Тема: Правила поведения на льду
Цели:
совершенствовать навыки обучающихся безопасного поведения на водоёмах;
раскрыть причины несчастных случаев на льду;
дать представление о действиях в опасных ситуациях; воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на водоёмах в разное время года.
Оборудование: выставка рисунков – плакатов «Правила безопасности у водоемов», презентация, памятки по правилам поведения на льду.
Ход проведения
1. Орг. момент. Приветствие обучающихся, настрой на позитивный лад.
2 Целеполагание, введение в тему классного часа.
Загадки.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лед)
Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это … (лед)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(Лед)
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- Как это понять? (здесь говорится о трёх состояниях воды).
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (зимой - снег, лёд).
- Предположите тему классного часа. О чём будет наше занятие?
- Прочитайте название темы.
Слайд № 1 - Как вы её понимаете?
- На какие вопросы мы ответим?
Чем опасен ранний и поздний лёд?
Каковы условия безопасного пребывания человека на льду?
Каковы основные правила поведения на льду?
Чем опасно попадание человека в ледяную воду и как вести себя в этой ситуации?
3. Работа по теме.
Ежегодно в России на воде гибнут около 20 тысяч человек. Происходит это разное время года и по различным причинам.
Нас сегодня будут интересовать правила поведения на водоемах в зимний и весенний период. Ребята, запомните, человек должен быть внимателен к изменениям в природе, в окружающем мире, принимать меры для охраны своего здоровья.
- Сегодня мы с вами оказались у реки. Закройте глаза и представьте, как выглядит река поздней осенью. зимой и весной.
(Она замерзла, покрыта льдом, на ее берегах нет никаких растений).
Учитель. Какая опасность может подстерегать нас в это время на реке?
(Можно провалиться под лед).
Учитель. А как вы думаете - Почему можно провалиться под лед?
(Лед хрупкий, неокрепший).
Слайд 2. (прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен).
Учитель. Нужно это помнить (читает слайд 3).
- Для того чтобы не попасть в беду, нужно соблюдать правила поведения на льду. Узнать эти правила нам с вами помогут льдинки.
Дети выходят к доске. Выбирают изображение льдинки. На обратной стороне читают правило.
Льдинка 1. На тонкий, неокрепший лед выходить ЗАПРЕЩЕНО!
- Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше. Лёд, имеющий оттенки серого, матово-белого или желтого цвета является наиболее ненадежным. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания.
Льдинка 2. - Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
- Льдинка 3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь.
- Льдинка 4. Не ходи зимой по льду:
Можешь ты попасть в беду –
В лунку или в полынью –
И загубишь жизнь свою.
Учитель. Каким будет это правило?
Слайд 4. (Под снегом могут быть полынь, лунки)
(Надо избегать мест, где тонкий лед, обходить лунки).
Учитель. Для чего делают лунки? Мы с вами видим, что полынья на водоеме может быть полезной (для рыбной ловли) и опасной (можно провалиться) для человека. А как для животных? Нужны ли кому-то зимой такие отверстия на водоемах?
(Нужны рыбам. Если весь водоем будет покрыт льдом, то рыбы погибнут).
Учитель. Правильно. Поэтому люди специально делают лунки, чтобы спасти рыб, если видят, что водоем замерз полностью.
Вспомните рассказ-сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Какую роль для птицы играла полынья? (Она спасала Серую Шейку от Лисы).
Учитель. Вспомним, как это было.
Слайд 5.
"...Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. ...Пришла Лиса, села на берегу и опять заговорила: – Соскучилась я по тебе, уточка... Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду... Я не спесива... И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье". |
Зачитывается текст.
– Почему лиса поползла по льду, а не подбежала к уточке?
(Животные тоже чувствуют опасность. Лиса понимала, что лед около полыньи тонкий, и она может попасть в воду).
