СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по безопасности в сети Интернет "Дети Интернета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по безопасности в сети Интернет

Просмотр содержимого документа
«Классный час по безопасности в сети Интернет "Дети Интернета"»

Классный час по кибербезопасности в социальных сетях.


ФИО педагога: Кречетова Ирина Николаевна

Название ООУ: филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Красная Криуша

Тема классного часа: «Дети Интернета» (урок интернет - безопасности).

Класс 9


Пояснительная записка


« Еще когда то великий В. Гумбольдт сказал: не человек овладевает языком, а язык овладевает человеком.

Мы же можем сказать - не человек овладевает интернетом, а интернет овладевает человеком»

А.Г. Асмолов


Дети сетевой эпохи, или дети интернета, - это особое поколение. Директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор А.Г. Асмолов сказал, что «мы можем назвать их «дети информационной цивилизации», и это будет, с психологической и культурологической точки зрения, точно»1. Определение зоны рисков подрастающих поколений - это вопрос нашей с вами будущей жизни.

Проблема обеспечения информационной безопасности в информационно-телекоммуникационных сетях является актуальной в связи с возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. Данный классный час был реализован в рамках Единого урока безопасности в сети Интернет, цель которого - формирование у молодого поколения информационной грамотности при работе в сети интернет. Согласно российскому законодательству, информационная безопасность несовершеннолетних – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, вреда здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Цель классного часа - обеспечение педагогических условий для учебно-поисковой, аналитической деятельности, способствующей развитию информационной компетентности, освоении навыков ранжирования (отбора) контента.

Тип учебного занятия - урок «открытия» нового знания. В процессе проведения классного часа учитель создает проблемные ситуации и вовлекает обучающихся в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, девятиклассники самостоятельно делают выводы, которые они должны освоить в качестве новых компетенций. Созданные учителем проблемные ситуации, побуждают их сопоставлять факты, делать сравнения, искать решения.

Дидактические средства, используемые для организации образовательной деятельности в рамках классного часа, обеспечивают эффективное освоение материала и позволяют создать необходимые условия для формирования универсальных учебных действий. Среди таких средств: приём проблемного обучения «яркое пятно», подводящий к теме и побуждающий диалог, фронтальная беседа, апелляция к личному опыту учащихся. Практическое применение знаний, полученных на данном занятии, даёт возможность повысить информационную грамотность школьников, систематизировать и обобщить основные понятия в области информационной безопасности, правила поведения в сети интернет.

При разработке классного часа я использовала учебные пособия, которые рекомендую обучающимся и их родителям по данной теме. Это книга Гафнер В.В. Информационная безопасность: учебное пособие. - Ростов н/Дону, 2010, пособие Рогозина В.В. Основы информационной безопасности, - М., 2016. Также мною задействованы материалы электронных образовательных ресурсов: Методические рекомендации к Единому уроку безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф, специальный портал, созданный по вопросам безопасного использования сети интернет Безопасный интернет [Электронный ресурс] http://www.saferinternet.ru, интернет СМИ «Ваш личный Интернет» [Электронный ресурс] URL: http://content-filtering.ru, квест Сетевичок. Единый урок по безопасности в сети [Электронный ресурс] URL: http://kvestsetevichok.ru.

Цель классного часа: обеспечение педагогических условий для учебно-поисковой, аналитической деятельности, способствующей развитию информационной компетентности, освоении навыков ранжирования (отбора) контента.

Задачи:

1) формировать у обучающихся понятия: медиаграмотность, интернет-безопасность;

2) формировать навыки поведения в информационном пространстве;

3) способствовать осознанию практической ценности правил безопасности в сети интернет.

Форма итогового проектного продукта – памятка «Правила интернет безопасности».

Планируемые личностные результаты:

1) способность к определению своей позиции и ответственному поведению;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Планируемые метапредметные результаты:

1) планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

2) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

3) работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);

4) осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

5) использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

6) логически строить рассуждение, ясно и аргументировано излагать мысли;

7) владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

8) определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

9) оценивать собственные действия, учебные достижения.

Планируемые предметные результаты: усвоение навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности.

Основные понятия, которые будут формироваться на классном часе: Медиаграмотность, интернет-безопасность, интернет-угроза, кибербуллинг.

Ресурсы: Методические рекомендации к Единому уроку безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф, квест Сетевичок. Единый урок по безопасности в сети [Электронный ресурс] URL:

http://kvestsetevichok.ru, специальный портал, созданный по вопросам безопасного использования сети интернет Безопасный интернет [Электронный ресурс] http://www.saferinternet.ru, интернет СМИ «Ваш личный Интернет» [Электронный ресурс] URL: http://content-filtering.ru.

Оборудование: ноутбук для учителя, ноутбуки для учащихся (мобильный класс, беспроводная компьютерная сеть), звуковые колонки, проектор, экран, мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint.

Технологическая карта классного часа



Этапы

Задачи этапа

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты/ формируемые личностные УУД

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Организационный этап

1)

Информировать о планируемой структуре классного часа.

2)

Сформировать достаточный уровень мотивации

Приём проблемного обучения «яркое пятно» в формате видеосюжета

Диалог, фронтальная беседа, апелляция к личному

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию.

2. Мотивирует учащихся к познавательной деятельности через знакомство с планируемой структурой классного часа.

4. Мотивирует учащихся содержательными

1. Включаются в деловой ритм, знакомятся с планируемой структурой классного часа.

3. Поддерживают вводную беседу-диалог с учителем.

4. Просматривают короткий видеоролик «Безопасный интернет»

Самоопределение к деятельности.

Способность к определению своей позиции и ответственно

познавательной деятельности для решения дальнейших образовательных задач.

