СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сколько меня во мне?

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час по психологии. Сколько меня во мне.

Просмотр содержимого документа
«Сколько меня во мне?»

Раздел6.

Сколько меня во мне?

(человек – личность – индивидуальность)

Тема

Содержание

Кол-во часов

1 класс

Тема 1

Человек – часть природы.

Человек – носитель разума.

2

2 класс

Тема 1

Человек – личность. Личностные качества.

2

3,4 класс

Тема 1

Путешествие в самого себя.

2


Умения:

  • находить взаимосвязь в развитии организма человека и развитии природы;

  • использовать природные качества человека и развивать их, работая над собой;

  • находить индивидуальные свойства своей личности и управлять ими;

  • рефлексировать свои поступки и поведение с точки зрения личности.


Индивидуальные особенности личности

Цели:

  1. Повторить с детьми, что такое личность.

  2. Рассказать об индивидуальности личности.

  3. Закрепить «индивидуальность личности».

Оборудование: 9 цветов цветной бумаги, карточки, листы для текста.


Этапы

Методы и приемы

Время

Содержание


I. Орг. Момент



Здравствуйте, ребята!

- Кто помнит о чем, мы говорили на прошлом уроке?

- Мы говорили о том, личность каждый из вас или нет. И пришли к выводу, что все вы личности, но далеко несовершенные. Мы приводили примеры людей, которые мы считали личностью.

Вот например, учитель, мама и вы – это примеры личности, но они же отличаются друг от друга. Уже только потому, что одни старше, а другие моложе.

У мамы, учителя больше знаний и умений, чем у вас. Если мы, например, возьмем и сравним ваши личности, Сережи и Пети и т.д., то вы учитесь в одном классе, одного возраста, может быть даже одного роста. Но Петя, например, любит рыбачить, а Сережа любит читать книги, но Сережа учится на 4 и 5, а у Пети бывают 3.

Давайте, ребята, рассмотрим такую ситуацию: Петя и Вася опоздали на урок. Вася решается войти в класс, попросит прощение у учительницы, пройти тихо к парте и сесть за неё начав работу. А Петя так и не решается войти в класс, он просидит весь урок за дверью.

- Отличаются личности Пети и Васи?

- Чем? (один более решительный, а другой нет)

- Представьте себе еще такую ситуацию; вот, например, Петя и Вася попали в беду. Один из них будет искать выход какой-то из этой ситуации, другой нет, он просто скажет «Я не могу, мне тяжело, мне плохо».

- Отличаются личности? Чем? (один будет искать выход из ситуации, а другой нет)

- Ребята, посмотрите друг на друга вы похоже внешне? (Нет)

- Но вы не похоже друг на друга не только внешне.

- У вас есть качества, по которым отличается одна личность от другой и эти качества называются индивидуальные особенности личности.

Итак, какие же это качества, по которым отличается одна личность от другой:

Во-первых, у всех людей разные способности, которые заложены от природы, это у нас врожденно. Нужно понять, что заложенные от рождения способности не могут проявляться, если мы не будем развивать их, работая над собой.

Например: Если спортсмен не будет заниматься, развиваться, то он не сможет участвовать в соревнованиях, потому, что он не будет в должной форме какой должен быть спортсмен.

Если музыкант не будет заниматься музыкой, не будет играть на инструменте, то он вскоре тоже не сможет быть музыкантом.

Итак, я уверена, что в вашем классе тоже есть ребята, у которых есть способности.

- Назовите лучшего спортсмена в вашем классе?

Ему нужно заниматься над собой.

Итак, нужно развиваться, работая над собой.

- Чем же еще отличается одна личность от другой?

У каждого человека разные черты характера и разные черты темперамента!

А что такое черты характера и черты темперамента?

И характер, и темперамент – это присуще только тебе, они не похожи на другие. И характер, и темперамент проявляется в твоих поступках, в твоем поведение, а также в общении со взрослыми, с сверстниками с друзьями. В этом и не похоже одна личность на другую.

