СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Поговорим о космосе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.   

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Поговорим о космосе"»







Поговорим о космосе

Классный час

Подготовила и провела

Учитель 2 класса

Шаповалова И.П.


Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса. 

Задачи: 
Обучающая: познакомить с историей развития космонавтики, 
Развивающая: развитие любознательности, мышления, речи, памяти, внимания. 
Воспитательная: воспитание патриотизма, гордость за свою страну. 


Ход занятия

1.Орг. момент.

Учитель.Здравствуйте ребята и наши гости. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о космосе, и людях, которые с ним связаны. А кто скажет, какому событию посвящён наш праздник? Слайд № 1

2.Сообщение темы и цели.
Учитель.Ребята нашего класса расскажут вам о Вселенной, галактике, кометах. Кто побывал первыми в космосе. Кто такой Гагарин, Королёв.

3. Работа по теме
Учитель.Ребята, вы должны внимательно слушать и запомнить то, что будут говорить ваши товарищи. Итак, мы начинаем

Сценка «Космический привет» Слайд № 2

Участвуют 3 человека.
Милана: Где - же он?
Егор: Космический привет!
Никита: Ой, мамочки, что ты с собой сделал?
Егор: Я лечу в космос.
Милана: Зачем?
Егор:В интересах науки! Приучаю свой организм к полетам в состоянии невесомости (Управляет воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над Африкой.Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально. Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на орбиту Луны (Колотит по надетой на голову кастрюле). Б-м-м!
Никита:Что с тобой?
Егор: Столкновение с метеоритом (колотит по кастрюле).
Милана:Ты разобьешь себе голову.
Егор: (Колотит, не обращая внимания)
Никита: Может быть, он сошел с ума?
Милана: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь, верно?
Егор: Дошло?
Никита:Сейчас – же спускайся вниз!
Егор: Не могу, лечу на третьей космической скорости –12 тыс. км в сек.
Милана: Включить тормозные двигатели!
Егор: Есть, включить тормозные двигатели! (Брыкает ногами) Д-жжжж!
Милана:Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к посадке.
Егор: Есть, приготовиться к посадке.
Милана: Открыть парашюты!
Егор: Есть, открыть парашюты (открыв зонтик – прыгает вниз). Космический корабль благополучно приземлился в заданном районе села Андреевки в школе! Космический привет, дорогие земляне!

Все: Привет!

Егор: К участию в празднике готовы?


Все: Готовы! В путь!

Никита Вселенная. Слайд № 3

Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.

Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.

Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

Галактики. Слайд № 4

Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.

Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.

Звёзды. Слайд № 5

Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.

Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.

Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.

Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

Кометы. Слайд № 6

Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.

Они обращаются вокруг Солнца .

Любой комете со временем суждено исчезнуть.

Максим Солнце. Слайд № 7

Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.

Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.

Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.

Солнце вращается вокруг своей оси

Планеты. Слайд № 8

Вокруг Солнца движутся 9 планет , метеориты и кометы, а также огромное количество пыли и газа.

Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.

Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.

Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.

А сколько планет в солнечной системе, нам расскажет …Никита
А. Хайт

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Максим Луна. Слайд № 9

Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.

Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.

На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.

На поверхности Луны днём бывает -  жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.

Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.

Эту планету, я надеюсь , вы все знаете. Слайд №10

Стихотворение «Планета-сад» Я. Акима прочитает Милана

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!

Учитель:

4 октября 1957 года произошёл запуск первого искусственного спутника Земли в Советском союзе. Началось практическое освоение космоса. Слайд №11

Ребята, вы хотите услышать позывные первого спутника? Слушайте! (Запись)

Здесь мы должны произнести имя Сергея Павловича Королёва. Слайд №12

.О нём расскажет Егор

Российский учёный и конструктор, академик.

Под его руководством созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.
Интерес к космосу.

Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.

Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.

Первая маленькая мышка - «космонавт» пробыла над Землёй почти целые сутки.

Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю. 

