Классный час: «Я в железнодорожники пойду, пусть меня научат» 4 класс
Цели:
Продолжать знакомство с профессиями работников железнодорожного транспорта.
Воспитывать уважительное отношение к профессиям железнодорожной магистрали
Знакомить детей с историей возникновения железнодорожного транспорта в России.
Продолжать знакомство с правилами безопасного поведения на железной дороге.
Предварительная работа:
целевые экскурсии к железнодорожному вокзалу и в музей железной дороги,
беседы о труде железнодорожников,
чтение художественной литературы о профессиях железной дороги,
рассматривание иллюстраций на данную тему,
встреча с интересными людьми – родителями-железнодорожниками,
знакомство с историей, символикой железной дороги.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день всем, кто пришел к нам в гости. Сегодня мы проводим классный час на тему: «Я в железнодорожники пойду, пусть меня научат»,
Клип. Я железнодорожник.
Ученик: Нам кажется, нет у нее конца,
Железная дорога бесконечна,
Названьям станций тоже нет числа –
Но это по незнанию, конечно.
Железная дорога все прочней
Плечами, как лучами, мир сближает
От южных гор до северных морей,
От запада к востоку пролегает.
Железная дорога, как всегда,
Жива людьми, дающими заботу,
И жизнь свою, дороге посвятив,
Они вложили душу в ту работу.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о самых разных железнодорожных профессиях.
Работники железнодорожного транспорта заслужили авторитет людей сильных, надежных, умных, верных. Они очень любят свою профессию и гордятся ею.
Ученик:
Сегодня на уроке откроется вопрос –
Откуда взялся тепловоз,
И кто ведет локомотив.
Сигналов слушая мотив,
Кто пропускает поезда.
И знает все – кому куда,
Кто у вагона вас встречает.
Билеты строго проверяет,
Кто в желтых жилетах всегда на путях
И в холод и в зной с инструментом в руках.
Учитель: Игра «Рассыпалось слово». Ребята, из данных букв каждой колонке нужно составить слова – названия - профессии. Первая буква профессии подчеркнута. ИООВДКНПР – (проводник) АИИМНСТШ – (машинист) ЕЕУПТЦ – (путеец) ЁОМНТР – (монтёр) ЕЕИДПРСТЧ – (диспетчер)
Учитель: Подведем итог, о людях каких профессий мы будим говорить?
Дети: Монтеры пути, машинист, помощник машиниста, проводница, дежурный по станции
Учитель: Нам открывается страна
С вокзального порога.
Откроешь дверь,
И вот она – железная дорога.
Зеленый, красный свет горит
И каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит
И поезда с вокзалом.
Учитель:
Давайте повернем колесо истории назад и посмотрим, как выглядели первые паровозы.
Вам уже известно, что первые паровозы были изобретены в Англии.
Ученик: А первый в России паровоз был построен в 1834 году отцом и сыном Черепановыми на Уральском металлургическом заводе. Машину называли «сухопутным пароходом», «паровой телегой». Слово «паровоз» впервые появилось в 1836 году. В дальнейшем термины «паровоз» и «локомотив» стали синонимами. Первый паровоз провозил 3,3 т. руды со скоростью 13–15км/ч. Кроме груза, паровоз мог везти до 40 пассажиров. Позднее появился тепловоз. А вот это уже современный электровоз.
«Сформируй состав»
Учитель: С рождением железной дороги появилась профессия – билетный кассир.
Ученик: Первые железнодорожные билеты были сделаны из жести и в народе назывались жетонами или “жестянками” (показ иллюстрации). Использовались они многократно Далее появляются билеты – купоны. В настоящее время форма билета усовершенствовалась (показ).
Учитель: Кто знает в каком году была построена железная дорога в нашем городе? (1892)
Что является визитной карточкой города?
2. Беседа о железнодорожных профессиях
Учитель: Вот уже 180 лет трудятся люди разных профессий на нашей железнодорожной дороге. И первый, кто встречал и отправлял поезда – это дежурный по станции.
Ученик :
Пропускаю поезда,
Знаю все – кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю.
Черед станцию пропущу,
Все запомню, не упущу.
(Дежурная по станции)
Ученик: Найти для поезда свободные пути
Могу я, не сходя со стула,
Мне на табло со схемами пути
Светящаяся кнопка подмигнула.
(Диспетчер).
Ученик: Диспетчер не водит поезда, он ведёт график движения поездов. Организует движение, направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов. А территория, на которой он работает, называется диспетчерским кругом.
Ученик: Вам безопасный всем проезд
Мой обеспечит переезд,
Вы звука слушайте сигнал
И уважайте персонал!
