СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Правила этикета"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час содержит информацию о правилах этикета

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Правила этикета"»

Образовательное частное учреждение «Газпром школа»








Классный час

«Правила этикета»



Автор: Зубова Ирина Анатольевна, воспитатель





































Москва

2022


Классный час «Правила этикета»


Цель: прививать учащимся правила поведения в обществе

Задачи: знакомство с правилами этикета;

развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение;

воспитание уважительного отношения к окружающим;

формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Воспитатель: Ребята, на нашем занятии мы поговорим о правилах этикета и будем учиться применять эти правила в различных жизненных ситуациях.

Вы разделены на группы. Каждой группе будут даны задания, которые она будет выполнять, а потом давать ответы и делать выводы по заданиям.

Перед тем, как вам будут даны задания, давайте вспомним правила работы в группе.

Учащиеся отвечают:

  1. Внимательно выслушать задание.

  2. Обсудить мнение каждого, внимательно слушая того, кто говорит.

  3. Уметь спокойно договориться.

  4. Принять общее решение.

  5. Выбрать того, кто будет отвечать.

  6. Ценить время.

  7. Обсуждать задание тихо, организованно, не мешая работе других групп.

Воспитатель: Ребята, а что такое этикет?

Учащиеся отвечают: Этикет – это манера поведения.

Воспитатель: Этикет – слово фр. происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Этикет играет большую роль в обществе и в разные эпохи этикету уделялось большое внимание.

Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения. Вот - что говориться, например, в «Поучении» Владимира Мономаха, написанном ещё в Х веке. «Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больного посещайте. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»

В XVIII в. при Петре I была издана книга для молодых людей «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В этой книге помимо азбуки и арифметики, излагались правила поведения в общественных местах.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а сильно ли изменились правила культуры и поведения на сегодняшний день?

Ребята отвечают: Нет, не очень, правила поведения остались практически те же, но не всегда они соблюдаются.

Воспитатель: Всегда надо помнить золотое правило общения «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе»

Ребята, в школе вы находитесь большую часть времени, а какие правила поведения в школе мы должны соблюдать?

Учащиеся отвечают:

В школе ученики должны хорошо себя проявлять и быть собранными, поэтому перед тем, как отправляться в школу, ученику стоит проверять свою готовность:

- сделал ли он домашнее задание, которое было задано на прошлом уроке;

- взял ли он с собой все необходимые книги, учебники и другие предметы, которые могут потребоваться на занятии?

- взята ли сменная обувь? (посещение школы в уличной обуви недопустимо).

В школьной раздевалке - особое место и здесь имеются свои правила этикета, которые нужно соблюдать. Каждый день работники гардеробной выполняют большой труд, присматривая за вещами школьников, помогая им найти необходимое, возвращая забытые вещи. К таким людям нужно проявлять соответствующее уважение. В шкафчиках должен быть порядок.

На уроке. С момента звонка ученику нельзя отвлекаться ни на что постороннее, ему нужно сосредоточиться и внимательно слушать учителя. При наличии вопроса, сначала нужно обязательно поднять руку и только после разрешения учителя задать свой вопрос.

В школьной столовой. Как и в других местах, в столовой важно здороваться с её работниками, учителями и другими взрослыми, которые посещают столовую. Перед едой обязательно нужно мыть руки. Других детей, которые посещают столовую, нельзя толкать, также нельзя мешать их приёму пищи.

На перемене. Когда учитель отпустил с урока, можно выйти на перемену, чтобы пообщаться со своими одноклассниками или заняться иными делами. При этом важно не устраивать драк, не говорить на повышенных тонах и не бегать, так как это чревато травмами. Перемена длится определенное время, нужно учитывать его, и за 1-2 минуты до окончания перемены возвращаться обратно в класс.

К школьным правилам так же относится приход учеников в школу без опозданий, за 5-10 минут до начала урока. При опоздании нужно постучаться в класс и попросить у учителя разрешения на то, чтобы войти и присоединиться к занятию.

Воспитатель: Ребята, правила этикета мы должны соблюдать не только в школе, но и в общественных местах.

Задание:

Каждой группе раздаются листочки с различными ситуациями. Вам необходимо разобрать эти ситуации и найти выход из этих ситуаций.


Задание для 1 группы: В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!». На что мальчик ему отвечает: …

Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню?

Ответы учащихся: Девочкам надо уступать. Да и вообще надо уметь уступать друг другу.

Задание для 2 группы: Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка.

Каким будет ваш разговор с ней?

Ответы учащихся: Надо поздороваться и вежливо попросить к телефону вашего друга.


Задание для 1 группы: Ситуация «В транспорте».

Женя и Вася на остановке в ожидании автобуса бегают, не обращая внимания на находящихся рядом людей.

- Смотри, наш автобус!

- Женька, займи мне место у окна!

- Садятся рядом. Входит контролер

- Ваши билеты!

- У нас денег нет

- Мы вообще платить не обязаны. Мы дети.

Что неправильно делали дети?


Ответы учащихся: бегали на остановке, мешали другим людям, кричали «займи мне место», а надо посмотреть – может есть пожилые люди или люди с детьми, которым важнее сесть, не оплатили проезд.


Задание для 2 группы: Ситуация «В театре».

Мальчик и девочка входят в двери, проходят в гардероб, снимают пальто, подают, отходят.

