Классный час. Тема: «Мои обязанности дома и в школе»
Актуальность:
В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания. Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности.
Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в школе важен и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех учащихся. Этого можно достичь путём привлечения школьников к самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной территории. Но для полноценного развития личности ребенка необходимо сотрудничать с семьей, проводить беседы, включать родителей в совместную трудовую деятельность.
Трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики.
Цель: способствовать формированию представления о труде и трудовых поручениях, их роли в развитии личности ребенка.
Ход классного часа.
Организация класса. (Разбиение на 3 группы)
Беседа о значении труда в жизни человека.
- Ребята, прежде чем вы узнаете тему урока, мы разгадаем кроссворд и узнаем, что играет важную роль в жизни человека.
1.С | Т | О | Л | | | | |
| 2.Т | Р | А | К | Т | О | Р |
| | 3. | У | Т | Ю | Г | |
| | 4.В | Ё | Д | Р | А | |
Загадки:
1.Ни хвоста, ни головы,
А четыре ноги. (стол)
2.Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет – семь плугов тащит. (трактор)
3.В полотняной стране
По реке – простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (утюг)
3. За водой идут - песни звонкие поют,
А назад идут - слезы льют.
Три братца пошли в воду купаться,
Два купаются, а третий на берегу валяется. (ведра с коромыслом)
- Труд в жизни человека играет важную роль. Что вы понимаете под словом ''труд''? (вопрос детям и родителям) Какова же роль труда в жизни человека (Слайд)
- А вы знаете пословицы, поговорки, высказывания о труде?
Сейчас мы это проверим. На столах в группах лежат «сломанные» пословицы. Пословицы надо собрать и объяснить.
- Терпенье и труд…( всё перетрут).
- Под лежачий камень…(И вода не течёт).
- Не спеши языком-...(спеши делом).
- Любишь кататься-…(люби и саночки возить).
- А как можно назвать тех людей, которые любят труд? (трудолюбивые)
- Как понимаете слово "обязанность"? (трудовое поручение)
В каждой семье, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Папа работает: забивает гвозди, чинит кран, и т. д. Мама тоже работает, но она дома варит, стирает, убирает. И у детей в семье тоже есть свои обязанности (трудовые). Сегодня на классном часе мы с вами будем разговаривать о трудовых обязанностях, но не только дома, но и в школе.
Посмотрите фрагмент из мультфильма «Золушка» и назовите мне поручения, которые выполняла Золушка.
Золушка много трудилась. Как она относилась к своим обязанностям?
Анализ сочинений.
Совсем недавно я попросила вас написать сочинение на тему «Мои обязанности дома и в школе»
Сочинения показали: (Слайд)
Некоторые ребята писали, что хотят мыть пол и посуду, но не умеют или им не разрешает мама.
Сочинение на тему «Мои обязанности дома и в школе в возрасте моего ребенка» писали и ваши родители. И вот какие обязанности были у них. (Слайд)
Все родители написали, что не смотря на то, что у них было много обязанностей, они были счастливы и считают своё детство лучшим.
- Как вы думаете, почему обязанности по дому и в школе дети стали выполнять меньше? Что с этим делать?
Работа в группах.
Разработать план - памятку обязательных обязанностей для детей дома и в школе каждый день. В памятку можно включить коллективное дело и те обязанности, которых у детей нет.
5. Защита работ.