СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "По страницам памяти"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа, посвященного 9 Мая.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "По страницам памяти"»

Классный час, посвященный Дню Победы

«По страницам памяти»


Цели: расширение представления учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к героическому прошлому страны, сочувствия к людям старшего поколения; формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формирование активной жизненной позиции.

Предварительная подготовка: репетиция с помощниками из класса. Заранее необходимо подобрать аудиозаписи и подготовить презентацию. Ребята получают задание собрать сведения о своих родных-участниках военных событий (ветеранах, тружениках тыла, детях войны)

Оформление кабинета: место проведения классного часа необходимо накануне празднично украсить.

Ход мероприятия:

Девушка.

А может, не было войны ...

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

Юноша.

А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

Девушка.

А может, не было войны?

И "шмайсер" - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

Юноша.

А может, не было войны,

И мир ее себе придумал?

"Но почему же старики.

Так плачут в мае от тоски?"

Однажды ночью я подумал.

Девушка.

 .... А может, не было войны,

И людям все это приснилось? ..

Юноша.

Война ... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей.

Девушка.

Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май, природа вступает в самую прекрасную свою пору - цветения.

Юноша.

Оно слышится и тогда, когда убеленные сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут и вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну.

Учитель.

В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров9200 деревень. Но самое страшное – это гибель людей. В настоящее время некоторые исследователи считают, что за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более млн жителей Беларуси, т. е. не менее, чем каждый третий. 

Но наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиг, длившийся четыре огненных года.

Учитель. Ребята, как вы понимаете слово «подвиг»?

Учащиеся рассуждают.

Подвиг - это великий бескорыстный порыв души человека, когда он отдает всего себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

И этот подвиг забывать нельзя. Наш классный час будет представлять собой сегодня своеобразную книгу-альбом, страницы которой мы будем листать.

Страница первая. Ветераны.

Звучит стихотворение Лидии Хаминой «В сердцах их кровоточат раны…»

В сердцах их кровоточат раны,
Потерян с сорок первого покой,
От нас уходят тихо ветераны, —
Скрываются за финишной чертой.
А мой отец —
В бою он не был ранен,
Наверно, в этом нет его вины, –
Без орденов и офицерских званий
И он прошёл дорогами войны.

Звучат рассказы учащихся о своих прадедах-участниках Великой Отечественной войны.

Просмотр видеоролика «Героям войны посвящается»

Страница вторая. «У войны не женское лицо»

Учитель.

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами  мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величественную жертву, принесенную на алтарь Победы.

   Юноша.

Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами! Поэты воплотили в своих произведениях судьбы, жизни, искореженные войной, женское одиночество.

Девушка.

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг» и самое высокое – «мать». Но милосердие – их суть и смысл. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.

   Юноша.

На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее детей.

Звучит стихотворениеЮ.В.Друниной:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «родные»,

Не смогла сыскать.

  Учитель.

Среди женщин-фронтовичек были медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, политработники, кавалеристы, десантницы, матросы, регулировщицы, шоферы, повара, партизанки и подпольщицы.

    Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики, водители тяжелых танков, а в пехоте – командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слова «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.

Юлия Друнина. 1942 год.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

    Юноша.

Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше восьмисот тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

    Учитель.

А кто из вас, ребята, может рассказать о своих прабабушках, участвовавших в Великой Отечественной войне?

Рассказы учащихся.

Юноша.

Девушки на войне ... Как же трудно было им, юным, счастливым, любимым становиться сильными, волевыми и даже жестокими, чтобы выжить ...

Девушка.

А еще многие из них теряли и обретали на этой проклятой войне свою любовь и счастье ...

Звучит стихотворение Сергея Наровчатого

Юноша.

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Девушка.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Юноша.

Сколько вас? Попробуй перечислить -

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Девушка.

Эта история о тех, кто 22 июня праздновал свой выпускной вечер ... Это был последний счастливый вечер в их мирной жизни. Второй счастливый вечер случился только через пять лет - 9-го мая 1945 года.

Учитель. Скажите, пожалуйста, ребята, а смогли ли бы вы поступить так же, как эти ребята вашего возраста? 

А мы переходим к следующей странице: Дети войны.

Звучит стихотворение Екатерины Кириловой:

Вы смотрели в глаза тех детей,

Знает кто о войне не из книжек:

Потерявших отцов, матерей,

С умным взглядом невзрослых детишек?

Их, прошедших все годы войны,

Не пугают небесные грозы,

Но боятся они тишины -

В ней таится немая угроза.

Нападения страшной беды,

Что страшнее жары и мороза.