опыту учащихся.

средствами видеофрагмента (сюжет о начальном этапе Великой Отечественной войны).

Видеоролик «Безопасный интернет» - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)


II. Этап целеполагания

1) Сформулировать тему классного часа.

Подготовка к «открытию» нового знания

2) Определить задачи деятельности.

1) Приёмы проблемного обучения: подводящий к теме и побуждающий диалог.

2) Фронтальная беседа, апелляция к личному опыту учащихся.

1) Выстраивает беседу-диалог с учащимися и подводит к формулировке темы классного часа.

Слова учителя

7 февраля - Международный день безопасного Интернета. На классном часе мы с вами проанализируем потенциальные угрозы, которые могут встретиться в сети интернет, научимся избегать их и в конце урока ответим на основополагающие вопросы: Как обезопасить себя стать в сети

1) Продолжают беседу-диалог с учителем после просмотра видеосюжета.

2) Отвечают на вопросы учителя. Согласовывают тему классного часа.

3. Совместно с учителем определяют цель и задачи, итоговый продукт занятия:

составить памятку «Правила интернет безопасности», используя понятия: медиаграмотность, интернет-безопасность, интернет-угроза, кибербуллинг.

Осмысление социального опыта


интернет? Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?

2) Проводит актуализацию необходимых компетенций учащихся для определения темы, цели задач классного часа. После ответов детей уточняет тему, цель классного часа.

Слова учителя

Профессор А.Г. Асмолов говорил: «Сегодня многие исследователи пытаются дать ответы на эти вопросы и понять логику жизни в виртуальной реальности. Определение зоны рисков подрастающих поколений - это вопрос нашей с Вами будущей жизни. И в этом свете я всегда вспоминаю замечательную книжку Джона Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратноинтернет - это дорога Туда. Еще когдато великий В. Гумбольдт сказал: не человек овладевает

языком, а язык овладевает человеком. Мы же можем

сказать - не человек овладевает интернетом, а интернет овладевает человеком».

Задумаемся над этими словами.

III. Этап открытия нового знания

Через решение проблемных опросов - систематизация, структурирование имеющихся знаний и открытие нового знания об угрозах в сети

Приемы: «кластер, графический анализатор».

Фронтальная беседа, апелляция к личному опыту учащихся.

Ставит проблемные вопросы, организует деятельность учеников по решению поставленной проблемы

Слова учителя (после просмотра видеороликов)

Как вы думаете, какие угрозы в сети интернет существуют для Вас? (ответы ребят). Рассмотрим некоторые из них.

1. Киберпреступность.

Анализируют видеоролики, отвечают на вопросы

составляют кластер «Самые опасные угрозы в сети интернет»

Киберпреступность - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Что такое кибербуллинг, как от него защититься? День против

Соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками



При общении в сети у каждого появляются виртуальные друзья. Такая форма общения очень часто привлекает преступников: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Так очень легко завладеть вниманием собеседника, применяя приемы психологического воздействия, так называемый

а) кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти.

Наиболее опасными видами кибербуллинга являются

б) киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также

в) хеппислепинг — видеоролики с записями реальных сцен насилия.

Для безопасности несовершеннолетнего особую угрозу представляют личные встречи с виртуальными знакомыми в реальной жизни, о которых никто может ничего не знать.

2. Материалы экстремистского и террористического характера.

Сегодня очень часто возникает вопрос об участии молодых людей в незаконных террористических организациях и готовящих террористические акции на территории России. Одной из причин такой ситуации – это вовлечение этой части молодежи в незаконные действия путем интернет-вербовки.


виртуальной травли на 360... - поиск Яндекса по видео (yandex.ru

IV. Этап интеграции нового знания.

Создание итогового продукта - памятки

1) Публично представить результаты

класса – кластеры

2) Провести промежуточну

1) Прием социализации – представление результатов деятельности участников.

1) Помогает соединить информацию в единый смысловой ряд.

2) Организует рефлексивный диалог, обратную связь.

1) Выстраивают общий смысловой ряд понятий.

2) Задают вопросы, высказывают мнения о решении поставленных

Способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

ю рефлексию результатов деятельности.

3) Создать смысловой, ряд понятий

2) Диалог, апелляция к личному опыту учащихся.

3) Помогает раскрыть смысл понятий:

Медиаграмотность - грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации.

Интернет – безопасность - состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, вреда здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию

Киберугроза – это распространение вредоносной информации и спама в Сети, которые ставят под угрозу персональную информационную безопасность человека,

задач, оценивают друг друга.

3) Осваивают на уровне практического применения в устном выступлении новые понятия.







Итоговая рефлексия

1) Оценить процесс и результат образовательной деятельности в рамках классного часа.

2) Подвести воспитательные, итоги деятельности в рамках классного часа.

Диалог, фронтальная беседа.

1) Обращает внимание на психофизическое и эмоциональное состояние учащихся.

2) Организует рефлексию (по вопросам). Какова была цель классного часа? Выполнили ли мы поставленные задачи?

Слова учителя

Интернет – это не только пространство для поиска информации, знакомства и общения, это еще и источник опасности, которую можно предотвратить.

Нужно быть осведомленным о видах угроз, исходящих из сети.

1) Продолжают беседу-диалог с учителем.

2) Отвечают на вопросы учителя, оценивают форме диалога процесс и результат совместной и индивидуальной деятельности.

Осмысление социально-нравственного опыта


Список использованной литературы

1. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

2. Рогозин В.В. Основы информационной безопасности: учеб. пособие. – М.: Юнита-Дана, 2016. – 287 с.

3. Солдатова Г.В., Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования Ч1: лекции, Ч2: практикум. М., 2013 – 302 с.

4. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. М., 2011. 336 с.