 «А номерок?» - сказала им гардеробщица и протянула металлический кружок.

Зрители молча взяли номерок и пошли в зрительный зал.

- Где наши места?

- Смотри, вон Коля сидит из 4 «А», пошли к нему: вместе веселее

- Идем! (Кричит): Коля, привет!

Садятся рядом, начинают разговор. К ним подходят другие зрители

- Извините, но это наши места

- Подумаешь, вон сколько мест свободных! Садитесь, куда хотите!


Что неправильно делали дети?


Ответы учащихся: уходят без номерка из гардероба, когда им напоминают о номерке, они не говорят спасибо, кричат, когда увидели друга, занимают не свои места.


Задание для 1 группы: По коридору навстречу вам идёт ваша учительница и учительница соседнего класса.


Как вы поздороваетесь?


Ответы учеников: скажем «Здравствуйте» обеим учительницам.


Задание для 2 группы: Пассажир рядом с вами громко разговаривает по мобильному телефону. Прав ли он?  

Как бы вы поступили на его месте, возможно, звонок очень важен?


Ответы учащихся: вежливо попросить - говорить тише.


Воспитатель: Ребята, многие правила поведения отражены в поговорках и пословицах. Я предлагаю вам задание – поработать с пословицами.

Задание:

Каждой группе раздаются пословицы, учащиеся читают их, а потом объясняют.


Гость хозяину не указчик (в чужом доме гость не командует)

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив (в гостях веди себя достойно)

На добрый привет, добрый и ответ (как ты относишься к людям, так и люди к тебе)

Не спеши языком, торопись делом (не болтай, а делай дело)

Когда больше двух, говорят вслух (когда рядом больше двух человек некрасиво шептаться)

Умей сказать - умей и смолчать (надо уметь говорить, и молчать тоже надо уметь)

Доброе молчание лучше худого ворчания (иногда лучше промолчать)

Вчера солгал, а сегодня лгуном называют (тому, кто лжёт – нет доверия)

Говорит прямо, а делает криво (много говорит, а толку нет)

Говорит, словно реченька журчит (красиво говорит)

Язык мой - враг мой (можно наговорить лишнего)

Доброе слово и кошке приятно (приятно, когда говоришь хорошие слова)

Недоброе слово, что огонь жжёт (словом можно ранить)


Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поговорим о качествах воспитанного и невоспитанного человека.


Задание:

На листочках написаны качества воспитанного и невоспитанного человека. Учащиеся 1 группы выбирают качества воспитанного человека. Учащиеся 2 группы выбирают качества невоспитанного человека:


Смелость, резкость, чуткость, грубость, честность, нетерпимость, преданность, быть выскочкой, доброжелательность, насмешливость, скромность, невежество, отзывчивость, неблагодарность, уважение, трусость, взаимопомощь, зависть, душевность, жестокость, вежливость, неумение выслушать, тактичность, предательство.


Ответы учащихся.


Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в постоянном общении с людьми дома, в магазине, в школе, на улице. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы.

К кому вы обычно обращаетесь на «ты»? (К близким людям, друзьям, членам семьи, взрослые к детям.)

К кому вы обычно обращаетесь на «вы»? (К малознакомым и незнакомым взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной обстановке).

Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым - вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)

Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (Свои имена.)


Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру: «Вежливо — невежливо». Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, отвечайте: «вежливо или невежливо» вежливо- хлопок, невежливо – тишина.

Поздороваться при встрече.

Толкнуть и не извиниться.

Говорить: «Спасибо» за подарок».

Обозвать обидным словом соседа.

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног.

Помогать родителям.

Помочь подняться по лестнице.
Не вставать на обращение учителя.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.
Попрощаться уходя.
Обижать младших.
Уважать пожилых людей.


Воспитатель: Ребята, скажите, а что же такое манеры?


Ответ учащихся: Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.

Воспитатель вместе с учащимися перечисляет хорошие манеры:

Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

Он никогда не сядет за стол раньше старших

У двери он пропустит старшего или девочку.

Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

Встает, разговаривая со старшими.

Воспитатель: Манеры человека проявляются в жестах и мимике. Жесты - это, прежде всего, движения рук. Жесты могут соответствовать требованиям этикета, а могут быть нежелательными и недопустимыми. Ребята, какие жесты недопустимы?

Ответы учащихся:

Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;

Вертеть пуговицу собеседника;

Барабанить карандашом или линейкой по столу;

Дергать за рукав во время разговора;

Хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

Болтать ногами, сидя за столом.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вы выполнили много заданий. Какой мы сделаем вывод в заключении нашего занятия?

Ответы учащихся:

Необходимо всегда и везде соблюдать правила этикета. Помнить золотое правило общения «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

Воспитатель: Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но, значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Ответы учащихся:

Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

Без правил этикета нельзя жить в обществе.


Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали!


Список используемой литературы:

1. Дубинина Е.Г. Междисциплинарный курс «Бон Тон или хорошие манеры» как средство воспитания школьника. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. - №10. – с.142

2. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Экон-информ, 2014. – 240 с.

3. Соколова О.А. Мир общения: Этикет для детей. – М.: КАРО, 2993. – 288 с.

4. Усачев А. Этикет для детей различных лет. – М.: Оникс, 2014. – 128 с.

 Сайты:

http://muliurok.ru

http://maam.ru

http://legkopolezno.ru