Мотивационный | Детям предлагается прочитать три стихотворения и ответить на вопрос: Как вы думаете, название какого города отражено в данных стихотворениях» Вот снова песня зазвучала Над Обью – Древнею рекой. Её запел, Могуч и молод, Познавший страсть, Влюблённый в риск, Сибирский, Крепкий чудо – город Факел рдеющий… Доски мемориальные На кирпичных фасадах старинных домов… И названия улиц читаются заново, По – другому звучат среди улиц иных. Вот – Серебренниковская… Это – Романова… Ковальчук Евдокии… Семьи Шамшиных.
Город в сплетенье дорог и мостов, Новосибирск наш, огромный и светлый… Мчится стремительно поезд метро под площадями, под Красным проспектом Красный проспект… И метромост Над раздольною Обью. Трассы метро ускоряют разбег Города, ставшего нашей любовью. | Дети читают стихотворения и догадываются, что речь идет о городе Новосибирске. |
Содержательно-деятельностный | Символом любого города являются, как мы знаем герб и флаг, давайте посмотрим, как выглядит герб Новосибирска и попытаемся объяснять, что означают объекты, изображенные на гербе. Теперь обратим наше внимание на флаг. Как вы думаете, что символизируют эти линии? ДД  Далее учитель рассказывает о том, как образовался город Новосибирск и что он представляет собой сегодня. Территория будущего города и прежде не была пустыней – на левом берегу Оби с XVIII века стояло село Кривощеково – большое, вполне справное, обжитое переселенцами из европейских губерний России. Но не оно стало основой будущего города – новый уклад родился на другом, правом, берегу. Родился практически в одночасье по меркам Большой Истории: к берегам Оби в 1893 году подошла Транссибирская магистраль. Поначалу будущий город был обычным поселком строителей железнодорожного моста. Он мог бы оказаться временным и исчезнуть после окончания стройки, если бы не «коммерческая магия» места. Река, новенькая магистраль, удобный для застройки плоскостной рельеф – эти обстоятельства оказались очень соблазнительными для разнообразного коммерческого люда – лесоторговцев, ремесленников из окрестных сел, купцов и просто для искателей житейского счастья. Буквально за год стало ясно, что поселок перерос свой статус временной хозяйственной площадки, в нем закипела разнообразная деловая жизнь – и сопряженная со строительством, и вполне уже автономная. Репортеры Императорского географического общества с интересом и удивлением созерцали этот бум. Новорожденный поселок замелькал на страницах «Нивы», а писали о нем в стиле Джека Лондона – восторгаясь суровой красотой природы и сладко пьянея от перспектив. Поначалу поселок звался Александровским, в честь императора Александра III, а к трехлетию получил имя в честь нового царя – стал Новониколаевским. В 1897-м по мосту пошли первые поезда, из окрестных сел к станции потянулись коммерческие обозы, а по Оби – баржи с алтайской мукой и лесом. Поселок быстро пополнялся переселенцами – к 1898 году в Новониколаевском было уже 7,8 тысячи жителей. Новосибирск сегодня – это: 1750 улиц, проспектов и переулков 16 площадей 26 железнодорожных станций Речной порт Речной вокзал Автовокзал Аэропорт Толмачево 131 научное учреждение 37 высших учебных заведений 170 тыс. студентов 25.тыс. научных работников Зоологический парк Ботанический сад 200 культурно – досуговых учреждений 10 профессиональных театров, картинные галереи, музеи | Учащиеся рассматривают герб и пытаются объяснить значение объектов, изображенных на гербе и флаге. |
Рефлексия | Учащимся предлагается выполнить синквейн по теме «Мой Новосибирск» | Примерный синквейн учащегося: 1. Новосибирск 2. Большой, красивый 3.Развивается, растет, строится 4. Новосибирск имеет много достопримечательностей 5. Город-миллионик
|