Собаки в космосе. Слайд №13


Королёв решил отправить в космос собаку. Спутник был запущен 3 ноября 1957 года. Он нес на своем борту научную аппаратуру и маленький островок жизни - герметическая кабина с собакой. Собаку звали Лайка.Слайд №14. Было ясно, что собака на Землю не вернется: спускаемого аппарата на корабле не было. Лайка из космоса не вернулась.

Учитель: Ребята, обратите внимание, что у собак тоже были скафандры как у настоящих космонавтов. Слайд №15

Егор 20 августа 1960 года было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. Слайд №16 Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Собаки прошли все виды испытаний.Слайд №17.

Учитель:Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. К полету человека в космос уже все было готово. Оставалось выполнить одно условие: в космос должны успешно слетать два корабля с собаками.


9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться - точная модель полета человека. Все прошло гладко.Слайд №18.

25 марта 1961 года стартовала Звездочка. Слайд №19. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Слайд № 20.До полета человека в космос оставалось 18 дней.

Учитель: И это был Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий  Гагарин.

О нём расскажет Ваня Слайд №21

Юрий Алексеевич Гагарин родился в селе Клушино Смоленской области 9 марта 1934 году. Рос подвижным любознательным мальчиком, с детства мастерил самолётики.

Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в городе Оренбург.

В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.

Речь Гагарина перед стартом

Учитель:

Он облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.

Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.

Слайд № 23.

Учитель: Сохранилась запись голоса Гагарина из космоса. Слушайте! запись

Слайд №24


Стихотворение Елены Пономаренко «Юрий Гагарин» расскажет Егор Слайд №25

Спросил я у папы однажды:

"А кто такой Юрий Гагарин?

Наверное, он очень важный,

А я про него мало знаю..."


И папа тогда мне ответил:

"Я рад, что об этом меня ты спросил,

Он летчик отважный и смелый,

Прославил страну на весь мир.


Гагарин был первым на свете,

Кто в космос однажды полет совершил.

Мальчишкам на нашей планете

Мечту космонавтами стать подарил".


Теперь я горжусь тем, что знаю,

Кем же был Юрий Гагарин.

Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он - космонавт, первым вышедший к звездам!

Учитель: Еще одно стихотворение «Сказал `поехали` Гагарин» расскажут ребята Слайд №25

Сказал `поехали` Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.


Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это - навсегда.


Наступят дни, когда пространство

Кто хочет, сможет бороздить!

Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

Никто не сможет запретить!


Вот будет жизнь! Но все же вспомним,

Что кто-то первым полетел...

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Учитель:

Кто же побывал в космосе после Гагарина? На этот вопрос ответит нам Ваня

Покорение космоса.

После Гагарина в космос летали сотни людей.

В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос. Слайд №26-27

В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну. Слайд №28

Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений. Слайд №29

Первая женщина космонавт – Валентина Терешкова. Герой Советского Союза. Летчик-космонавт,полковник, кандидат технических наук. Слайд №30

Учитель: Ребята, в космосе побывали не только собаки, мышки, но и обезьяны.

Обезьяны в космосе. Слайд №31

В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось. Слайд №32

Орбитальная станция «Мир». О ней расскажет Милана. Слайд №33

Орбитальная – это значит летающая вокруг Земли.

Станция использовалась в течение 15 лет с 1986 по 2001г. За время существования станции на ней было проведено более 23 тысяч экспериментов. На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. В открытый космос вышли 29 космонавтов и 6 астронавтов. Были произведены первые эксперименты над растениями. В 2001 году станция была затоплена в Тихом океане.

А первая орбитальная станция называлась «Салют»

В 1971 году орбитальная станция «Салют» была отправлена в космос. Пробыла она там 175 дней и 11 октября 1971 года завершила свою работу.


 Жизнь и работа на космической станции. Слайд №34

На орбитальной станции всё устроено так, чтобы космонавты не ощущали гравитации.

В лабораториях сделаны специальные скобы для ног, чтобы космонавты смогли устоять длительное время при выполнении экспериментов.

Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку. Слайд №35

Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристёгнутых к кровати.  Слайд № 36


Учитель. А теперь послушайте космические частушки.


КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ Слайд №37

Слова Степана Булдакова

Я, как все наши мальчишки,

Космонавтом быть хочу,

Вырасту и непременно

К дальним звездам полечу.


