СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по профориентации "Дорога в будущее"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час по профориентации "Дорога в будущее"»

Классный час по профориентации «Дорога в будущее»

 

Истинное сокровище для лю­дей - умение трудиться.

Эзоп

 Цели; расширить представление детей о различных професси­ях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональ­ному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору

Форма проведения: час общения.

В последнее время на российском рынке труда складывается па­радоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша за­дача - помочь ребятам найти востребованную специальность. В сце­нарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).

Здравствуйте уважаемые коллеги,

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся. Подарите частичку своего хорошего настроения друг другу, мне, а я – вам. Спасибо. Начнем наше занятие с высказывания древнегреческого поэта Эзопа.

Спасибо за ваши ответы.


На самом деле труд развивает нас как физически так и интеллектуально. Труд очень важен без труда мы не сможем развиваться и не сможем достичь своих целей в жизни.Труд украшает человека, делает его сильным.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Пройдет совсем немного вре­мени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнет­ся не с трех дорог как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и сча­стье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Мини-лекция «Формула профессии»

А что получится, если сложить три слова «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии,который поможет вам выбрать дорогу в будущее.

На доске записывается формула и название классного часа «Дорога в в будущее»

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

Как вы думаете что скрывается за словом «хочу» и тд

  1. хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

  2. могу - это все, что мне по силам, по способностям;

  3. надо - это все, что нужно для общества, страны.

Итак осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитыва­ет и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потреб­ности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объясните различие между этими словами?

(Дети дают ответы).Если не справляются можно предложить словари.

Подведём итоги.(Презентация) Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

  • Профессия – это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

  • Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

  • Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

  • Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Определения в распечатать.

Игра «Визитка».

Воспитатель: У меня есть визитки ,на этих визитках содержаться профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы).распечатать

  1. Врач 3-й категории хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

  2. Учитель математики высшей категории, директор школы.

  3. Инженер - механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

  4. Токарь – карусельщик 6-ого разряда, бригадир 3-й бригады.

  5. Повар – кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.

Молодцы вы достойно справились с заданием.

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что бу­дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портить­ся, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда.

Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Даша Л будет составлять список «Самые модные профессии».

Даша А - «Профессии, которые всегда нужны».

Сергей Е- «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, теле­ведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Ярмарка профессий

Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, сис­темный администратор, главный бухгалтер, специалисты по инфор­мационным технологиям. В последнее время в России появились новые про­фессии. Давайте коротко познакомимся с некоторыми из них.Знаете ли вы чем занимается вэб-прораммист

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет фи­нансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эф­фективность.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий ры­нок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потреб­ности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Как вы думаете, чем занимается титестер? Тите­стер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исклю­чительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гри­меры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профес­сии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и боль­ше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера при­думывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: ком­прессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специаль­ный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно*.

  • 3. Демонстрация осознанного выбора профессии

«Это мой выбор!»

Классный руководитель. Как же работает формула осоз­нанного выбора профессии?

Сейчас я вам приведу некоторые варианты

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - во­дитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, рабо­тать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Классный р у к о в о д и т е л ь. Кто из вас тоже хочет продемон­стрировать свои примеры? (Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного вы­бора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у че­ловека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои силь­ные и слабые стороны, свои способности и недостатки.



4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной про­фессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выбо­ре? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

  • «Давят» родители.

  • Идут за модой.

  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

  • Выбирают «за компанию».

  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

  • Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые рас­пространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за мо­дой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?



  • 5. Тестирование

Классный руководитель. Может быть, немного разобрать­ся в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо раз­бираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талан­тов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объ­ективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, худож­ник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможно­стях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Для закрепления: Упражнение( если останется время):
 « Найди профессию»

  • Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

  • Примечания.
    1) Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, учитель, слесарь, врач – профессии.
    2) Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.
    3) Учитель начальных классов и учитель физкультуры – это разные специальности одной профессии – учительской.
    4) Терапевт и хирург – специальности профессии врача.
    • Почему дворник и курьер – не профессии? (Потому что не требуют обучения.)



6 . Заключительное слово

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

7. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

  • Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

  • Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

  • Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор про­фессии он не повлияет.

  • Куда скажут родители, туда и пойду после 11 класса.

  • Главное открытие - разобрался в профессиональной характе­ристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих роди­телях.







Расширили ли вы представления о профессиях? (если да  поднимайте цифру 1,  нет - 0)

Поняли ли вы смысл формулы правильного  выбора  профессии «Хочу, могу, надо»?

Нужно ли осознанно подходить к выбору профессии?

достигли мы целей,   которые ставили перед собой в начале классного часа?

Как вы оцениваете свое состояние после классного часа, поднимите цифру 1 или 0

Вы чувствуете 1-вдохновение  или 0-подавленность?

Вам было 1-интересно или 0-нет?

Вы 1-уверены в себе или 0-нет?

Вы  1-устали или 0-нет?

Вы 1-старались или 0-нет?  

Вы 1-довольны  собой или 0-нет?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!