Классный час по правовому воспитанию
«Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей»
учитель географии Кроливец Н.Н.
Цель. Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах
ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: Декларация прав человека, игровые задания для учащихся, карточки для заданий,
ручки, сигнальные «светофоры»
1. Добрый день всем присутствующим в зале! Сегодня мы поговорим с вами о правах и обязанностях детей. Вы должны не только знать свои права, но уметь ими пользоваться.
2 . Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове. Чего вам будет не хватать?..(ответы детей)
1 Больше всего вам будет не хватать общения, друзей, потому что мы все люди и живём в обществе
людей.
2 Каждый человек имеет чувства, потребности, характер. Как же сделать, чтобы такие разные, непохожие люди всё ж таки жили с уважением друг к другу? Для этого существуют правила, которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу. А сейчас поднимите ручки, если вы знаете:
правила школьника,
правила для пассажиров,
правила посетителей в музеях и театрах,
правила безопасного поведения на воде…
правила дорожного движения…
1 Но есть такие правила, которые обязательны для всех граждан страны, кто бы они не были взрослые или дети. Эти правила устанавливают порядок в государстве, обязанности каждого гражданина и его права.
2 Как называется главный закон нашей страны? (Конституция ) Раздел о правах человека – один
из важных в Конституции нашей страны.
Конституция у нас одна,
В ней права от А до Я.
Каждый, заглянув в неё,
Защитит своё жильё.
И право трудиться и право лечиться,
Все они от рожденья твои!
1 К сожалению, жизнь, здоровье, счастье детей всего мира не достаточно защищены. 250 млн. детей в мире живут за счёт тяжёлого труда, грабежей. 30 млн. детей в мире не могут учиться. Каждый год от болезней умирают 5 млн. детей. Расширяется торговля детьми, от которых отказались родители
2 10 декабря 1948 года в городе Нью-Йорк в ООН ( международная организация, задача которой
поддержка мира и безопасности во всём мире) разные народы мира решили и постановили, что все люди имеют равные права. Так была принята общая Декларация прав человека. Но взрослые могут защитить себя от злодеев, а дети ещё не в состоянии этого сделать. Поэтому в 1989 году представители прогрессивных стран мира, в том числе и наша страна, подписали Конвенцию о правах детей. Конвенция – это международный договор.
1 - Сегодня мы попутешествуем страницами Конвенции прав ребёнка.
Учащиеся зачитывают некоторые статьи Конвенции: ( во время чтения идёт показ презентации)
Ст 1: Ребёнком считается каждый человек возрастом до 18 лет.
Главным правом ребенок
Наделяется с пеленок.
Ты родился и живи,
Маму с папою люби
2 - Ст 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права,независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
1 - Ст 4: Все дети без исключения находятся под защитой государства. Государство обязано защищать права ребёнка.
Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
2 - Ст 7: С момента рождения ребёнок имеет право на имя и получение гражданства, а также право знать и своих родителей и право на их заботу.
Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”
1 - Какой документ получает человек при рождении? (показ свидетельства о рождении).
Имя каждому дано и у каждого оно одно!
Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права это рабы, узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер.
Ст 16: Никто не имеет право унижать достоинство ребёнка, угрожать его здоровью и жизни.
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
2 - Ст 23: Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.
И ребенок – инвалид
Не заброшен, не забыт.
Мы сотрем границы все,
Чтобы мир во всей красе
Был доступен и широк,
В нем счастливым быть ты мог!
1 - Ст. 28: Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным
посещением детьми школ.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки
Это право есть у нас.
2 - Ст 33: Ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях,соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Есть ещё такое право:
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь подарить.
1 - Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.
Если жизни угрожают
И пытаются убить,
Значит право на защиту
Можно смело применить.
Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
2 - Ст 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.
2 - Дети Ну, а как же остальные
Очень нужные права?
Учитель Вам для этого ребята
Декларация нужна.
Открывайте, изучайте
И права не нарушайте.
Чтобы жить в счастливом мире
Вам нужны ещё права:
1 - На здоровье, на защиту, на свободу и на жизнь.
Эти главные права пригодятся вам всегда!
2 - А сейчас давайте проверим как вы знаете свои права и обязанности:
Береги школьное имущество. ( . . . )
Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. ( . . . )
Соблюдать правила дорожного движения ( . . . )
Соблюдать правила личной гигиены. ( . . . )
Прилежно учиться. ( . . . )
Пользоваться библиотекой, спортзалами. ( . . . )
Охранять природу, памятники культуры ( . . . )
Заботиться о жизни и охране здоровья. ( . . . )
Соблюдать правила поведения. ( . . . )
Учиться. ( . . . )
Звонить по телефону ( . . . )
Играть с друзьями ( . . . )
Читать книги ( . . . )
1 - А сейчас вашему вниманию сценка. Ввам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи
Ведь детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.
