Тема занятия: Остановись, и помолчи минутку…
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- ознакомление учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста («национализм», «толерантность», «Праведники народов мира»): история их возникновения, характерные черты, человеческие судьбы через призму данных понятий.
- продолжение формирования аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал.
- продолжение формирования навыков социальной восприимчивости и доверия, способности к сочувствию и сопереживанию;
- воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а так же стремление противостоять им в наше время;
- воспитание толерантности.
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- формирование толерантного сознания и патриотизма;
- формирование исторического мышления;
- стимулирование интереса к страницам истории, к их переосмыслению в современных условиях;
- воспитание уважения к людям разных национальностей и вероисповедания.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
устный журнал
МЕТОДЫ: словесный, наглядный, видеометод.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- записи видео и аудио материалов по теме;
- презентация по теме мероприятия.
УЧАСТНИКИ: учащиеся 7 классов
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Два ученик стоят в темноте. (СЛАЙД1)
Ученик: Анна Франк
( в луче прожектора девочка сидит за столом, перед ней тетрадь, в руках - карандаш, пишет. На заднем плане - изображение высокого забитого крест-накрест окна.)
«Мы евреи, и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию. После сорокового года жизнь пошла трудная. Сначала война, потом немецкая оккупация. И тут начались наши страдания. Вводились новые законы, одни строже другого, особенно плохо приходилось евреям.
Евреи должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр. Запрещалось заниматься плаванием, играть в хоккей или в теннис, - словом, спорт тоже был под запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше. Суббота, 20 июня 1942 года ».
(СЛАЙД2)
Ученик
« Январь.1943 год. Сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что-то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой - только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают! Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери - оказывается, всю семью увели! Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут - евреи, христиане, все народы, весь мир... А многие ждут смерти!»
(СЛАЙД3)
Ученик:
Ицхак Рудашевский: «Прекрасное солнечное утро. Улицы запружены людьми в форме со свастикой. Город бурлит... И вот передо мной открывается средневековая картина: переселение в гетто, черно-серая масса людей, впряженных в повозки с наваленными тюками. Я понимаю, что скоро придет и наш черед. Я смотрю на разоренный дом, на тюки, на растерянных, отчаявшихся людей. Я вижу разбросанные вещи, которые когда-то были мне так дороги, к которым я привык. Женщина стоит среди узлов. Ей не под силу их унести. Она горько плачет и заламывает руки. И вдруг все вокруг начинают плакать. Все рыдают...»
(СЛАЙД4)
Появляется слово ХОЛОКОСТ
13 симфония Шостаковича
(СЛАЙД4)
Учитель: Что такое Холокост? Если переводить дословно, то оно происходит из греческих библейских форм «сжигаемый целиком» или «принесение жертвы всесожжения».
В современном обществе это слово зазвучало в 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля, живущего в США еврейского писателя, узника Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистки лагерях.
«Холокост» это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами Еврейского народа, которые подвергались зверствам и жестоким убийствам в годы Второй мировой войны.(3 слайд)
Холокост это «синоним» газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.(4 слайд)
5 ученик: В Израиле и некоторых других странах используется также термин ШОА (Shoax), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».
(СЛАЙД5)
Преследование евреев началось в Германии в 1933 с лишения их гражданских прав.
(СЛАЙД6)
Первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии произошла в ночь с 9 на 10 ноября (вошла в историю под названием «Хрустальная ночь», из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов), когда был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. отправлены в концентрационные лагеря, были разрушены еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Немецкое население пассивно отнеслось к погрому, что явилось сигналом к более радикальным шагам, т. е. к насильственной депортации всего еврейского населения «на восток», в Польшу и Белоруссию.
(СЛАЙД7)
С июня 1941 г. нацисты приступили к выполнению так называемого «окончательного решения» еврейского вопроса. Началась депортация евреев из гетто в лагеря смерти для ускорения массового истребления еврейской нации. Это называлось «переселение на восток евреев, не способных к продуктивному труду».
В Польше были созданы шесть самых крупных лагерей смерти: Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Белжец и Освенцим. В этих лагерях уничтожение людей проводилось в газовых камерах и крематориях (печах).
(СЛАЙД8) расстрел людей фашистами 2.
Ведущий 2. Детей в лагерях использовали в качестве «подопытных кроликов» в «различных медицинских экспериментах». Так, доктор Хайсмейер удалял у детей лимфатические узлы и вводил им под кожу живые туберкулезные бактерии. На допросе в 1964 году доктор заявил, что для него «не было принципиальной разницы между евреями и животными».