Учитель. Действительно, даже животные понимают, в каком месте их подстерегает опасность. Человек – существо разумное, поэтому должен не чувствовать опасность, а понимать, где она его подстерегает.
Слайд 7. Правила «Что делать, если вы провалились под лед»
Разбор ситуаций.
Если вы провалились под лед:
- Широко раскиньте руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться с головой;
- Если возможно, передвиньтесь к тому краю полыньи, где течение не увлечет вас под лед;
- Старайтесь, не обламывая кромку, без резких движений выбраться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги, широко их расставив;
- Выбирайтесь из полыньи, перекатываясь, а затем двигайтесь ползком в ту сторону, откуда шли.
При спасании человека, провалившегося под лед, необходимо:
- немедленно крикнуть ему, что идете на помощь;
- приблизиться к полынье ползком, широко раскинув руки;
- подложить под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползти на них;
- к самому краю полыньи подползать нельзя, иначе и сами окажетесь в воде;
- ремни и шарф, любая доска, лыжи, санки помогут вам спасти человека;
- бросать связанные предметы нужно за 3-4 м до пострадавшего;
- действовать решительно и быстро;
- подать пострадавшему подручное средство, вытащить его на лед и ползком двигаться от опасной зоны.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему на воде:
- при попадании жидкости в дыхательные пути, пострадавшему необходимо очистить полость рта, уложить его животом на колено так, чтобы голова свисала к земле и, энергично нажимая на грудь и спину, удалить воду из желудка и легких;
- приступить к выполнению искусственного дыхания;
- с пострадавшего необходимо снять и отжать всю одежду, потом надеть (если нет сухой) и укутать полиэтиленом (возникает эффект парника);
- при общем охлаждении пострадавшего как можно быстрее доставить в теплое (отапливаемое) помещение. Немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.
- Снять мокрую одежду, тепло укрыть, обложить грелками, напоить горячим чаем. Берегите себя и своих близких!
4.Закрепление.
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим, как вы усвоили правила безопасности
Словесная игра «Да или нет»
(Если согласны – поднимаем руки вверх, если – нет руки опускаем.)
- По замерзшему водоёму можно ходить без сопровождения взрослых.
- Нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости.
- Проверять прочность льда можно ударом ноги.
- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели.
- Человека попавшего в воду, надо обязательно согреть и напоить горячим чаем, чтобы не заболел.
- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье.
5. Подведение итога
- Сегодня на занятии вы узнали много нового. Давайте назовем правила поведения на льду.
Слайды 9,10.
СТИХИ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ
Зима! Скорее на коньки!
Какие славные деньки!
Но выходить на лёд нельзя,
Пока непрочен он, друзья,
Когда есть трещины на нём,
Когда вдруг потеплело днём…
Провалишься – придёт беда:
Зимой холодная вода…
На замёрзших озёрах
Лёд бывает непрочен,
И ходить по такому
Безответственно очень!
Водоёмы опасны:
Может лёд провалиться,
И спасать вас напрасно
Вся округа примчится…
Ведь почти невозможно
К полынье подобраться –
Из воды будет сложно
Вас вытаскивать, братцы…
Ура! Весна и ледоход!
Плывёт, плывёт по речке лёд…
Глядят ребята там и тут,
Как льдины по воде плывут.
Ну чем тебе не корабли!
Но нет! – не уходи с земли!
На лёд коварный не ступай,
Опасно это — так и знай!
Такой корабль перевернётся,
На части может расколоться
Иль унесёт на центр реки…
Весной от речки прочь беги!
Литература:
1.Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 20013г.
2. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова ОБЖ 2 класс. М.: Просвещение 2014г.,
Источник интернета:
1.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/povedenie-na-vodoemakh-v-zimniy-period
2. kopilkaurokov.ru›Начальные классы›Уроки›…-ostorozhno-tonkii-liod
3. azbez.com›Азбука безопасности
4.nsportal.ru›Начальная школа››…/bezopasnost-na-ldu
7