Классный час по теме «Выбор профессии»
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
Цели:
1. Дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора.
2. Расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении.
3. Формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией.
4. Побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.
Технические средства: компьютер, интерактивная доска, презентация «Выбор профессии».
Ход классного часа.
(слайд "Выбор профессии" №1)
1. Классный руководитель: Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный классный час. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать выбор профессии.
(слайд презентации №2)
Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
.
В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в восьмом классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение по выбранной специальности в техникуме или колледже. Решение окончить 11 классов даёт некоторое дополнительное время для размышления о выборе профессии. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит. Ведь необходимо оставить время для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.
Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».
(Слайд №4)
Профессиональное самоопределение
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей. (слайд №5).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.
Это - счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание)
Кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
Помочь определиться с профессией может изучение своей личности, индивидуальных особенностей и предрасположенностей.
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. (Слайд №6-7)
1.Человек – природа: (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог, лесник.)
2.Человек – техника: люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик).
3.Человек – человек: обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод).
4.Человек – знаковая система: люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ).
5.Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт).
Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Какие профессии нужны для производства хлеба?
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал, кто-то убирал в помещениях, поэтому к этим профессиям можно причислить и профессии... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).
Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся ими, эти профессии будут нужны.
Итак, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию? (Высказывания детей.)
«За» и «против».
Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.
Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
1.Работа имеет огромное общественное значение;
2.Высокая заработная плата;
3.Встречи с интересными людьми;
4.Командировки, дающие возможность многое увидеть;
5.Использование современной техники.
Пессимист:
1.Трудности, связанные с устройством на работу;
2.Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
3.Трудности получения образования (наличие печатных работ);
4.Большая ответственность;
5.Нервные перегрузки;
6.Ненормированный рабочий день;
7.Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.
Заключительная беседа
Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?
Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)
Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.
Подведение итогов (рефлексия). (Слайд №10)
Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось?
Продолжите фразу: «На сегодняшнем занятии я…..». «Новым для меня было…». «Для себя я возьму…»