СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по профориентации для учащихся 9 класса "Найти себя (взгляд в будущее)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю разработку классного часа по профориентации для учащихся 9 классов "Найти себя (взгляд в будущее)"

Просмотр содержимого документа
«Классный час по профориентации для учащихся 9 класса "Найти себя (взгляд в будущее)"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 87»










Технологическая карта классного часа по профориентации

«Найти себя (взгляд в будущее)»








Учитель

математики высшей категории,

классный руководитель

9 «А» класса: Усова Л.В.












Ярославль, 2016

Технологическая карта классного часа по профориентации «Найти себя(взгляд в будущее)»


Цели для ученика

1. Осознать проблему выбора вообще и в профессии.

2. Рассмотреть появление новых профессий

3. Соотнести свой выбор с изменениями на рынке профессий.







Цели для учителя

  • Предметные цели: освоение знаний о классификации профессий, об изменениях на рынке профессий.

  • Метапредметные цели: овладение способами работы в сети, поиском информации, анализом информации. Формирование навыков исследовательской деятельности. Развитие умений вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  • Личностные цели: воспитание нравственности, формирование личностной позиции, соотнесение своего выбора с изменениями на рынке профессий

Тип урока

Урок комбинированный.

Форма урока

Урок-практикум

Опорные понятия, термины

Профессии ( лайф-коучер, шоколатье, event-менеджер, веб садовник, эксперт трасолог), выбор профессии, изменение на рынке профессий,

Новые понятия

лайф-коучер, шоколатье, event-менеджер, веб садовник, эксперт трасолог,

Объекты контроля

Рабочие записи по ходу урока

Заполнение рабочего листа по новым профессиям в соответствии с классификацией Климова.

Формы контроля

Выступление перед классом с полученной информацией.

Домашнее задание к уроку. Повторить материал – классификация профессий. Поиск информации и оформление Азбуки профессий. Индивидуальные задания: подготовить материал об интересующей профессии на заданную букву.

Домашнее задание после урока. 1) Разобрать профессию в азбуке профессий предложенному плану (включая классификацию Е.А.Климова)

2)Найти профессии будущего, которые требуются на предприятиях города Ярославля.

3) Разобрать по плану профессии : IT-евангелист.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Результат взаимодействия (сотрудничества)

инструментарий учителя

Формируемые УУД

технологии, методы и приёмы

дидактический материал

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

1.Создание проблемной ситуации

Формулирует проблему, которая будет затронута на уроке - проблема «НАЙТИ СЕБЯ
(ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ )»


Внимательно слушают и соотносят названную проблему с собственной позицией

Познавательный метод (создание проблемной ситуации)

Видео «Исчезновение ряда профессий».

Способность к решению нравственных проблем





Приняты учебные цели урока, создана мотивация на решение учебных задач.

2. Упражнение «Выбор»

Предлагает пройти к табличкам(да, нет, не знаю), ответив на вопрсы.


Уч-ся зачитываются вопросы, и они встают возле ответов - да, нет, не знаю.



Практические методы


Песня «Каждый выбирает для себя» стихи Левитанского, исполняет С.Никитин.

Развитие умений навыков познания и самопознания через осознание




Умение определять степень успешности выполнения своей работы

Осознание проблемы выбора.

3.Задание 1 «Закончи пред-ложение».

Учитель предлагает продолжить предложение по теме.

Учащиеся, работая в группе, заканчивают предложение.

Словесный метод


Презентация учителя,

Рабочий лист учащихся,

высказывания

Способность к решению нравственных проблем



Работа в группе

Умение оценивать выступления одноклассников


Умение использовать дополнительные источники информации

Получены новые знания о понятиях(труд, профессиональный труд, выбор профессии).

4.Задание 2 «New»

Организует работу в группах по поиску информации


Комментирует задания к таблице.


Оказывает помощь при заполнении таблицы.


Помогает учащимся изучить новые профессии по классификациям.


Обсуждают вопросы в группе, работают с интернет ресурсами.


Самостоятельно анализируют информацию.



ИКТ. Работа в группе. Метод мыследеятельности.


Рабочий лист (план разбора профессий, включая классификацию Е.А. Климова).

Развитие умений навыков познания и самопознания

Личностное осмысление, паявшихся профессий.

Умение найти нужную информацию, умение анализировать,

Умение сравнивать тексты со сходной проблематикой. Умение находить в текстах нужную информацию, умение ориентироваться в сети.

Умение читать текст.

Умение четко и грамотно отвечать на вопросы. Умение работать в группе.

Умение определять степень успешности выполненной работы.


Умение давать самооценку своей деятельности.

Найденная информация о новых профессиях, по плану. Соотнесение со своими возможностями и желаниями.