Давайте в этом убедимся.

(«Вовка № 2»)

- Ребята, кто главные герои рассказа?

- А эти Вовы – личности?

- А эти личности похожи?

- Какие черты характера были присуще В.Вернеру в начале рассказа?

- А какие черты характера в конце рассказа были присуще В.Вернеру?

- А какой по характеру В. Пупынин?

- Что вы можете сказать о В? (он работает над собой, стремиться быть таким какой он есть)

- Как вы думаете можно изменить свой характер?

- Оказывается можно только для этого необходимо развивать волю

- А волевой ли ты человек – это мы сейчас проверим.

1. Ежедневно ли вы делаете зарядку?

А) делаете всегда без напоминаний;

Б) обычно делаете, но иногда требуется напоминать;

В) без спец. Напоминания не делаете;

2. Помогаете ли вы по дому (моете посуду, убираете свою постель и т.д.)

А) делаете постоянно

Б) делаете только иногда

В) делаете крайне редко.

3. Умеете ли вы управлять своими желаниями (не есть перед едой конфеты, хотя они доступны)

А) можете в достаточной мере

Б) можете лишь изредка

В) не умеете.

5. Умеете ли вы вести себя (не перебивать старших, здороваться, благодарить без напоминаний)

А) умеете

Б) умеете, но иногда приходиться напоминать

В) не умеете.

6. Убираете ли вы за собой игрушки, после игры, карандаши, альбомы после рисования

А) как правило, убираю

Б) обычно требуется напоминать

В) не убираю.

У кого больше:

А) имеете хороший уровень волевого воспитания

Б) средний, нужно работать еще, что-то вы уже сделали

В) дело обстоит довольно скверно, нужно начинать перевоспитывать себя.

Вот видите, ребята, есть, кто-то у кого есть воля, у кого-то нет.

Итак, все личности отличаются друг от друга.

- Ребята про кого мы говорим непоседа. (про человека, который никогда не сидит на месте спокойно, ему всегда куда-нибудь надо повернуться, у кого-нибудь что-нибудь спросить, что-то сделать).

- А есть люди, которые делают все медленно (медленная походка, движения, они даже говорят с грустью)

- Но над такими людьми, ребята, нельзя не в коем случае смеяться.

Все мы разные люди.

Есть люди, которые быстро ходят, пишут, читают, любое дело делают быстро, а есть люди, наоборот, делают все медленно, но они тоже делают все правильно;

И все это черты темперамента:

и походка (кто-то ходит быстро, кто-то медленно)

и сообразительность

и общительность (общителен ты или замкнут)

- И так, что такое индивидуальность личности?

- А что включает в себя индивидуальность личности (разные способности, черты характера, черты темперамента)

- Также у каждой личности есть особенности нашего ума.

Помните, когда мы разбирали, что такое человек, мы говорим, что у каждого человека есть ум, но он у всех разный.

Например: У каждой личности особенная память. Сейчас мы убедимся.

Мне нужны 3 человека, кто хочет проверить свою память и внимательность. Я назову 10 слов, а вы должны повторить их, в том же порядке: книги, зал, ручка, учебник, пенал, блокнот.

Итак, вы убедились, что все ребята, запомнили по-разному, у каждого своя особенна память, нет одинаковых людей, есть кто-то кто знает, умеет больше, есть люди которые интересуются чем-то, у кого- то есть способности рисовать, у кого-то петь, у кого-то вышивать, стряпать и т.д.

- А вы любите конкурсы?

- А что является результатом конкурса? (выявить лучшего)

- А какие вы знаете конкурсы?

Конкурс «На лучшего знатока загадок»

Если человек интересуется загадками, значит человек много читает, умеет сравнивать, обобщать вот с чем связаны способности загадывать и отгадывать загадки, т.е. качества нашего ума тоже различны.

