12
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса
Тема: «Я выбираю жизнь без наркотиков! »
Автор: Агаркова Наталия Александровна,
учитель физики 1КК
Цель мероприятия:
-провести профилактику употребления наркотиков и наркотических веществ среди подростков;
-снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками;
-предоставить основные сведения о негативных последствиях приёма наркотических веществ, об особенностях распространения наркомании в молодёжной среде.
Задачи мероприятия:
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование позитивных жизненных навыков и умений;
-формирование отрицательного отношения к наркотикам;
-расширение представления детей о негативном влиянии психотропных веществ на организм человека;
-пробуждение в детях чувства собственного достоинства и уважения к себе;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности: умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, умения принимать решения, умения преодолевать кризисные ситуации.
Продолжительность мероприятия-45-55 минут.
Оборудование:
Мультимедиа проектор, экран, индивидуальные листы для тестирования.
Подготовительная работа:
распределение среди подростков информационных блоков (содержание блоков готовится подростками, корректируется классным руководителем);
подбор стихотворений для прочтения наизусть;
подготовка листов для тестирования.
Ожидаемые результаты:
формирование позитивных жизненных навыков у подростков и стремление делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Ход мероприятия:
Ученики читают наизусть стихотворения:
1-ый ученик:
«Ведь раб не тот, кто стонет под кнутом,
Не тот отшельник, кто по воле неба
Живёт в уединении глухом,
И нищ не тот, кто просит корку хлеба.
Но тот и раб, и нищ, и одинок,
Кто в жизни выбрал спутником порок».
Лопе де Вега
Классный руководитель: «Подумайте над этими словами. Как вы их понимаете?» (Ответы детей).
2-ой ученик:
Чтоб в нашем мире стало меньше зла,
Чтоб на себе не рисовали крест,
Начнем же делать добрые дела,
И выразим наркотикам протест.
Пускай над нами солнце ярко светит,
Пусть на земле мы будем долго жить.
За все грехи мы сами же в ответе,
Давайте же начнем себя любить!
1. Вступительное слово классного руководителя.
« Здравствуйте, ребята!
Сегодняшнее наше внеклассное мероприятие посвящено наркотикам, их негативному влиянию на наш организм.
Распространение наркомании в подростковой среде - одна из острейших проблем современного общества. По данным статистики, средний возраст первой пробы наркотиков-14 лет. И каждый второй человек в возрасте от 11 до 25 лет уже пробовал наркотики. Сейчас у вас самое подходящее время, чтобы позаботиться о будущем: учиться, набираться сил, укреплять здоровье. Наркомания - страшная напасть, поразившая весь мир и, в том числе, нашу Россию. Некоторые юные россияне, ещё не испытавшие настоящих радостей жизни, катятся в пропасть наркотического безумия. Но ещё страшнее то, что они увлекают за собой других. Согласны ли вы с тем, что наркомания очень распространена среди молодёжи в нашей стране и во всём мире?
А что такое наркотик? Что вы знаете о действии наркотиков? (Ответы детей).
Итак, мы должны с вами знать, к каким последствиям ведёт употребление наркотиков».
2. Информация от медицинского работника.
Одним из гормонов, который вырабатывает головной мозг, является эндорфин – гормон радости, наслаждения. Благодаря этому гормону мы с вами и испытываем положительные эмоции (радость, воодушевление, а также уверенность, спокойствие). Вот почему мы получаем удовлетворение от прекрасно выполненной работы, радуемся встрече с любимым человеком, чувствуем уверенность и воодушевление, когда нам говорят приятное. Если же в организм человека попадает наркотик, то он заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, благодаря чему человек, употребивший наркотик испытывает радость, воодушевление. Все неприятности кажутся ему незначительными. Это первое.
Второе. Эндорфины стимулируют все психические ощущения. Они становятся во много раз ярче. Человеку, попробовавшему наркотик, мир кажется привлекательнее: цвета отчётливее, запахи сильнее, насыщеннее. Поэтому однажды попробовав наркотик, человек обязательно захочет попробовать его ещё раз, чтобы ещё раз увидеть такой красивый мир.
