешь! Парою ребер стало меньше... Меня...уложили в санитарную машину... Гоню врача за передовыми танками и вместе с ними врываюсь в Таллин 22 сентя­бря... Таллин наш!»

2-й ведущий.

Удивительно, но среди ужасов войны люди не теряли чувства прекрасного и многие письма Константина Растопчина к Татьяне проникнуты поэзией: 

«Вчера и сегодня по утрам на лужах блестит серебром ледок. Березы потеряли наряд и, не стыдясь наготы, стоят под небом, явствуя собой преддверие зимы. Дубы еще крепятся, но и их дернула позолота. Рябина налилась кровью. Трава имеет болезненную яркость. По ночам небо высокое, черное, увешено крупной вязью звезд. Холодно...»

А потом снова: «За слезы матерей, муки жен, невест, сестер наших, за кровь детей истерзанных фашистскими псами из Пруссии... пусть не просит пощады враг! Ему нет пощады!..»

3-й ведущий.

А в День Победы Константин сделал Татьяне предложение. Все также - по почте:

 «Поздравляю с праздником Победы!!! Вот она заря пленительного счастья, вот он же­ланный день, вот она надежда и чаяния всего человечества, вот он праздник на нашей большой Совет­ской улице!!! Слезы радости засти­лают глаза... Мы победили... Таня! Пусть этот день, будет и моим и твоим личным праздником. В этот день мне хочется крикнуть во весь голос, что у меня есть луч­шая из лучших, подруга на войне, подруга на все мое... будущее. Таня! Будь моей женой!» Но их счастье было еще не близко...

1-й ведущий.

Нежные слова танкиста все же сумели растопить сердце врача. В фондах музея-заповедника «Сталинградская битва» хранится письмо, где Татьяна, наконец, обращается к Константину:

«... ты - судьба моя, жизнь моя, все мои надежды и мечтанья... возьми мое сердце и береги его, храни и люби...»

Они поженились в 1947 году

Константин и Татьяна прожили вместе долгую и счастливую жизнь в городе Котельниково на­шей области. Он работал с детьми, она лечила людей. В браке у них родились двое детей - Наталья и Владимир.

2-й ведущий.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

3-й ведущий.

Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.

1-й ведущий.

Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.

2-й ведущий.

Присоединимся к акции «Скажи-СПАСИБО ветерану»

Сегодня и мы с вами научимся складывать солдатские треугольники так, как складывали солдаты в годы войны.

Такие “треугольники” не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. В годы войны письма – треугольники связывали фронт и тыл. Сегодня наши письма свяжут целые поколения. Солдаты отдавали жизнь за счастье других людей, за нас с вами.

Давайте скажем солдатам, защищавшим Родину спасибо?

Дома вы написали на листах те слова, с которыми хотели обратиться к тем, кто защищал Родину. Сложите свои письма в треугольник. Подпишите, напишите адресата. Прикрепите георгиевскую ленточку. Письмо треугольник готово.

Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу. Эти письма 9 Мая отдадим ветеранам при посещении памятных мест нашего славного города. Подарите вместе с письмом цветы.

3-й ведущий.

Заканчивается классный час «Письма с фронта - судьба, любовь и надежда». Мы читали письма с фронта, выразили слова благодарности солдатам.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас классный час? Размышления вслух.

- Поднимите письма, если у вас появилось чувство гордости за солдат, защищавших Родину!

Треугольники писем

Треугольники писем солдатских
Обожгли мои руки и боль
Тут же в сердце вошла мукой адской. 
В Польше встретил последний свой бой

Тот, кто письма писал на привалах
У коптящей снарядной “свечи”,
Представлялся солдатом бывалым
В письмах к маме, они горячи.

Много лет берегли эти письма —
Сотоварищей страшной войны. 
Как опавшие осенью листья
Пожелтели с годами они.

В них хранится о самой жестокой, 
Самой страшной, безумной войне
Память, ставшая тенью далёкой, 
Отражённая в новой весне.

Классный руководитель.

Живым – спасибо за победу, а погибшим- вечная память.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Звучит метроном. Голоса из аудитории читают строки.

1- Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил

2-Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей

3- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей

4- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну

5- Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену

6- Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов

7- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов

8- Всем тем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил

Посвящается.

Объявляется минута молчания.

Звучит песня « День Победы». Все поют.

Источники материалов для классного часа.

  1. Stalingrad-battle.ru

  2. Ahtubatv.ru

  3. "Интер" № 12(1145), 26.03.2015 г.