(Дежурный по переезду)
Учитель: Проведем игру : Найди лишнее: Слова: проводник, машинист, обходчик, диспетчер, артист.
Учитель: Продолжаем знакомство с железнодорожными профессиями
Ученик: У меня растут года,
Будет и 17,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Летчику хорошо,
Машинисту лучше.
В машинисты б я пошел,
Пусть меня научат.
Ученик : «Мы, усталость позабыв, Не спуская с рельс внимания, Вместе поведём локомотив, Уложившись в сроки расписания».
Учитель: Быть машинистом очень трудно, и очень почетно
(Машинист и помощник машиниста - локомотивная бригада) видеоролик
Ученик : Вы и зимой, и жарким летом Работаете на путях Проверки стыков, шпал и гаек, Осмотр колёс и тормозов Есть молоточек и фонарик- Они расскажут всё без слов. Ваш труд тяжел – итог всем ясен И пассажиры будут знать, Что путь их будет безопасен. (осмотрщик-ремонтник)
Ученик : Прибывает на станцию поезд. Через считанные минуты ему мчать дальше. И осмотрщик-ремонтник должен проверить каждый вагон в составе, каждое колесо в вагоне. И если потребуется выполнить ремонт.
Ученик : Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.
Ученик : Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб на наших железных дорогах никогда не бывало беды.
(Монтеры пути
Ученик : Путейцу надо не только правильно уложить рельсовый путь, но, самое главное, обеспечить его надёжность. А проверяют состояние пути на ходу вагонами-измерителями и вагонами-дефектоскопами. Работа путейца – одна из почётных профессий железной дороги.
Учитель:
Разгадай кроссворд
Железнодорожная посадочная площадка (перрон)
Локомотив с вагонами (состав)
Дом на колесах (вагон)
Здание для пассажиров (вокзал)
Водитель электрички (машинист)
Ученик . «Я – вежливый, добрый, но строгий – Работник железной дороги. Я пассажиров всех встречаю
Их билеты проверяю,
Говорю, куда пройти,
Чаем потчую в пути. (проводник)
Учитель: Все эти специальности объединяет одно и то же – железная дорога.
Музыкальная пауза. «Железнодорожные частушки». Машинисты любят песни, Мы от них не отстаем. Наши детские частушки От души вам пропоем.
Возле поезда волна И ударна, и сильна. Тут не стой, разинув рот – Очень быстро отшвырнет.
Мой напарник был моложе, Но серьезный парень тоже. Вместе едем, ночь не спим, За приборами следим.
Да. Поездил я немало, Много в жизни повидал. Но родным, на век остался Наш Челябинский вокзал.
Про железную дорогу Можно петь до вечера, Да беда у нас такая – Петь нам больше нечего!
Ведущий:
Везде и всюду правила, их надо знать всегда Без них не выйдут в плаванье из гавани суда. Без правил жить на свете никак, никак нельзя. Выходят в рейс по правилам большие поезда.
Железная дорога является зоной повышенной опасности. - Сегодня вспомним правила поведения на железной дороге.
(На экране появляются картинки, дети должны объяснить, о чем они говорят.)
Ученик: «Правила эти железнодорожные - Строгие очень, но вовсе не сложные, Ты их запомни, слушай внимательно, В жизни помогут они обязательно».
Учитель: Сегодня мы говорили только о некоторых профессиях на железной дороге. А их более тысячи.
Ученик: Профессий на земле, конечно, много,
Числу их нет начала и конца,
А наша жизнь – железная дорога
И с нею наши думы и сердца.
Песня
Шпалы рельсы, рельсы шпалы,
Словно детская игра
Едет поезд, чуть усталый
С ночи до утра.
И простой напев попутный поезд нам привез
Напевал его как - будто, он под перестук колес.
Припев:
Железная дорога надежная всегда
В любую непогоду везут нас поезда
Железная дорога-подруга навсегда
Дорог на свете много, железная - одна!"
Жизнь, вокзал, судьба, дорога,
Осторожно, поворот!
Поезд постоит немного -
И опять-вперёд!
А за ним взлетает птицей
Наша песня ввысь!
Города, перроны, лица
Мимо окон пронеслись.
Припев:
А напев попутный льётся
Средь лесов, озёр, полей.
Поезд едет, жизнь несётся
Всё быстрей-быстрей!
Перегоны, переезды.
Всё как у людей.
День отъезда, день приезда -
Один день!
Припев:
Ученик: Профессий много на земле –
Кузнец, шахтер, художник,
Но мы решили – лучше всех,
(хором) Конечно, железнодорожник!
Учитель: Дорога, словно город, вырастает,
С годами ей и крепнуть и цвести,
Давайте и дороге пожелаем
Счастливого и доброго пути!