И в судьбе оставляет следы

Злых деяний, насилия… слёзы…

Над детьми, что убила война,

Валуны скорбно приняли позы,

И склонилась над ними страна,

И стоят часовыми берёзы.

Звучит песня «Дети войны».

Юноша.

Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище…

Девушка

Много детских почему? Но своим детским чутьем дети понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Учитель

«Красный Берег». На Гомельщине, в деревне Красный Берег Жлобинского района во время войны фашисты создали сборный пункт для детей, которых насильно отнимали у родителей. У тех детей забирали кровь для раненых немецких офицеров. Сегодня установлены имена только 15 малолетних узников. Год назад многие из вас побывали на экскурсии в этом месте. Может, кто-то хочет рассказать об этом, поделиться впечатлениями. 

День открытия концентрационного лагеря неизвестен. В 1943 году этот концлагерь был официально объявлен, как донорский. На территории Красного Берега было два детских донорских накопителя — с первой группой крови, резус фактор положительный, где забирали кровь у детей полностью всю. Здесь находились дети от 8 до 14 лет только славянской национальности — не только из Беларуси, но и России, Украины. Обязательно первой группы крови, резус фактор положительный. После полного забора крови дети уничтожались. Во втором накопителе, расположенном на территории воинской части, за 7 недель дети сдавали кровь от 8 до 19 раз.

По данным архивов известно, что из этого лагеря фашисты вывезли 1990 детей донорами в Германию.

Учитель.

По приказу Гитлера на территории Беларуси было создано пять детских донорских концлагерей. Из них два – на полное уничтожение: д. Скобровка (Пуховичский район Минская область) и деревня Красный Берег (Жлобинский район Гомельская область). С первой группой крови здесь не выжил никто. Из второго накопителя удалось выжить девяти свидетелям. Екатерина Емельяновна Клочкова, узница детского концлагеря «Красный Берег» выжила чудом. В 1943 она пять недель провела в краснобережских бараках.

«За эти пять недель они брали кровь в тюбики такие большие. Не знаю даже, как их измерить — 10, 20 грамм? Как вытягнут кровь, человек тогда слабый, падает. Сами понимаете, что с человеком, когда кровь вытягнут. Раз в день давали кусочек хлеба. Вообще я плохо помню, что давали, но выжила ж пять недель. А самый страшный момент был, когда нас отобрали, сказали, что деток палить будут». Захоронений не было, детей сжигали на кострах и в котельной на территории концлагеря. Лагерь был закрыт 25 июня 1944, это день освобождения Красного Берега.

Памятный мемориал «Красный Берег» был открыт 28 июня 2007 года, охраняется государством, имеет республиканское значение.

Ребята, даже если не каждый из вас может рассказать о своих героических предках-участниках войны, то большинство расскажет о своих прадедушках и прабабушках, которые, будучи детьми, пережили ужасы войны.

Рассказы учащихся.

Девушка.

В каждой семье чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы.

Юноша.

Мы помним тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя  72 года, все еще остаются безымянными. В честь их памяти мы объявляем минуту молчания.

Звучит песня В. Высоцкого "На братских могилах".

Девушка.

Вот уже 72 года мы живем без войны и столько лет помним ее, каждый ее день - от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и пепел Хатыни. По всей территории Беларуси война оставила свои кровавые следы, о чем свидетельствуют мемориальные комплексы, созданные в местах наиболее памятных событий.

Юноша.

Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши деды и прадеды, вершился титанический подвиг тыла, во имя того, чтобы вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша жизнь.Мы помним, кому обязаны жизнью!

Девушка.

К сожалению, с каждым днем все меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь.

Учитель. Память - не просто дань славному прошлому. Память- это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.

Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

Вечная им память!

Звучит песня М.Бернеса «Журавли»

Девушка.

Дороги войны ... От Бреста до Москвы - тысяча сто километров, от Москвы до Берлина - тысяча шестьсот. Итого - две тысячи семьсот километров ...

Юноша.

Не так уж много, правда? Если поездом, то двое суток, самолетом - около трех часов.Перебежками и по-пластунски, в боях и в поединках с врагом, в отступлениях и атаках, в санитарных поездах и эшелонах на передовую - четыре трудных года!

Учитель. Мы пролистали всего несколько страниц этой истории, но много осталось еще впереди, ведь мы ничего не сказали ни о подпольщиках и партизанах, ни о тружениках тыла, обеспечивавших армию всем необходимым. Итак, мы закрываем нашу книгу, но не закрыты страницы нашей памяти - памяти о Великой Победе.


















9