СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по правовому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по правовому воспитанию, который поможет детям осознать, что нет прав без обязаностей, и нет обязаностей без п

Просмотр содержимого документа
«Классный час по правовому воспитанию»

Классный час по правовому воспитанию

«Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей»

учитель географии Кроливец Н.Н.
Цель. Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах
ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: Декларация прав человека, игровые задания для учащихся, карточки для заданий, 
ручки, сигнальные «светофоры»

1. Добрый день всем присутствующим в зале! Сегодня мы поговорим с вами о правах и обязанностях детей. Вы должны не только знать свои права, но уметь ими пользоваться.
2 . Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове. Чего вам будет не хватать?..(ответы детей)
1 Больше всего вам будет не хватать общения, друзей, потому что мы все люди и живём в обществе 
людей. 
2 Каждый человек имеет чувства, потребности, характер. Как же сделать, чтобы такие разные, непохожие люди всё ж таки жили с уважением друг к другу? Для этого существуют правила, которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу. А сейчас поднимите ручки, если вы знаете:
правила школьника, 
правила для пассажиров, 
правила посетителей в музеях и театрах, 
правила безопасного поведения на воде…
правила дорожного движения…
1 Но есть такие правила, которые обязательны для всех граждан страны, кто бы они не были взрослые или дети. Эти правила устанавливают порядок в государстве, обязанности каждого гражданина и его права.
2 Как называется главный закон нашей страны? (Конституция ) Раздел о правах человека – один 
из важных в Конституции нашей страны.
Конституция у нас одна,
В ней права от А до Я.
Каждый, заглянув в неё,
Защитит своё жильё.
И право трудиться и право лечиться,
Все они от рожденья твои!

1 К сожалению, жизнь, здоровье, счастье детей всего мира не достаточно защищены. 250 млн. детей в мире живут за счёт тяжёлого труда, грабежей. 30 млн. детей в мире не могут учиться. Каждый год от болезней умирают 5 млн. детей. Расширяется торговля детьми, от которых отказались родители
2 10 декабря 1948 года в городе Нью­-Йорк в ООН ( международная организация, задача которой 
поддержка мира и безопасности во всём мире) разные народы мира решили и постановили, что все люди имеют равные права. Так была принята общая Декларация прав человека. Но взрослые могут защитить себя от злодеев, а дети ещё не в состоянии этого сделать. Поэтому в 1989 году представители прогрессивных стран мира, в том числе и наша страна, подписали Конвенцию о правах детей. Конвенция – это международный договор.

1 - Сегодня мы попутешествуем страницами Конвенции прав ребёнка.
Учащиеся зачитывают некоторые статьи Конвенции: ( во время чтения идёт показ презентации)
Ст 1: Ребёнком считается каждый человек возрастом до 18 лет.
Главным правом ребенок
Наделяется с пеленок.
Ты родился и живи,
Маму с папою люби
2 - Ст 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права,независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.
1 - Ст 4: Все дети без исключения находятся под защитой государства. Государство обязано защищать права ребёнка. 
Имею я право нормально питаться, 
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
2 - Ст 7: С момента рождения ребёнок имеет право на имя и получение гражданства, а также право знать и своих родителей и право на их заботу.
Мальчишки и девчонки, 
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один: 
“Я – полноправный страны гражданин!”
1 - Какой документ получает человек при рождении? (показ свидетельства о рождении).
Имя каждому дано и у каждого оно одно!
Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права ­ это рабы, узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер.
Ст 16: Никто не имеет право унижать достоинство ребёнка, угрожать его здоровью и жизни.
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

2 - Ст 23: Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.
И ребенок – инвалид
Не заброшен, не забыт.
Мы сотрем границы все,
Чтобы мир во всей красе
Был доступен и широк,
В нем счастливым быть ты мог!
1 - Ст. 28: Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным 
посещением детьми школ.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки ­
Это право есть у нас.
2 - Ст 33: Ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях,соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 
Есть ещё такое право:
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь подарить.
1 - Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.

Если жизни угрожают
И пытаются убить,
Значит право на защиту
Можно смело применить.
Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
2 - Ст 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость – 
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить 
На эти дороги.
2 - Дети ­ Ну, а как же остальные
Очень нужные права?
Учитель ­ Вам для этого ребята
Декларация нужна.
Открывайте, изучайте
И права не нарушайте.
Чтобы жить в счастливом мире
Вам нужны ещё права:

1 - На здоровье, на защиту, на свободу и на жизнь.
Эти главные права пригодятся вам всегда!
2 - А сейчас давайте проверим как вы знаете свои права и обязанности:
Береги школьное имущество. ( . . . )
Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. ( . . . )
Соблюдать правила дорожного движения ( . . . )
Соблюдать правила личной гигиены. ( . . . )
Прилежно учиться. ( . . . )
Пользоваться библиотекой, спортзалами. ( . . . )
Охранять природу, памятники культуры ( . . . )
Заботиться о жизни и охране здоровья. ( . . . )
Соблюдать правила поведения. ( . . . )
Учиться. ( . . . )
Звонить по телефону ( . . . )
Играть с друзьями ( . . . )
Читать книги ( . . . )
1 - А сейчас вашему вниманию сценка. Ввам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи
Ведь детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

2 - Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Можно ли не допускать ссор?
В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
Попробуем вместе разобраться
.
СЦЕНКА.

Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе – 
Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Папа.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, папа, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у нас, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
Папа. 
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка.
Но только должен ты узнать – 
Все вместе: Права у всех равны.
Вежливость.
2 – Воспитанный человек постоянно контролирует себя, постоянно оценивает свои
поступки. По поведению мы судим о человеке. Одни поступки мы хвалим, считаем их культурными, другие – осуждаем. Нужно придерживаться правил, которые складывались в отношении между людьми лет. Одни из них записаны как законы, которые дают нам права и обязанности, другие – как правила поведения. 
В. А. Сухомлинский говорил: «Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства 
других людей»
1 - Ст.3 Конвенции ООН о правах ребёнка гласит: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Каждый нуждается в защите и общении».
2 - А сейчас «Блиц опрос»
1 Ты пришёл в школу. Какое первое слово должен сказать?
2 Тебе помогли раздеться и повесить одежду. Что нужно сказать?
3 Ты шёл по коридору и случайно кого­то толкнул. Что нужно сказать?
4 Чтобы тебе с удовольствием помогли не надо забывать одно волшебное слово. Какое?
5 Человек сделал доброе дело и его надо поблагодарить. Какие слова ты скажешь?
6 Вся семья садится обедать. Какие слова ты скажешь всем?
7Мальчик звонит по телефону другу, чтобы пригласить его в кино, а к телефону подходит его 
старшая сестра. Как он поступит?
1 - Молодцы! А сейчас игра « дополните предложение»:


2 - Вот в углу стоит мальчонка, 
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

1 - Для того чтобы преступникам не удалось осуществить свои намерения каждый ребёнок должен знать некоторые правила.
2 - . Отвечайте хором: ДА или НЕТ
1 Не садись в машину с незнакомыми людьми. Да или нет?
2 Никогда не говори, что ты один дома. Говори, что мама или папа не могут подойти к телефону или перезвонят позже. Да или нет?
3 Не оставляй открытыми двери и окна, если ты дома один. Да или нет?
4 Всегда бери сладости у кого­-либо, даже если это незнакомец. Да или нет?
5 Никогда не впускай в дом незнакомых людей. Да или нет?
6 Можно играть и гулять хоть до утра. Да или нет?
7 Никогда не играй с безопасными предметами. Да или нет?

Бывают такие моменты, когда ты можешь сказать: “НЕТ”…
И тогда нет места сожалениям”.

И запомните:

Развлечения в компании бывают разные:
Полезные, интересные и даже опасные.
Перед тем, как с друзьями чем – то заняться
Подумай: “А стоит ли так развлекаться”.

Стихотворение « Хорошо и плохо».

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:

-Что такое хорошо и что такое плохо?

Папа «Кодекс» показал и ответил строго:

-Кто его не уважал, тому дали много.

Хоть ты ростом мал еще, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо.

 

 Маленький мальчик снежками кидался,

Прохожих пугал он и матом ругался.

Но мальчика дядя поймает за шарф,

И папа получит внушительный штраф.

 

Ребята решили водки попить

И как «Подобает» кого – то избить.

Поймали бойцов по горячим следам

Теперь затаскают их по судам.

 

В подворотне за углом молодежь толпится

Рюмок звон и дым столбом - кто ж так веселится?

Кто-то в лужицу прилег отдохнуть с подружкой,

Стал, как свинтус, паренек, а подружка- хрюшка.

Всё это, несомненно, имеет последствия.
Ответственные платят штраф, ведётся следствие.
Потом за этим всем идёт беда и слёзы.
Не нарушайте прав, друзья, не рушьте свои грёзы! 

  

Вышел мальчик на балкон (проветриться он вышел),

Нецензурный лексикон сразу он услышал.

Мальчик «Кодекс» изучал, наклонился кроха,

Грозно пальчик показал и промолвил: «Плохо»!

Должен каждый говорить языком приличным,

И тогда мы будем жить в мире гармоничном!

1 ребенок
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ребенок
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ребенок
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ребенок
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
1­й ученик: Над миром пролетают годы,
Приходит лето за весной,
Поем на разных языках,
Пускай различны цветом кожи,
Мы все – как дети у природы
И что же нам делить с тобой?
Но дети мы, и тем похожи.
И мир – у нас с тобой в руках.
Пусть будет мир на всей планете
И в каждой маленькой стране.
Пусть весело смеются дети
И все забудут о войне.
1 . Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать 
свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. 
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей
и детей.