СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по профориентации "Железнодорожные профессии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится материал о профессиях, связанных с железной дорогой.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по профориентации "Железнодорожные профессии".»

Классный час: «Я в железнодорожники пойду, пусть меня научат» 4 класс

Цели:

  1. Продолжать знакомство с профессиями работников железнодорожного транспорта.

  2. Воспитывать уважительное отношение к профессиям железнодорожной магистрали

  3. Знакомить детей с историей возникновения железнодорожного транспорта в России.

  4. Продолжать знакомство с правилами безопасного поведения на железной дороге.

Предварительная работа:

  • целевые экскурсии к железнодорожному вокзалу и в музей железной дороги,

  • беседы о труде железнодорожников,

  • чтение художественной литературы о профессиях железной дороги,

  • рассматривание иллюстраций на данную тему,

  • встреча с интересными людьми – родителями-железнодорожниками,

  • знакомство с историей, символикой железной дороги.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день всем, кто пришел к нам в гости. Сегодня мы проводим классный час на тему: «Я в железнодорожники пойду, пусть меня научат»,

Клип. Я железнодорожник.


Ученик: Нам кажется, нет у нее конца,
Железная дорога бесконечна,
Названьям станций тоже нет числа –
Но это по незнанию, конечно.

Железная дорога все прочней
Плечами, как лучами, мир сближает
От южных гор до северных морей,
От запада к востоку пролегает.

Железная дорога, как всегда,
Жива людьми, дающими заботу,
И жизнь свою, дороге посвятив,
Они вложили душу в ту работу.


Учитель: Сегодня мы будем говорить о самых разных железнодорожных профессиях.

Работники железнодорожного транспорта заслужили авторитет людей сильных, надежных, умных, верных. Они очень любят свою профессию и гордятся ею.

Ученик:

Сегодня на уроке откроется вопрос –
Откуда взялся тепловоз,

И кто ведет локомотив.
Сигналов слушая мотив,
Кто пропускает поезда.
И знает все – кому куда,

Кто у вагона вас встречает.
Билеты строго проверяет,
Кто в желтых жилетах всегда на путях
И в холод и в зной с инструментом в руках.

Учитель: Игра «Рассыпалось слово».  Ребята, из данных букв каждой колонке нужно составить слова – названия - профессии. Первая буква профессии подчеркнута. ИООВДКНПР – (проводник) АИИМНСТШ – (машинист) ЕЕУПТЦ – (путеец) ЁОМНТР – (монтёр) ЕЕИДПРСТЧ – (диспетчер)

Учитель: Подведем итог, о людях каких профессий мы будим говорить?

Дети: Монтеры пути, машинист, помощник машиниста, проводница, дежурный по станции

Учитель:  Нам открывается страна
С вокзального порога.
Откроешь дверь,
И вот она – железная дорога.

Зеленый, красный свет горит
И каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит
И поезда с вокзалом.



Учитель: 

Давайте повернем колесо истории назад и посмотрим, как выглядели первые паровозы.

Вам уже известно, что первые паровозы были изобретены в Англии.

Ученик: А первый в России паровоз был построен в 1834 году отцом и сыном Черепановыми на Уральском металлургическом заводе. Машину называли «сухопутным пароходом», «паровой телегой». Слово «паровоз» впервые появилось в 1836 году. В дальнейшем термины «паровоз» и «локомотив» стали синонимами. Первый паровоз провозил 3,3 т. руды со скоростью 13–15км/ч. Кроме груза, паровоз мог везти до 40 пассажиров. Позднее появился тепловоз. А вот это уже современный электровоз.

«Сформируй состав»

Учитель:  С рождением железной дороги появилась профессия – билетный кассир.

Ученик: Первые железнодорожные билеты были сделаны из жести и в народе назывались жетонами или “жестянками” (показ иллюстрации). Использовались они многократно Далее появляются билеты – купоны. В настоящее время форма билета усовершенствовалась (показ).

Учитель:  Кто знает в каком году была построена железная дорога в нашем городе? (1892)

Что является визитной карточкой города?

2. Беседа о железнодорожных профессиях

Учитель: Вот уже 180 лет трудятся люди разных профессий на нашей железнодорожной дороге. И первый, кто встречал и отправлял поезда – это дежурный по станции.

Ученик :

Пропускаю поезда,
Знаю все – кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю.
Черед станцию пропущу,
Все запомню, не упущу.
(Дежурная по станции)

Ученик: Найти для поезда свободные пути 
Могу я, не сходя со стула, 
Мне на табло со схемами пути 
Светящаяся кнопка подмигнула.
(Диспетчер).

Ученик: Диспетчер не водит поезда, он ведёт график движения поездов. Организует движение, направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов. А территория, на которой он работает, называется диспетчерским кругом.