Самым первым космонавтом

Стал Гагарин Юра.

Чтобы стать таким же сильным,

Нужна физкультура.


Все ребята с детства знают:

Юра - парень не простой.

Он сказал: «Поехали!»

И махнул рукой.


И взметнулась прямо ввысь

Огромная ракета,

Оставляя за собой

След, словно комета.


Вчера Танька испытала

В невесомости полет,

Когда мальчики столкнули

Ее с горочки в сугроб.


Я ракету снаряжаю

Собираюсь на Луну.

Может, в космосе далеком

Новых я друзей найду.

Учитель: Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Это особая профессия. Кто хочет стать космонавтом, поднимите руки! Слайд №38

Елена Пономаренко

Сценка
« Хочу быть космонавтом»

За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.
ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Максим не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.
На середину зала выходит мальчик Максим.
МАКСИМ: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!

ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.

Максим подходит к папе.

МАКСИМ: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?

ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.
МАКСИМ: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.

ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.

ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.
Папа и МАКСИМ изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.
На последние слова ведущего Максим садится устало на стул.

ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?

МАКСИМ: Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.

ВЕДУЩИЙ: О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.

Учитель: Для того, чтобы работать в космосе, учёные придумали специальную одежду-скафандр. Об этом расскажет Милана.

Скафандр. Слайд №39

В космосе нет воздуха, необходимого для дыхания.

Там очень холодно в тени, и очень высокая температура на освещенной солнцем стороне. Слайд №40

Скафандр должен не только защищать и поддерживать жизнь человека, но и быть удобным для работы.

Скафандр оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё  назначение. Слайд №41

В комплект снаряжения входят: оболочка, шлем, перчатки, ботинки.

Российские скафандры самые надёжные в мире.

Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг. 

Учитель: Ребята, а давайте сейчас представим себя в скафандрах, на космической станции. Вокруг приборы очень сложные, невесомость, иллюминаторы… Так и приходит на ум песня «Земля в иллюминаторе» Давайте дружно её споём! Слайд №42

Земляне - Земля в иллюминаторе

Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе видна...
Как сын грyстит о матери, как сын грyстит о матери,
Грyстим мы о земле - она одна.
А звезды тем не менее, а звезды тем не менее чyть ближе,
Но все также холодны.
И, как в часы затмения, и, как в часы затмения ждем света
И земные видим сны.

И снится нам не рокот космодрома,
эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава y дома,
Зеленая, зеленая трава.

Учитель: Молодцы! Мы уже узнали очень многое, но ещё больше существует того, что мы не знаем о космосе. В ближайшем будущем мы узнаем больше о необъятных возможностях нашей Вселенной. А сейчас проверим свои знания…

5. Самоконтроль, самоанализ.

Проведём маленькую викторину "Да или нет".

На вопросы викторины вы должны дать короткий ответ – да или нет. Ну что, начнём?

 Викторина

 1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да.)

2. Галактика – это гигантское скопление звёзд, звёздная система. (ДА.)

3. Солнце – это звезда. (Да.)

4. Первый космонавт был в космосе две недели. (Нет.)

5. Первыми в открытый космос вышли американцы. (Нет.)

6. В космос летали собаки. (Да.)

7. Космонавты уже летали на Марс. (Нет.)

8. В космосе уже побывали женщины. (Да.)

6.Рефлексия:
Мы гордимся теми людьми, которые связали свою жизнь с опасным, тяжёлым, но благородным делом – полётами в космос. Слайд №43


1.Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!

2.Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме.


3.И как не верить в чудеса!

Теперь мы знаем это твёрдо.

Нам покорились небеса!

А выше неба только звёзды!

 



4.Мы держим курс на космос, на мечту.

Пусть небо станет и добрей, и чище,

Пусть новые герои набирают высоту.

Пусть космос будет нам всё ближе.


5.Если космос скажет «Надо!»,
Мы должны ответить «Есть!»
В космонавтике, ребята,
Без героев нет чудес!



Учитель: На этом наш праздник закончен, всем спасибо за внимание! Слайд № 44