5.Рефлексия

Предлагает учащимся ответить на вопрос, «что значит найти себя?» и помогает ответить на вопрос


Анализируют урок, полученную информацию, соотносят со своими предпочтениями

Словесный метод (беседа)



Высказывание К.Д. Ушинского. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Видео класса « Наши будущие профессии». (Вы никогда не сможете планировать будущее, оставаясь в прошлом» (Эдмунд Бёрк) )


Осмысление выбора профессии в соответствии с изменениями потребности в профессиях.

Умение делать вывод.

Умение работать в группе.

Умение планировать свою деятельности исходя из учебной задачи.

Получен ответ на вопрос о появлении новых профессий.















Приложение№1 к заданию № 2 «New» (лист ответов для проверки)



Профессия

лайф-коучер


веб-садовник

event-менеджер

шоколатье

эксперт-трасолог

Предмет труда

человек

Знак

человек

Техника

Знак

Условие труда

С повышенной моральной ответственностью

Бытовые

Бытовые

На свежем воздухе

Бытовые

Бытовые

На свежем воздухе

Средства труда

Функциональные

Автоматизированные

функциональные

Функциональные

Автоматизированные

Ручные

Механические

Цели труда

преобразующие

Изыскательские

преобразующие

преобразующие

Гностические

Гностические

Учебное заведение

ЯГПУ им. К.Д.Ушинского (ИПП)

ЯрГУ им.П.Г.Демидова

Академия профессионального коучинга.

ЯрГУ им.П.Г.Демидова(ИВТ)

ЯГПУ им. К.Д.Ушинского (ИПП)

ГОУ СПО ЯО "Ярославское училище культуры"


 

Ярославский профессиональный колледж № 30 (Профессиональный лицей № 30)

«Академия шоколада» в г. Чехов

«Академия шоколадного дизайна» в Москве при кондитерском колледже№ 51.

Для повышения квалификации — мастер-классы у известных шоколатье мира.


  • Московский Университет МВД России

  • Санкт-Петербургский Университет МВД России

  • Волгоградская Академия МВД России

  • Саратовский юридический институт МВД России

  • Медицинские ВУЗы +МЧС+УВД


Спрос на рынке труда

Увеличивается

Тренинговые центры В организации

Увеличивается

Увеличивается


Редкая

Кондитерские фабрики

ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт».

Частные организации

Увеличивается

Федерация судебных экспертов, следственные органы, экспертно-криминалистические центры ГУВД, частные организации

Заработная плата

Зависит от количества клиентов(1 клиен-2000руб)

В организации по договорённости

15000руб+совместительство

50000руб

32000руб

35000руб

Краткая информация профессии

Задача лайф-коучинга состоит в том, чтобы помочь человеку реализовать себя в какой-то важной для него сфере с применением тех скрытых ресурсов и потенциала, которые ранее им не использовались.

Человек, который поддерживает в порядке некоторое количество сайтов: присматривает, выпалывает мертвые ссылки, меняет внешний вид сайта в зависимости от текущих потребностей.

занимается организацией и проведением разного рода мероприятий: корпоративов, конференций, тренингов, праздников, вечеринок и т.д. 

Дегустация элитного шоколада.


занимается исследованием следов, а также следообразующих и следовоспринимающих объектов с целью сбора фактов в качестве доказательств для раскрытия преступлений.








Приложение№2 к заданию № 2 «New» (лист ответов для учащихся, работа в группе)


Профессия

лайф-коучер


веб-садовник

event-менеджер

шоколатье

эксперт-трасолог

Предмет труда







Условие труда







Средства труда







Цели труда







Учебное заведение









Спрос на рынке труда







Заработная плата







Краткая информация профессии
















Приложение№3 к заданию № 2 «New» (теория)

Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Природа

Техника

Человек

Знак

Художественный образ

Условия труда

Бытовые

На открытом воздухе...

Необычные

C повышенной моральной ответственностью

 

Средства труда

Ручные

Механизированные

Автоматизированные

Функциональные

 

Цели труда

Гностические

Преобразующие

Изыскательские

 

 

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

  • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

  • потребность в общении,

  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

  • умение находить общий язык с разными людьми.

«ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий:

  • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
    (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

  • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности 
    (строитель, пожарник, полевод, агроном).

  • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями 
    (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности 
    (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

  • Профессии, связанные с использованием ручного труда 
    (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

  • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением 
    (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

  • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов 
    (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

  • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда 
    (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:

  • Гностические: распознать, различить , оценить, проверить 
    (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать 
    (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать 
    (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным - Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).


Приложение№4 к заданию № 1 «Продолжи предложение»


Закончите предложения:


- Люди работают ради...





- Настоящий труд — это...






- При выборе профессии люди часто не учитывают...






- В любом профессиональном труде самое важное...







Закончите предложения:


- Люди работают ради...





- Настоящий труд — это...






- При выборе профессии люди часто не учитывают...






- В любом профессиональном труде самое важное...