Итак, мы индивидуальные личности, у каждого из нас свои способности, свои особенности ума, свой темперамент, и свой характер.

- Хотите узнать какой у вас характер? Оказывается это сделать совсем не трудно. Для этого нужно выбрать любимый цвет из предложенных

«Мой любимый цвет»

Итак: Ты индивидуальная личность, т.е. неповторимая, отличающаяся от других людей, от другого человека.

Если ты сумеешь найти отличие в себе от других, попробуй извлечь из этого пользу для себя и тогда сбудутся твои мечты, тебя будут уважать, ты будешь помогать другим людям, а с тобой захочет дружить и общаться, наконец, ты будешь самым счастливым человеком.



Тема:Человек. Гражданин. Личность.


Задачи:

Познавательная: Познакомить с понятиями «человек», «личность», «гражданин».

Развивающая (навыки работы в группах, индивидуально). Воспитывающая: Воспитывать уважение к себе, к другим людям, формировать гражданскую позицию.




Оборудование: газеты, высказывания о человеке, ватманы для работы групп (4 шт.), лото (4 шт.), кнопки или булавки, листы «социальные роли человека», распечатанные кроссворды, кроссворд на ватмане, ручки, анкеты, подарки.



Ход урока: схема

игра в лото

мозговой штурм

кроссворды

ситуации


Дата

Тема







этап урока

прием работы

время

ход урока

орг. момент

основная часть

































































































































































































































































































закл. часть










Приветствие


Введение (беседа)




































групповая

работа (Поектирование)




























Защита проекта

6 мин.





























«Мозговой штурм».


8 мин.
































































групповая

работа.


















































Беседа

10 мин.






























Решение ситуаций





























Дискуссия















Подведение итогов












1


4


































15мин.

Все ученики рассаживаются группами. Руководители групп назначены заранее.

когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века эти философские вопросы волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Живя в двадцатом веке

В отечестве своём,

Хочу о человеке

Поговорить простом.

Раскрыв листы газеты,

Раздумываю зло:

Определенье это

Откуда к нам пришло?

Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?

Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Но, во-первых… (показывает на схему).

человек

индивид индивидуальность я личность гражданин


Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «индивидуальность» и «я».

На столе у каждой группы находятся: ватман с одним из этих понятий и в конверте карточки лото. За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватмане карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить свой ватман под соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

Игра в лото

1-я г р у п п а. человек-индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2-я г р у п п а. Человек-организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я г р у п п а. человек-индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

4-я г р у п п а. человек-я.

Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)

Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашей работы.

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

в сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Всё время, схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

(Б. Пастернак.)

Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги, сейчас мы предпримем «Мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я».


«Мозговой штурм» (1 мин).

Обсуждение ответов.

Каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.

что же такое личность? «Личность» – очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, – совокупность его внутренних свойств как существа общественного.

То что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле.

Человек и личность – это не синонимы. Личность неповторима, как и человек. Личность – это человек как носитель сознания.

Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Возьмите, пожалуйста, кроссворды и заполните их в течение 5 минут. Для этого из предложенных стихотворных строчек выберите слова, характеризующие личность, и впишите их в клетки кроссворда. (Группы заполняют.)

Кроссворд



В о п р о с ы к кроссворду:

1. Ум легкомыслен и упорен.

В суждениях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и, опять, не так-то чёрен.

2. Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал ...

3. Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

4. Владеет собой среди толпы смятенной,

Ответственность несёт всегда за тех,

Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

В тебя и в твой в делах успех.

5. сравнима любовь твоя

С чем в настоящем?

Сравнима с огнём она,

Вечно горящим.

6. Можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Всё нежданно поставит ребром?

7. Оттенков множество для глаз:

Нет в людях краски безусловной,

Добра не чужд иной виновный,

И праведник грешит сто раз.

8. Всегда бывает счастлив тот человек.

Кто цель благородную в жизни поставит.

