Открытый классный час в 5 классе
«Планета Толерантности»
Цель:
- формировать у обучающихся установку на толерантное поведение.
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
- развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
План классного часа.
1. Приветствие.
2. Актуализация понятия «толерантность» /притчи/
3. Упражнение «Акростих»
4. Сценка о терпимом отношении к людям
5. Упражнение «Синонимы»
6. Мини – тренинг
7. Рефлексия. Творческая работа «Дерево толерантности»
Приветствие
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение сегодня удалось – приготовьте хорошее настроение, позитивный настрой друг к другу, желание высказаться.
Актуализация понятия «толерантность»
А начнем мы с притч – небольших рассказов с поучением. У вас на столах свитки с притчами. Ваша задача по смыслу попытаться закончить притчу. И сказать чему учит эта притча, о каком качестве идет речь?
Притча «Ад и Рай»
Жил-был один монах. В течение всей своей жизни он пытался выяснить, чем отличается АД от РАЯ. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул, во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в АД. Осмотрелся он вокруг и видит: сидят люди перед котлами с едой, но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а вот в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в РАЙ. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длиннющими ручками. Но все сытые и довольные.
????????
Присмотрелся, а здесь люди этими ложками друг друга кормят.
Как вы думаете, почему оказавшись в совершенно одинаковой ситуации, одни сытые и довольные, а другие злые и голодные?
Притча «Про двух друзей»
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке:
«Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Друзья молча продолжали идти и через много дней, нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришел в себя, то высек на камне:
«Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»!
Тот, который дал пощёчину, и спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я обидел тебя, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне.
Почему?
И друг ответил:
??????
И друг ответил:
- когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветра могли стереть это.
Но, когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы, никакой ветер не смог бы стереть это.
Какой вывод можно сделать из этой притчи?
Притча «Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час.
????????
И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
Старинная легенда
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
-Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
??????????
-Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
А о чем она? Чему учит?
Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?
Дети зачитывают значения слова «толерантность»
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Упражнение «Акростих». Класс делится на группы, каждой группе выдается лист бумаги. На листе вертикально записывается слово толерантность, группе необходимо «расшифровать» каждую букву слова, чтобы в итоге сложилось единое представление о понятии. Например:
Т – тепло
О – обсуждение
Л – любовь к ближнему
Е – единение
Р – радость
А – активность
Н – ненасилие
Т – терпимость
Н – надежда
О – осмысление
С – симпатия
Т – товарищество
Сценка о терпимом отношении к людям
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Упражнение «Синонимы».
Ведущий предлагает группе набор понятий. Участники должны постараться разделить данные понятия на две группы и объяснить, по каким признакам они относили понятия к той или иной группе. Обсуждение. Что объединяет понятия в одной и в другой группе? Можно ли дополнить каждую группу другими понятиями? В процессе обсуждения участники могут высказать мнение, что двумя словами, объединяющими данные понятия, являются
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм. | Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность. |
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Давайте вместе сделаем эти первые шаги.
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, уважение к окружающим тебя людям, уважение к своей стране, к своим традициям.
Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Цель: учащиеся должны осознать неодинаковость людей.
Рассядьтесь по кругу и все по очереди, начиная с меня, произнесите: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Упражнение «Комплименты».
Цель: способствовать развитию положительного отношения друг к другу.
Придумайте, пожалуйста, комплименты друг для друга. Я бросаю мяч одному из вас и говорю комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Вы правильно поняли? Молодцы. Все верно. Важно, чтобы комплимент был сказан каждому участнику. Спасибо за выполненные задания.
Положительное отношение друг к другу.
Упражнение "Мостик"
Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.
На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.
Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.
Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?
Взаимопонимание, умение уступать друг другу.
Творческая работа «Дерево толерантности».
Наша школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?
Мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наша школа стали планетой Толерантности. Затем листочки прикрепите на наше дерево Толерантности.
И хочу закончить наш классный час словами Бернарда Шоу
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».