Классный час по теме: «Трудные жизненные ситуации».
В сердце каждой трудности кроется возможность.
Альберт Эйнштейн
Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация», осознание стрессовых ситуаций и способов поведения в них.
1. Введение.
Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, давайте поприветствуем всех собравшихся.
Уважаемые ребята! На сегодняшний момент в вашей жизни произошло достаточно много событий, кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения.
Жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностх, которые могут возникать на нем.
Слайд 1
А начать, я бы хотела с притчи. Сейчас я прочитаю вам ее, а вы подумайте и посчитайте в микрогруппах, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю этого человека?
Притча «Шалаш».
В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.
Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.
— Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.
Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.
— Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.
— Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.
Обсуждение:
— Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?
—Что помогло ему вернуться домой?
Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье.
2. Работа по теме занятия.
В сердце каждой трудности кроется возможность.
Альберт Эйнштейн
А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).
Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).
Почему одни люди видят в своей линии жизни больше радостей, а другие горестей? (Одни оптимисты и жизнелюбы, а другие пессимисты и реалисты).
Для чего нам нужны кризисы? (Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее).
В нашей чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.
Слайд 3 Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.
3. Тренинг
Упражнение «Солнце и тучи»
Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, и появляются «тучи»- наши проблемы.
На прошлых занятиях, мы с вами обсуждали ваши проблемы. Он сегодня и закрыли наше теплое солнышко. Сейчас Вам в группах предстоит подумать над решением этих трудностей.
В соответствии с выделенными в упражнении «Трудные жизненные ситуации» стрессовыми ситуациями участники начинают в группе обсуждать ситуацию, а также свои чувства и поведение в ней. Одновременно во время групповой работы участники заполняют таблицу:
Ситуация | Настроение, мысли | Поведение |
| | |
—Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации?
—Какие чувства вы испытывали при этом?
—Как вы вели себя в стрессовой ситуации?
Молодцы! Ваши предложения очень хорошие и я предлагаю вам создать книгу «Вместе мы преодолеем любые трудности!». Первые страницу я уже подготовила. Теперь наша задача с вами делиться и совместно решать наши проблемы.
Но иногда в трудной жизненной ситуации кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды. И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает. В его голове стучит только одна мысль, как выйти из этого положения.
Побег из дома – довольно частое явление среди подростков. Наверняка у тебя во время сильной ссоры с родителями хотя бы раз возникала такая мысль? Почему ребята твоего возраста сбегают от родителей, что ими движет? Давай попробуем разобраться в этих вопросах. Привычка сбегать из дома может закончиться плачевно для здоровья и жизни подростка. Так, статистика гласит, что если ребенка не удается найти в первые три дня, то шансы на его спасение практически равны нулю.
Почему подростки убегают из дома? Шапка ответов!
Как видите, причин для побега из дома у ребят вашего возраста более чем достаточно. Поэтому важно не доводить проблему до такой острой стадии, а брать ситуацию под контроль. Если у тебя иногда возникают мысли сбежать из дома, не стоит пугаться. Так проявляются твои внутренние конфликты и желания, чтобы тебя любили и прислушивались к твоему мнению.
4. Тренинг «Дерево поддержки»
Кто может нас поддержать? Что могут сделать родители, близкие, друзья, чтобы избежать этой ситуации?
Ребята на местах записывают свои мнения-пожелания для родителей на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву.
Озвучивают мнения, систематизируют их. Спрашивает почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.
Вывод ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно поддержка друзей и коллектива. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей, Вам здесь комфортно и легко общаться.
Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы и для вас и для родителей. Это наше очередное занятие из системы классных часов - тренингов которые учат нас главной ценности общению. Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.
Вывод: слад 4
Дорога гладкой в жизни не всегда бывает,
Порой камнями весь усыпан путь…
Но сильный духом камни убирает,
А слабый попытается свернуть…
Завершение. Рефлексия. «Спасибо Вам за приятное общение»
Сегодня вы все активно работали. Помогали друг другу искать пути выхода из проблемной ситуации. Давайте каждый из нас поблагодарит друг друга за это дружными аплодисментами.
Заключительные слова. Давайте и впредь всё делать вместе, дружно, сообща, прислушиваться к советам, уходить от проблем или ходя бы мысленно отдаляться от них.
Чего нельзя делать:
Накапливать негативные переживания.
Отказываться от жизни.
Нужно делать:
Обратиться к другому человеку, который может тебя выслушать. Это может быть психолог, учитель, родитель (если травма не связана с ним). Есть люди, которым ты дорог.
Искать свои внутренние резервы. Нужно, чтобы в вас очень прочно сидела мысль, что все плохое, когда то кончается и скоро наступят хорошие времена. Иногда достаточно просто переждать или перетерпеть.
Что ваша жизнь нужна родным, близким, друзьям, и ваш уход из жизни станет для них тяжелым ударом.
В каждой проблеме, если проанализировать ее хорошо, есть ответ и спрятан выход из нее.
Надеяться на лучшее. Часто бывают самые невероятные повороты судьбы, которые меняют кардинально ход событий. Рассказ о моряке .
Литература:
1. Штейнберг Э. Кий Н. «Линия жизни», Школьный психолог №5, май 2012 год.
Ситуация | Ваше настроение, ваши мысли и чувства | Как решить данную проблему? |
| | |
6