Наркотики заставляют постоянно работать нервную клетку, вырабатывать эндорфины без отдыха.
В результате нервная клетка погибнет. А нервные клетки не восстанавливаются. В чём это проявляется? Человек утрачивает способность объективной самооценки. Он считает себя во всём правым.
Третье. Наркотики по химическому строению очень похожи на ферменты и витамины, поэтому вместо них включаются в обмен веществ человека. Однако наркотики - это другие вещества, нежели ферменты и витамины, и реакции в организме человека идут по-другому. Когда всеми реакциями организма человека начинают управлять наркотики, тогда человек превращается в наркомана, т. е. в человека, который не может существовать без наркотиков. Без наркотиков наркоман ощущает страшную боль. Это состояние страшной боли называют "ломкой”. В этот период человек ощущает не только страшную боль, его как будто кто-то ломает, ломит всё его тело, сжимает, выкручивает. Боль настолько страшна, что наркоман пойдёт на всё, чтобы достать наркотик.
Четвертое. В состоянии ломки, когда человек всё же достаёт наркотик, он уже не может думать о гигиене и мерах предосторожности, чтобы не заразиться при инъекции различными болезнями.
Пятое. Наркотики – это ядовитые вещества, поэтому они разрушают не только мозг, но и другие органы.
Поэтому наркоманы долго не живут. Они умирают от передозировки наркотиков, от различных болезней, которыми заражаются во время нестерильных инъекций, от разрушения организма наркотиками, от того, что в состоянии наркотического опьянения, а особенно ломки, утрачивают чувство самосохранения и могут просто убить себя.
Поэтому надо просто понять, что наркотики употреблять нельзя!
3. Выступление учащихся класса по блокам.
1 блок. Что такое наркотики и наркомания?
Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость.
Это страшное смертельное оружие, которое убивает миллионы людей.
А можно ли от него защититься? (Ответы учащихся).
Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и запрещенные.
Легальные наркотики – к ним относится ряд лекарств, которые выписывают строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни, табак и алкоголь.
Запрещенные наркотики – особенностью этих веществ является способность очень быстро формировать психическую и физиологическую зависимость от их применения. К ним относятся: марихуана, производные опия, кокаин, ЛСД, амфетамины , эфедрин и другие.
Наркомания (от греч. «narcos» - оцепенение и «mania»-безумие) – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно.
Классный руководитель: «Как вы думаете, зачем подростки употребляют наркотики?». (Ответы детей).
2 блок. Причины употребления наркотических веществ:
– из любопытства;
– ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение;
– как протест против родителей: “Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью”;
– чтобы снять напряжение.
3 блок. Взаимосвязь уровня самооценки и потребления ПАВ.
Заниженная самооценка, неуверенность в своих силах является одним из наиболее важных факторов риска употребления ПАВ. Наркотик становится средством защиты от плохого настроения, от боли и унижения.
Заниженная самооценка способствует тому, что подросток может попасть под дурное влияние сверстников. А что такое самооценка?
Самооценка – это ваше восприятие или чувства, возникающие у вас по отношению к себе.
Высокая самооценка:
Я красивый.
Я умный.
Я веселый.
Я учусь на своих ошибках.
Низкая самооценка:
Я – уродина.
Я – тупица.
Я боюсь ошибиться.
Я угрюмый.
4. Тест “Определение уровня самооценки”.
Классный руководитель: «Некоторые люди имеют завышенную самооценку, некоторые заниженную. Отвечая на вопросы теста, пишите, как вы себя оцениваете в большинстве случаев, и вы узнаете уровень своей самооценки.
Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты».
| да | нет |
1. Вас сильно задевает критика? | | |
2. Вы очень стеснительны или слишком агрессивны? | | |
3. Вы пытаетесь скрыть свои чувства от окружающих? | | |
4. Вы боитесь теплых дружеских отношений? | | |
5. Вы пытаетесь сваливать ваши ошибки на окружающих? | | |
6. Вы ищете оправдание для отказа изменить себя? | | |
7. Для вас неважно ваше физическое состояние? | | |
8. Вы не доверяете себе? | | |
9. У вас бывают трудности в достижении личного успеха? | | |
10. Вы рады, когда у других возникают проблемы? | | |
«Если на большую часть этих вопросов вы ответили “да”, вам не помешало бы улучшить самовосприятие.
Благодаря высокой самооценке вы можете:
– быть таким, каким вы хотите быть;
– более открыто контактировать с окружающими;
– быть более открытым миру.
Последствия низкой самооценки:
– потеря уверенности в себе;
– искажённое восприятие себя и других;
– отсутствие упорства в достижении цели».
Классный руководитель: «А кто втягивает подростков в паутину наркотиков? Или они сами решают принимать их? » (Ответы учащихся).
4 блок. Как избежать негативного давления сверстников?
Отрицательное влияние сверстников может побудить вас:
– употреблять алкоголь и наркотики;
– пропускать школу или занятия;
– воровать;
– хулиганить;
– конфликтовать с родителями.
Чтобы преодолеть давление вы должны знать:
– кто вы и каковы ваши ценности;
– как самостоятельно принять решение;
– как поступать в различных ситуациях.
Алгоритм действия:
Разберитесь, что происходит на самом деле: где вы; с кем вы; что они делают; как они себя ведут; как вы относитесь к тому, что происходит?
Подумайте о последствиях: как вы будете относиться к себе завтра; может ли это привести к проблемам; может ли это нанести вред вашему здоровью; будут ли ваши родители разочарованы вами; какие могут быть последствия?
Примите свое решение.
Сообщите другим о вашем решении.
Блок. Что происходит после того, как я принял решение?
«Как сказать нет».
Я в этом не нуждаюсь.
Спасибо. Мне этого не нужно.
Эта дрянь не для меня.
Я таких вещей боюсь.
Нет, спасибо ,это опасно для жизни.
Нет, я попробовал и мне не понравилось.
Мне не хочется умирать молодым.
Сказав “нет”, вы можете:
– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
– оградить себя от несчастья.
Сказав “да”, вы можете:
– потерять уважение к себе;
– позволить другим принимать за вас решение;
– потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы;
– испортить отношения с родителями.
ПОМНИ!
НАРКОМАНИЯ - ЭТО:
- ПУСТЫЕ ГЛАЗА,
- БЕСЧУВСТВЕННЫЕ И БЕЗНРАВСТВЕННЫЕ ДУШИ!
- ТЕЛА, КОРЧАЩИЕСЯ В СУДОРОГАХ «ЛОМКИ»,
- ТЯЖЕЛЫЕ ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА И СЕРДЦА, ТЕЛА И ДУШИ!
- ИНФЕКЦИОННЫЕ И ВЕНЕРИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ!
- СПИД!
- ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ!
- САМОУБИЙСТВА!
- БАНДИТЫ, УБИЙЦЫ, НАРКОДЕЛЬЦЫ!
- ГОРЕ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ, ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!
- РАЗРУШЕННЫЕ СЕМЬИ, ПОГИБШИЕ ТАЛАНТЫ, СЛОМАННЫЕ СУДЬБЫ.
И ВСЕ ЭТО ПЛАТА ЗА ИСКУССТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ.
СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
Классный руководитель: «А сейчас мы послушаем с вами выступление на тему «Правда и ложь о наркотиках», приготовленное вашим одноклассником».
6 блок. Мнение: «Наркотики употребляют сильные и талантливые люди!»
Факт: « Все они, даже если и были таковыми, то очень скоро изменились, причем все примерно одинаково».
Мнение: «Наркотик делает человека свободным!»
Факт: «Наркоман абсолютно свободен от всех радостей жизни».
Мнение: «Наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» - всегда можно отказаться».
Факт: «Отказаться можно только один раз - первый».
Мнение: «наркотики, как приключенческий роман - избавляют от обыденности жизни».
Факт: «Это совершенно верно, но, к сожалению, часто вместе с жизнью!»