(СЛАЙД9)
В период Великой Отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 80 миллионов человек. Среди них - около 3 миллионов советских евреев. Именно на советской земле началось их тотальное истребление. Всего же в огне Шоа погибло более 6-ти миллионов человек.
(СЛАЙД10)
В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
Звучит еврейская мелодия (скрипка). Ученица читает отрывок из стихотворения “Варварство”.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.
Слайд 15.
Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!
КЛИП НА ПЕСНЮ «БАБИЙ ЯР» РОЗЕНБАУМА
В начале 50-х годов в Израиле был принят Закон о Памяти Катастрофы.
Что собой представляет этот закон?
Ваша задача: разобраться в чем заключается закон Памяти Катастрофы.
Кто такие Праведники мира?
Чем они отличились?
Чем награждаются Праведники мира?
Материал для исследования у вас у каждого есть.
Закон Памяти Катастрофы
Согласно которому, лица, не принадлежащие к еврейской национальности, но спасшие евреев в годы фашистской оккупации Европы от смерти, рискуя собственной жизнью, получают звание Праведники народов мира.
2 ученик: Не важно, сколько человек было спасено от смерти, сотни или один, важно, что представитель не еврейского народа рисковал собственной жизнью, жизнью своих родных и близких, не ради денег и обогащения, а ради СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, чья вина заключается, по мнению фашистов только в том, что он родился в еврейской семье.
ИССЛЕДОВАНИЕ:
Что вручается праведникам мира?
1 ученик: В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Их имена увековечивают в Яд Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме. (12 слайд)
2 ученик: Присвоение звания Праведник народов мира выражает собой стремление жертв отдать дань уважения людям, вставшим на их защиту во времена преследований и величайшей трагедии. Звание Праведник народов мира в соответствии с определением Закона о Яд Вашем стало широко известным во всем мире, оно является синонимом чести, человеческого героизма и означает победу добра над силами зла.(13 слайд)
Учитель: История сохранила нам имена тех, кто спас огромное количество еврейских судеб. Поработайте над материалом и назовите имена Праведников мира. В чем заключался подвиг Праведников мира?
1 ученик: Рауль Валленберг — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста. После занятия Будапешта Красной армией был арестован в январе 1945 года, переправлен в Москву и предположительно умер в советской тюрьме.
26 ноября 1963 года израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва-Шем присвоил Валленбергу звание Праведника народов мира.
2 ученик: Оскар Шиндлер — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии. Эта история легла в основу книги «Ковчег Шиндлера» и основанного на ней фильма «Список Шиндлера». В 1967 он был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста (Яд ва-Шем) и был назван одним из тех людей, кто достоин носить имя «Праведник Мира».
3 ученик: Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Часто во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. Детей выводили через подвалы домов, непосредственно прилегающих к гетто. Использовались для побегов и водосточные люки. Других детей вынесли в мешках, корзинах, картонных коробках.
В 1965 году израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присудил Ирене Сендлер звание Праведника народов мира.
Учитель: И таких историй множество. Кто- то спас тысячи людей, а кто- то одну, но и одна спасенная жизнь достойна того, что бы назвать человека праведником мира.
Учитель обращается с вопросом к ребятам:
Как Вы думаете, какие эмоции, чувства испытывали люди, лишённые всех человеческих прав, жилья, работы и практически обречённые на смерть?
Предполагаемые ответы учащихся:
Они испытывали страх,
унижение,
обиду,
чувство безысходности, безнадёжности их положения,
голод, холод,
ненависть к врагам,
желание отомстить за своих родных.
Учитель: Но, наверное, в самой глубине своего сознания, они всё-таки надеялись на спасение, несмотря на всю безысходность положения. Они хотели жить!
Вы, наверное, обратили внимание, что в названии сегодняшнего мероприятия есть слова «Остановись, и помолчи минутку…»
Почему мы должны помолчать? О чем мы должны задуматься?
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем неповинных людей. Чтобы не было второго Холокоста?
Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.
Чтобы чем мы сегодня говорили?
Что такое Холокост?
Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
Что является причинами Холокоста?
Кто стал его жертвами?
Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?
Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Клип на песню Р»Бабий яр» Розенбаума
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5084422996473147680&reqid=1610906678938931-415652203052946389900114-man2-5672&suggest_reqid=816803339154418078566887382272752&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF+%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D1%83%D0%BC+%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B9+%D1%8F%D1%80
Клип «Зажгите свечи»
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B8%20%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%82%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82&path=wizard&parent-reqid=1610905144751962-937828265210304125700110-production-app-host-man-web-yp-29&wiz_type=vital&filmId=5552776602004766483