Внеклассное мероприятие ( классный час) на тему:
«Моральный выбор человека ( на примере произведения Б. Васильева « В списках не значился»)
Цели занятия:
1.Рассказать учащимся о начальном этапе Великой Отечественной войны;
2. Показать учащимся на примере защитников Брестской крепости героизм, стойкость и мужество русских солдат;
3. Выяснить, как и при каких условиях герой произведения «В списках не значился» - Николай Плужников делает свой выбор.
4.Воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашистами.
Оборудование: произведение Б.Васильева «В списках не значился», видеофрагмент «Защитники Брестской крепости», музыкальное произведение «Священная война», историческая карта «Великая Отечественная Война (1941-1945)»., фрагмент выступления В. М. Молотова по радио 22 июня 1941 г.
Ход занятия
( Звучит музыкальная композиция «Священная война»)
Учитель: Ребята, какому событию посвящена данная музыкальная композиция? Что вы знаете о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг). Представляете, сколько горя и слез, семейных трагедий, изломанных человеческих судеб принесла война.
И каждая судьба – это отдельная неповторимая история, вписанная в летопись мировых событий 20 века.
Сегодня на занятии я хочу обратиться к произведению Б. Васильева «В списках не значился», в котором повествуется о судьбе молодого человека - Николая Плужникова, который делает свой моральный выбор – воевать до последней капли крови или сдаться врагу.
Учитель: Ребята, как вы понимаете термин «выбор»? Что такое по – вашему «мораль»? (ответы учащихся)
Мораль ( от лат.– нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, по отношению к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.
Учитель: А что такое «моральный выбор»? Ребята, приведите примеры морального выбора из своего жизненного опыта? Сталкивались ли вы с этим в своей жизни? (ответ обоснуйте)
Учитель: Обратимся к тексту произведения Б. Васильева « За всю жизнь Коле Плужникову не встречалось столько приятных неожиданностей, столько выпало за последние три недели. Приказа о присвоении ему, Николаю Плужникову, воинского звания ждал давно, но следом посыпались неожиданности в изобилии. Коля просыпался по ночам от собственного смеха. После приказа выдали лейтенантскую форму, вечером начальник училища поздравил каждого с окончанием, вручая «Удостоверение личности командира РККА» и увесистый ТТ. А потом начался вечер, «самый прекрасный из всех вечеров».
Учитель: Как можно охарактеризовать ощущения главного героя накануне предстоящих изменений в его дальнейшей судьбе? (ответы учащихся)
Учитель: Ребята, напомню вам, что на рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей своей мощью на советскую землю. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа. Она длилась 1418 дней и ночей – почти 4 героических года.
(Послушаем фрагмент выступления В. М. Молотова по радио 22 июня 1941 г.)
Учитель: обратимся к тексту произведения Б.Васильева
«Вдруг снаружи полыхнуло синее пламя, послышался тяжелый грохот. В начале подумалось, гроза….Вздрогнули стены каземата, с потолка посыпалась штукатурка, и сквозь оглушительный вой и рев яснее и яснее прорывались раскатистые разрывы тяжелых снарядов: «Война!» - крикнул старшина Степан Матвеевич. Коля кинулся наверх, старшина попытался его остановить. Это было 22 июня 1941 года, четыре часа пятнадцать минут по московскому времени. …Плужников ясно понял: «немцы ворвались в крепость, и это означало: война действительно началась».
Учитель: Ребята, предположите, какие чувства переполняли юную душу Николая Плужникова? (ответы учащихся)
Учитель: И первыми, кто встретил врагов – была приграничная Брестская крепость. Николай Плужников волею судеб оказался на передовой, столкнулся лицом к лицу с фашистами.
( Просмотр видеофрагмента «Защитники Брестской крепости»)
«Они добежали до ограды, перемахнув через неё , оказались среди своих. Старший лейтенант сердито кричал, что надо «перебежками». Плужников хотел доложить по форме, но старший лейтенант слушать не стал, а коротко объяснил обстановку. Приказал Николаю забрать винтовку у сержанта и добавил: «нам бы только до своих додержаться»….Все ожидали подмогу из города. Увидя Плужникова, замполит поинтересовался, какого тот полка. Николай ответил, что ещё не значился в списках.»
Учитель: Ребята, как вы понимаете цитату из текста « ещё не значился в списках?» Какими качествами личности обладал герой нашего произведения Николай Плужников? (ответы учащихся)
Учитель: Шли дни, недели, месяцы. Многие защитники крепости погибли или пропали безвести, кто-то оказался в плену у немцев. А наш герой в одиночку, превозмогая физическую боль, продолжал сражаться с врагами.
« Измотанные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из – под кирпичей, выползали из подземелий и ….уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь. И немцы боялись ночей.
Учитель: Ребята, как вы считаете, почему наш герой не сдался фашистам? Почему продолжал борьбу? Был ли у него выбор, если да, то какой? Был ли шанс выжить? (ответ поясните)
Учитель: 12 апреля 1942 года немцы находят Плужникова. И вот, каким он предстал перед немцами.
«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Через дыры в брюках виднелись распухшие колени – из рваных сапог – черные отмороженные пальцы. Он стоял строго выпрямившись высоко
вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце своими ослепшими глазами. Из них лились слезы. На вопрос немца об имени и звании ответил: «Я – русский солдат».
Русского хотели отнести на носилках.
Но он пошел сам, а немецкий лейтенант, немного помедлив, вскинул руку к фуражке. Солдаты вытянулись и замерли.
« Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было уже всё равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Возле машины он падает «свободным и после жизни, смертию смерть поправ».
Учитель: Ребята, как вы считаете, почему Николая Плужникова немцы встречали как героя? Какой подвиг он совершил? Можно ли считать его героем? Приведите примеры героизма из современной истории? (ответ поясните)
Учитель: Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Травой затянулись окопы. Зажили раны фронтовиков, многие из которых уже ушли из жизни. Но никогда не сотрется след, оставленный в памяти нашей, людей ХХI века, фронтовиками, которые ценой собственной жизни отстояли мир на земле. До сегодняшних дней сердца наполняются гордостью от сознания того, что и наши земляки шаг за шагом приближали этот миг Великой Победы. Вечная память тем, кто погиб в боях, защищая родную землю. Вечная слава победителям, являющимся примером для молодого поколения.
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это надо не мертвым,
Это надо живым!
Звучит музыкальное произведение «Темная ночь».