Мнение: «Наркотики помогают решать жизненные проблемы!»
Факт: « Вряд ли можно назвать решением подход: «Чего не вижу - того нет!» А именно так и относятся к жизни наркоманы».
Что же все-таки заставляет молодых людей добровольно принимать этот яд? (Ответы учащихся:
- человек не нашел ответа на мучивший его вопрос...
- Его не поняли самые близкие друзья
- Любимая девушка или парень ушли к лучшему твоему другу!
- Ты увидел вопиющую несправедливость и разочаровался во всем...
- Миром правит зло и тебе кажется, что никто и ничто не может ничего изменить...
- Впереди тупик, и ты не видишь выхода из него).
Классный руководитель: «Посмотрите , как много причин для расстройства, но стоит ли расстраиваться? Я часто вспоминаю одну девушку - инвалида. Несмотря на то, что у нее нет обеих рук, и одна нога не вполне здорова, она рисует, играет на синтезаторе, водит машину, плавает, читает книги и ощущает себя счастливым человеком. Поэтому можно сказать, что человек, рискнувший попробовать наркотики, сделал это не от большого ума, а от недостатка силы воли. Возможно, ты слышал от кого-то, что наркотики бывают легкие и тяжелые. Да, между рогаткой и пистолетом большая разница, но убить при желании можно и из того и из другого. Главное - прицелиться. Наркотик бьет без промаха.
Учиться все-таки лучше не на своих ошибках!»
Что же может сделать с человеком наркотик?
- Он может уничтожить твои мысли, чувства, разум.
- Он может разрушить весь организм.
- Он может лишить тебя свободы.
Наркотик влияет на психику:
- твои мысли и чувства уже не принадлежат себе самому;
- разум засыпает, слабеет воля;
- ты уже не в состоянии созидать и творить, зато натворить — пожалуйста;
будущее - ограниченность, перспектива - распад, направление движения - только под откос.
Наркотик порождает проблемы:
- в учебе больше не добиться успеха, изменяются цели, мысли о
будущем ;
- теряется контакт с близкими людьми, изменяются ценности;
- многие друзья перестают понимать тебя - они растут, а ты – нет;
- настоящие чувства становятся чуждыми.
Наркотик сделает зависимым:
- вся жизнь будет подчинена ему - ты можешь превратиться в раба, освобождение дается очень тяжело;
- все самое ценное в жизни будет уничтожено и вытеснено им.
Наркотик разрушит организм:
- многие наркотики просто растворяют мозг;
- ты становишься уязвимым для многих болезней, сил на защиту не остается;
- внутренние органы быстро стареют;
- сердце уже не справляется с обычными нагрузками.
Высок риск навсегда остаться без семьи:
- вряд ли кто-то выберет тебя, ведь никому не нужен молодой старик;
- здоровые дети - это тебе не грозит;
- сомнительно, что есть большой интерес жить рядом с безвольным, опустошенным больным человеком.
Вследствие употребления наркотиков у тебя могут возникнуть проблемы с законом:
- наркотики стоят очень дорого и чтобы добыть их, наркоманы идут на воровство и даже на убийство;
- за удовольствие надо платить;
- опасность заражения СПИДом, а это - неминуемая гибель;
- часто жить становится настолько «хорошо», что больше и не хочется.
Классный руководитель: «В заключение нашего мероприятия хочется попросить вас составить памятку-предупреждение своим сверстникам и младшим товарищам о пагубном влиянии наркотиков на их жизнь и здоровье».
Просмотр презентации.
Источники информации: 1. «Профилактика подростковой наркомании». Министерство образования РФ, центр Планетариум, Москва,2002 г.
2. «Наш выбор без наркотиков». Я. В. Соколов, Д.В.Колесов, С.В.Максимов, А. Н. Мусаев, В.В.Фортунатов, Москва, НВЦ «Гражданин»,2002 г.
3. «Классные часы». Автор-составитель А.В.Давыдова , Москва, ВАКО,2002 г.
4. Сеть Интернет.