СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме «Выбор профессии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме «Выбор профессии»

Цели:

 1. Дать детям представление о нравственной основе профес­сионального выбора.  

 2. Расширить представление детей о мире профессий, о про­фессиональном самоопределении.

3. Формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией.

4. Побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбо­ру профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению це­лей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме «Выбор профессии»»

Классный час по теме «Выбор профессии»

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

Цели:

1. Дать детям представление о нравственной основе профес­сионального выбора.

2. Расширить представление детей о мире профессий, о про­фессиональном самоопределении.

3. Формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией.

4. Побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбо­ру профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению це­лей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Технические средства: компьютер, интерактивная доска, презентация «Выбор профессии».

Ход классного часа.

(слайд "Выбор профессии" №1)

1. Классный руководитель: Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный классный час. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать выбор профессии.

(слайд презентации №2)

Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

.

В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в восьмом классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение по выбранной специальности в техникуме или колледже. Решение окончить 11 классов даёт некоторое дополнительное время для размышления о выборе профессии. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит. Ведь необходимо оставить время для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

Итак, профессий в мире де­сятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

(Слайд №4)

Профессиональное самоопределение

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важ­ных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психо­логических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окруж­ностей. (слайд №5).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - ре­альные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, воз­можности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Это - счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание)

Кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

 Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

Помочь определиться с профессией может изучение своей личности, индивидуальных особенностей и предрасположенностей.

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. (Слайд №6-7)

 1.Человек – природа: (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог, лесник.)

 2.Человек – техника: люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик).

3.Человек – человек: обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод).

 4.Человек – знаковая система: люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ).

 5.Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт).

Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Какие профессии нужны для производства хлеба?

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал, кто-то убирал в помещениях, поэтому к этим профессиям можно при­числить и профессии... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окру­жает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся ими, эти профессии будут нужны.

Итак, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России по­меняли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию? (Высказывания детей.)

«За» и «против».

Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.

 Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.

Оптимист:

 1.Работа имеет огромное общественное значение;

2.Высокая заработная плата;

3.Встречи с интересными людьми;

4.Командировки, дающие возможность многое увидеть;

5.Использование современной техники.

 Пессимист:

 1.Трудности, связанные с устройством на работу;

2.Частые командировки, осложняющие личную жизнь;

3.Трудности получения образования (наличие печатных работ);

4.Большая ответственность;

5.Нервные перегрузки;

6.Ненормированный рабочий день;

7.Постоянное общение с людьми. 

Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.

Заключительная беседа

Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он мо­жет продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.

Подведение итогов (рефлексия). (Слайд №10)

Заинтересовал ли вас сего­дняшний разговор? Что именно запомнилось?

Продолжите фразу: «На сегодняшнем занятии я…..». «Новым для меня было…». «Для себя я возьму…»