Кто живёт для людей свой недолгий век,

Тот след глубокий на земле оставит.

О т в е т ы: 1. смелость; 2. авторитет; 3. творчество; 4. ответственность; 5. любовь; 6. совесть; 7. доброта; 8. цель.

(после заполнения кроссворда) Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. в Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас. (Учащиеся просматривают видеосюжеты.)

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

Вопросы:

1. Личное ли это дело каждого? Почему?

2. Имеет ли право курить в общественном месте? Почему?

3. Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом?

4. Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы, права нарушает?

5. Какой вред он наносит государству?

6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?


Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

2. Какое право здесь нарушено?

3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

4. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть?

5. Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?

6. что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Зачем родился я и рос?




Я – гражданин



Задачи:1. Ознакомить детей с понятием «гражданин».

2.Развивать у учащихся произвольное внимание, Умение слушать учителя и одноклассников.

3. Воспитывать чувство уважения к своей стране, качество гражданина-патриота

План:

1.Раскрытие понятия: государство. Творческая работа.

2. Игра.

3. Понятие о символах государства.




О б о р у д о в а н и е:

– портреты русских поэтов;

– репродукции картин русских художников;

– фломастеры или карандаши;

– листочки;

– Российский герб;

– фонограмма гимна (текст гимна);

– карта и глобус.














Этапы

Методы

Время

Содержание





– Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

(Высказывания детей.)

– Вы рассказали, в каких прекрасных местах провели каникулы, что видели, что нового узнали. Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?

(Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: “Родина – это – …)

– Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. А теперь представьте (включается музыка): знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?

– Талантливые люди: поэты, художники – сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

(Учитель обращает внимание детей и родителей к репродукциям картин русских художников, просит назвать их авторов.)

Ученик читает стихотворение М. Исаковского:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

II. Раскрытие понятия: государство. Творческая работа.

1. – Вы, ребята, говорили, что Родина – это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором живём. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.

Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель показывает свидетельство о рождении.)

Что в нём записано, кто знает? (Высказывания детей, родители помогают.)

Да, этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.

Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?

(России, российской Федерации.)


А теперь попробуйте заменить слово “страна” словом-синонимом. Эти слова обозначают одно и то же. Можно сказать Россия – страна и государство.

Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства. У каждого государства есть свои границы.

(Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным.)

– Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих листочках границы страны и подпишите сверху: государство.

(Дети схематично рисуют границы и подписывают.)

2. Игра.

А теперь предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя только буквы слова “государство”. Затем мы выберем слова, которые связаны с понятием “государство”.

(К этой работе присоединяются и родители. По истечении определённого времени зачитываются варианты, учитель выборочно записывает их на доске. Каждое слово обсуждается, обосновывается.)


В а р и а н т ы:

ГОрОД – меньшая часть страны;

руда – полезное ископаемое;

ДОрОГа – без них не возможно передвижение по стране;

Суд – государственное учреждение, которое разрешает споры;

ВОДа – народное достояние;

рОСТ – движение, развитие;

рота – защитники государства;

товар – торговля в стране, с другими странами;

рОД, рОДСТВО – семейная группа, государство заинтересовано, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы, вы – будущее России.

Без кого не может существовать государство? (Без людей).

Нарисуйте себя в контуре страны.

3. Понятие о символах государства.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.

(Учитель рассказывает кратко об истории возникновения символов нашей страны, опираясь на знания детей и родителей. Можно заранее подготовить группу детей.)

– А в какой стране вы хотели бы жить? Что мешает людям нашей страны жить счастливо?

(Высказывания детей и родителей.)

Многие из вас высказались об ужасах войны и т. д.

– А сейчас послушайте размышления ваших московских сверстников, их чувства и мысли очень созвучны с вашими. Их стихи прочитают наши ребята (стихи подобраны по выбору учителя).

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин,

Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

В заключение учитель предлагает исполнить Российский гимн.