Ученик: Вам безопасный всем проезд 
Мой обеспечит переезд, 
Вы звука слушайте сигнал 
И уважайте персонал!
(Дежурный по переезду)

Учитель: Проведем игру : Найди лишнее: Слова: проводник, машинист, обходчик, диспетчер, артист.

Учитель: Продолжаем знакомство с железнодорожными профессиями

Ученик: У меня растут года,
Будет и 17,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

Летчику хорошо,
Машинисту лучше.
В машинисты б я пошел,
Пусть меня научат.

Ученик : «Мы, усталость позабыв, Не спуская с рельс внимания, Вместе поведём локомотив, Уложившись в сроки расписания».

Учитель: Быть машинистом очень трудно, и очень почетно

(Машинист и помощник машиниста - локомотивная бригада) видеоролик

Ученик : Вы и зимой, и жарким летом Работаете на путях Проверки стыков, шпал и гаек, Осмотр колёс и тормозов Есть молоточек и фонарик- Они расскажут всё без слов. Ваш труд тяжел – итог всем ясен И пассажиры будут знать, Что путь их будет безопасен. (осмотрщик-ремонтник)

Ученик : Прибывает на станцию поезд. Через считанные минуты ему мчать дальше. И осмотрщик-ремонтник должен проверить каждый вагон в составе, каждое колесо в вагоне. И если потребуется выполнить ремонт.

Ученик : Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.

Ученик : Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб на наших железных дорогах никогда не бывало беды.
(Монтеры пути

Ученик : Путейцу надо не только правильно уложить рельсовый путь, но, самое главное, обеспечить его надёжность. А проверяют состояние пути на ходу вагонами-измерителями и вагонами-дефектоскопами. Работа путейца – одна из почётных профессий железной дороги.

Учитель:

Разгадай кроссворд

  1. Железнодорожная посадочная площадка (перрон)

  2. Локомотив с вагонами (состав)

  3. Дом на колесах (вагон)

  4. Здание для пассажиров (вокзал)

  5. Водитель электрички (машинист)


Ученик . «Я – вежливый, добрый, но строгий – Работник железной дороги. Я пассажиров всех встречаю
Их билеты проверяю,
Говорю, куда пройти,
Чаем потчую в пути. (проводник)

Учитель:  Все эти специальности объединяет одно и то же – железная дорога.

Музыкальная пауза. «Железнодорожные частушки». Машинисты любят песни, Мы от них не отстаем. Наши детские частушки От души вам пропоем.

Возле поезда волна И ударна, и сильна. Тут не стой, разинув рот – Очень быстро отшвырнет.

Мой напарник был моложе, Но серьезный парень тоже. Вместе едем, ночь не спим, За приборами следим.

Да. Поездил я немало, Много в жизни повидал. Но родным, на век остался Наш Челябинский вокзал.

Про железную дорогу Можно петь до вечера, Да беда у нас такая – Петь нам больше нечего!

Ведущий:

Везде и всюду правила, их надо знать всегда Без них не выйдут в плаванье из гавани суда. Без правил жить на свете никак, никак нельзя. Выходят в рейс по правилам большие поезда.

Железная дорога является зоной повышенной опасности. - Сегодня вспомним правила поведения на железной дороге.

(На экране появляются картинки, дети должны объяснить, о чем они говорят.)

Ученик: «Правила эти железнодорожные - Строгие очень, но вовсе не сложные, Ты их запомни, слушай внимательно, В жизни помогут они обязательно».

Учитель:  Сегодня мы говорили только о некоторых профессиях на железной дороге. А их более тысячи.

Ученик: Профессий на земле, конечно, много, 
Числу их нет начала и конца, 
А наша жизнь – железная дорога 
И с нею наши думы и сердца.


Песня

Шпалы рельсы, рельсы шпалы,

Словно детская игра

Едет поезд, чуть усталый

С ночи до утра.

И простой напев попутный поезд нам привез

Напевал его как - будто, он под перестук колес.

Припев:

Железная дорога надежная всегда

В любую непогоду везут нас поезда

Железная дорога-подруга навсегда

Дорог на свете много, железная - одна!"


Жизнь, вокзал, судьба, дорога,

Осторожно, поворот!

Поезд постоит немного -

И опять-вперёд!

А за ним взлетает птицей

Наша песня ввысь!

Города, перроны, лица

Мимо окон пронеслись.

Припев:

А напев попутный льётся

Средь лесов, озёр, полей.

Поезд едет, жизнь несётся

Всё быстрей-быстрей!

Перегоны, переезды.

Всё как у людей.

День отъезда, день приезда -

Один день!

Припев:

Ученик: Профессий много на земле – 
Кузнец, шахтер, художник, 
Но мы решили – лучше всех,
(хором) Конечно, железнодорожник!

Учитель:  Дорога, словно город, вырастает, 
С годами ей и крепнуть и цвести, 
Давайте и дороге пожелаем 
Счастливого и доброго пути!