2 - Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Можно ли не допускать ссор?
В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
Попробуем вместе разобраться.
СЦЕНКА.
Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Папа.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, папа, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у нас, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
Папа.
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка.
Но только должен ты узнать –
Все вместе: Права у всех равны.
Вежливость.
2 – Воспитанный человек постоянно контролирует себя, постоянно оценивает свои
поступки. По поведению мы судим о человеке. Одни поступки мы хвалим, считаем их культурными, другие – осуждаем. Нужно придерживаться правил, которые складывались в отношении между людьми лет. Одни из них записаны как законы, которые дают нам права и обязанности, другие – как правила поведения.
В. А. Сухомлинский говорил: «Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства
других людей»
1 - Ст.3 Конвенции ООН о правах ребёнка гласит: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Каждый нуждается в защите и общении».
2 - А сейчас «Блиц опрос»
1 Ты пришёл в школу. Какое первое слово должен сказать?
2 Тебе помогли раздеться и повесить одежду. Что нужно сказать?
3 Ты шёл по коридору и случайно когото толкнул. Что нужно сказать?
4 Чтобы тебе с удовольствием помогли не надо забывать одно волшебное слово. Какое?
5 Человек сделал доброе дело и его надо поблагодарить. Какие слова ты скажешь?
6 Вся семья садится обедать. Какие слова ты скажешь всем?
7Мальчик звонит по телефону другу, чтобы пригласить его в кино, а к телефону подходит его
старшая сестра. Как он поступит?
1 - Молодцы! А сейчас игра « дополните предложение»:
2 - Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
1 - Для того чтобы преступникам не удалось осуществить свои намерения каждый ребёнок должен знать некоторые правила.
2 - . Отвечайте хором: ДА или НЕТ
1 Не садись в машину с незнакомыми людьми. Да или нет?
2 Никогда не говори, что ты один дома. Говори, что мама или папа не могут подойти к телефону или перезвонят позже. Да или нет?
3 Не оставляй открытыми двери и окна, если ты дома один. Да или нет?
4 Всегда бери сладости у кого-либо, даже если это незнакомец. Да или нет?
5 Никогда не впускай в дом незнакомых людей. Да или нет?
6 Можно играть и гулять хоть до утра. Да или нет?
7 Никогда не играй с безопасными предметами. Да или нет?
Бывают такие моменты, когда ты можешь сказать: “НЕТ”…
И тогда нет места сожалениям”.
И запомните:
Развлечения в компании бывают разные:
Полезные, интересные и даже опасные.
Перед тем, как с друзьями чем – то заняться
Подумай: “А стоит ли так развлекаться”.
Стихотворение « Хорошо и плохо».
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
-Что такое хорошо и что такое плохо?
Папа «Кодекс» показал и ответил строго:
-Кто его не уважал, тому дали много.
Хоть ты ростом мал еще, но в любой эпохе
Надо делать хорошо и не надо плохо.
Маленький мальчик снежками кидался,
Прохожих пугал он и матом ругался.
Но мальчика дядя поймает за шарф,
И папа получит внушительный штраф.
Ребята решили водки попить
И как «Подобает» кого – то избить.
Поймали бойцов по горячим следам
Теперь затаскают их по судам.
В подворотне за углом молодежь толпится
Рюмок звон и дым столбом - кто ж так веселится?
Кто-то в лужицу прилег отдохнуть с подружкой,
Стал, как свинтус, паренек, а подружка- хрюшка.
Всё это, несомненно, имеет последствия.
Ответственные платят штраф, ведётся следствие.
Потом за этим всем идёт беда и слёзы.
Не нарушайте прав, друзья, не рушьте свои грёзы!
Вышел мальчик на балкон (проветриться он вышел),
Нецензурный лексикон сразу он услышал.
Мальчик «Кодекс» изучал, наклонился кроха,
Грозно пальчик показал и промолвил: «Плохо»!
Должен каждый говорить языком приличным,
И тогда мы будем жить в мире гармоничном!
1 ребенок
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ребенок
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ребенок
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ребенок
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
1й ученик: Над миром пролетают годы,
Приходит лето за весной,
Поем на разных языках,
Пускай различны цветом кожи,
Мы все – как дети у природы
И что же нам делить с тобой?
Но дети мы, и тем похожи.
И мир – у нас с тобой в руках.
Пусть будет мир на всей планете
И в каждой маленькой стране.
Пусть весело смеются дети
И все забудут о войне.
1 . Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать
свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей
и детей.