Перед вами 10 качеств, которыми должен обладать современный работник:
- честность;
- надежность;
- квалификация;
- лидерство;
- уровень образования;
- исполнительность;
- деловитость;
- внешние данные;
- коммуникативность;
- аккуратность.
Учащимся выдаются карточки с названиями профессий и описаниями деятельности специалистов. Задача учащихся – соединить название профессии и ее описание.
Задания:
Бондарь – специалист по изготовлению бочек.
Верстальщик – он занимается компьютерной версткой рекламных или издательских материалов.
Геолог – специалист, который изучает земную кору.
Гравер – профессионал, который делает надписи на изделиях из металла, стекла, пластика.
Инкассатор – это профессионал забирает и перевозит выручку (деньги) из магазинов в банк.
Ихтиолог – специалист, который разводит и изучает рыб.
Калькулятор – это не предмет, это человек, так называют бухгалтера, который определяет себестоимость или цену произведенной продукции.
Кинолог – специалист по разведению, дрессировки собак, собаковед.
Корректор – человек, который исправляет ошибки в текстах перед их напечатанием.
Метролог – специалист по контролю точности измерительной техники.
Пастижер – это тот, кто делает парики из натуральных волос.
Суфлер – человек, который подсказывает текст артисту.
Таксидермист – профессионал, который изготавливает чучела животных.
Титестер – специалист по дегустации чая, составляет коллекции чая из различных сортов.
Фитодизайнер – человек, который составляет композиции, картины из цветов и растений.
За каждую правильно составленную пару начисляется 1 балл. Проверка правильности ответов проводится с использованием компьютерной презентации.
Задания:
Без топора – не плотник, без иголки – не портной.
Всякий человек по делу узнаётся.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
У плохого мастера всегда инструмент виноват.
Дело – не комар: от него не отмахнёшься.
За все дела браться – ничего не сделать.
Мастером нельзя родится, мастерству надо учиться.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Какие труды, такие и плоды.
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Делано наспех – и сделано насмех.
Труд человека кормит, а лень портит.
Глазам страшно, а руки сделают.
Кто не работает, тот и не ест.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу – время, потехе – час.
Чайнворд (на карточках)
Учащимся предлагается карточка – чайнворд и подсказка к нему (путь прочтения высказывания). Задача учащихся – прочитать высказывание М. Горького о счастье: «Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире».
Правильно прочитанное высказывание оценивается в 1 балл.
Разминка.
Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
самая зелёная профессия (садовник, лесник)
самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
самая волосатая (парикмахер)
самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
самая смешная (клоун) )
самая серьёзная (атомщик)
самая умная (учёный, профессор)
самая белая (врач)
самая зубастая (стоматолог)
самая начитанная (библиотекарь)
самая требовательная (тренер)
самая высокая (монтажник-высотник)
самая быстрая (гонщик)
самая техническая (инженер-конструктор)
самая свободная (художник)
самая смелая (милиционер)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Физкультминутка Упражнения на снятие общего напряжения, гимнастика для глаз.
Обсуждение значения слова профессия (использование толкового словаря С.И. Ожегова).
Профессия – основной вид трудовой деятельности человека. Профессия, когда люди заняты одним видом труда, требующего определенной подготовки и являющегося источником существования.
Профессиональные качества.
На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического труда.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач |
Давайте настроимся на серьезную работу. Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие этим профессиям (Подростки самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется на доске).
ВРАЧ | УЧИТЕЛЬ | ЮРИСТ | ЭКОНОМИСТ |
Гуманность | Любовь к детям | Честность | Терпение |
Тактичность | Гуманность | Порядочность | Собранность |
Интуиция | Образованность | Эрудированность | Информированность |
Ответственность | Терпение | Знание законов | Коммуникабельность |
Точность | Находчивость | Непредвзятость | Точность |
Собранность | Самосовершенствование | Информированность | Образованность |
Сила воли | Эрудированность | Тактичность | Находчивость |
Информированность | Интуиция | Ответственность | Тактичность |
Образованность | Воспитанность | Собранность | Интуиция |
Жизнерадостность | Информированность | Коммуникабельность | Ответственность |
Милосердие | Коммуникабельность | Интуиция | Порядочность |
Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонн
. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ
Команды должны собрать пословицы. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и правильнее.
Пословицы: «Сделал дело…», «Терпение и труд…», «Один с сошкой…», «Без труда…»,3. НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ
А теперь сменим задание: я прошу Вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алёна – архитектор) и т.д побеждает та команда, в которой названо больше профессий..
«Одни в поле…» и т.д.
Сейчас вам будут представлены названия нескольких профессий и ПВК. Вам нужно будет догадаться, в каких профессиях какие качества необходимы
1 | 1Оператор банковского дела | 2 | аккуратность; усидчивость; терпеливость; умелость рук; хорошее зрение. |
2 | 2Портной | 5 | |
3 | Милиционер | 7 | |
4 | Животновод | 1 | внимательность; аккуратность; хорошая память; концентрация и переключение внимания; устойчивость к монотонной работе; быстрота движений рук; чувство ответственности; общительность; хорошие зрение и слух. |
5 | Логопед | 6 | |
6 | Психолог | 8 | хорошее зрение и цветоразличение; художественный вкус; память на цветовые оттенки;; ручная ловкость; аккуратность; внимательность; быстрая реакция; правильная координация движений. |
7 | Лесник | 3 | хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности; эмоциональная устойчивость; хорошая память; ответственность; логическое мышление; умение быстро принимать решение, четко излагать мысли. |
8 | Маляр-штукатур | 4 | аналитический ум; физическая сила и выносливость эмоционально-волевая устойчивость; добросовестность; честность; умение общаться умение сопереживать. |
8. ОДИН РАБОЧИЙ ДЕНЬ
Давайте составим рассказ о типичном дне одного работника, но для рассказа используем только существительные. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы выглядеть так: звонок-завтрак-звонок-урок-вопрос-ответ-оценка-звонок-учительская-звонок-урок-звонок-директор-двоечник-родители-звонок-улица-дом-кухня-уборка-уроки-дети-уроки-сон-звонок…
Итак, рассказ о типичном дне … Врача, Дворника, Летчика…
Человек – природа этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)
Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик)
Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми. Воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)
Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)
Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления. Наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт)
Оптимист:
Работа имеет огромное общественное значение;
Высокая заработная плата;
Встречи с интересными людьми;
Командировки, дающие возможность многое увидеть;
Использование современной техники.
Пессимист:
Трудности, связанные с устройством на работу;
Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
Трудности получения образования (наличие печатных работ);
Большая ответственность;
Нервные перегрузки;
Ненормированный рабочий день;
Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
Когда человек не знает, к какой пристани ему плыть, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Выбор профессии можно сравнить с решением сложной задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов.
Доктор психологических наук, профессор Л.А.Головей
Слайд
Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А посмотрите ключ к тесту
Слайд
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
10. Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».И самое главное помните, какую бы профессию вы не выбрали ,вы всегда должны оставаться ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы, как главный герой недавно просмотренного нами спектакля