Кл. час в 4 классе
Правильное питание –ключ к здоровью
Задачи: формировать у обучающихся правильное отношение к своему здоровью
через понятие здорового питания; формировать навыки выбора правильных продуктов питания; развивать интерес и готовность к соблюдению правил здорового питания; развивать коммуникативные умения, воспитывать культуру общения.
Ход классного часа
Введение в тему.
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровьем нужно дорожить.
– Здоровье человека – одна из основных ценностей в жизни. Не случайно при встрече мы говорим друг другу «здравствуйте», угощая гостей, приговариваем «кушайте на здоровье», а в пожеланиях к празднику, ко дню рождения на первом месте стоят слова именно о здоровье.
– А как вы думаете, что же такое здоровье? (Ответы детей.)
– Обратимся за помощью к народной мудрости – пословицам.
Здоровье – всему голова, всего дороже.
Здоровым быть – долго жить.
Здоровым будешь – всё добудешь.
Тот, кто здоров, тот воистину богат.
– Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(В ходе беседы заполняется схема «Здоровье – это…». Карточки могут дополняться.)
Счастье
Радость
Здоровье – это…
Долголетие
Богатство
Жизнь
– Правильно, ребята! Здоровье – это счастье, здоровье – это радость, здоровье – это богатство, здоровье – это жизнь.
– Но это наше понимание, что такое здоровье. А как это понятие трактуется с научной точки зрения? Обратимся к толковому словарю. (Учащиеся находят и зачитывают определение в словаре.)
Здоровье. 1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
2. То или иное состояние организма.
– Дети, подумайте, а от чего зависит нормальная деятельность организма? Почему мы теряем своё здоровье? (Ответы детей.)
– Действительно, факторов, влияющих на здоровье, много. Но, по мнению врачей, состояние здоровья человека на 50% зависит от его питания и образа жизни. Поэтому можно утверждать, что правильное питание – ключ к здоровью. Это и будет темой нашего классного часа.
II. Определение задач.
– Сегодня в ходе работы вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Что значит «правильное питание»?
Какие продукты необходимы для полноценного питания? Какие из них полезны, а какие вредны?
Каковы правила здорового питания?
– Прежде чем вы приступите к изучению своего вопроса, подумайте, к каким источникам вы можете обратиться за информацией.
III - Что значит «правильное питание»?
Пища – это горючее, из которого организм извлекает энергию, необходимую для жизни. Выделяют три главных компонента нашей пищи – это углеводы, жиры и белки. Кроме этого нашему организму необходимы витамины, минеральные вещества, вода и пищевые волокна.
Питание должно быть разнообразным – разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивают сбалансированное (в нужном количестве и правильном соотношении) поступление в организм необходимых веществ. В полноценный рацион должны входить свежие фрукты и овощи, чёрный хлеб, рыба, яйца, сыр, печёнка, разнообразная зелень.
Для человеческого организма, особенно детского, очень важен правильный режим питания. Принимать пищу нужно в одно и то же время. Организм как машина "запоминает" часы приема пищи и заранее "готовит" все органы пищеварения к работе. Кушать нужно 4-5 раз в день. Есть больше овощей и фруктов, меньше солёного, жирного, сладкого.
Питание должно быть умеренным. Умеренный в пище всегда здоров. Кроме того, правильное питание – это употребление полезных продуктов.
Завтрак должен быть довольно плотным, т.к. примерно четвёртую часть дневной нормы калорий мы должны съесть утром. В обед человек должен употребить половину суточной нормы калорий. А оставшаяся четвёртая часть калорий распределяется между полдником и ужином.
Завтрак. То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу.
Обед – второй и третий прием пищи в день. Как правило, на обед подается горячая пища.
Полдник: можно есть булочки, пить молоко.
Ужин: последняя еда, обычно после школы, перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.
- Какие продукты необходимы для полноценного питания? Какие из них полезны, а какие вредны?
Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Подумайте, какие продукты полезны, а какие вредны? Почему?
Изучите предложенный материал.
Рассмотрите список продуктов, распределите их на группы по полезности.
Своё мнение обоснуйте. Для доказательства используйте изученный материал.
Распределите данные продукты на две группы: полезные и неполезные.
Рыба, морковь, сухарики, яблоки, жирное мясо, кока-кола, гречневая каша, чеснок, мясо птицы, торт, молоко, чипсы, капуста, жевательные конфеты, сок, мороженое, мёд.
Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. Почему так говорят?
Овощи – кладовая здоровья. Почему так говорят?
Еда бывает разной: вкусная – невкусная, любимая – нелюбимая, полезная – неполезная. Но во всех продуктах есть витамины и минералы. Витамины получили свое название от латинского слова «Вита» - жизнь, т.е. они жизненно необходимы для человека.
Недостаток витаминов всегда дает о себе знать. Многие из нас в зимний и весенний период испытывают состояние, вызванное недостатком витаминов. Это быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи.
Важный путь улучшения обеспеченности организма витаминами – увеличение потребления овощей и фруктов.
Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как у человека, у каждого витамина есть свое имя. Каждый витамин играет в организме определённую роль.
Витамин А очень важен для зрения. Содержится в моркови, листовых овощах, молоке, яйцах, горохе, сливочном масле, облепихе.
Витамин В способствует хорошей работе сердца, отвечает за хорошее настроение. Встречается в ржаном хлебе, орехах, картофеле, фасоли, бобах, горохе.
Витамин Д укрепляет организм всего тела, необходим для развития костей и зубов. Встречается в рыбьем жире, яйцах, молоке, сливочном масле.
Витамин С укрепляет организм, оберегает от простуды, делает человека сильным, выносливым, сохраняет здоровыми дёсны и зубы. Встречается в лимонах, апельсинах, сладком перце, клюкве, капусте и луке.
Витамин Е защищает человека от стрессов. Содержится в печени, пророщенных зернах пшеницы, растительном масле, в яичном желтке, овсяной и гречневой крупе.
Другие источники: учебник «Окружающий мир», «Новая энциклопедия школьника».
Вопрос: Каковы правила здорового питания?
– Изучив материал, составьте памятку «Правила питания»
Как принимать пищу? Правильно и спокойно, в хорошей обстановке.
Перед каждым приемом пищи дети непременно должны мыть руки, за столом сидеть ровно, не класть локти на стол, жевать с закрытым ртом, не разговаривать.
Категорически запрещено заниматься чтением книг и прочими делами во время еды, так как при невнимании к еде вырабатывается мало желудочного сока.
Нельзя торопиться во время приема пищи. Пища должна тщательно пережевываться – пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно - кишечному тракту. Измельченная пища легче переваривается.
Не допускать переедания – с избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
Принимать пищу нужно в одно и то же время. Организм как машина "запоминает" часы приема пищи и заранее "готовит" все органы пищеварения к работе.
Кушать нужно 4-5 раз в день. Если ребенок, находясь в школе 5-6 часов, не принимает пищи, он делается менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляются слабость, тошнота, боли в животе).
Последний прием пищи должен быть не позднее 2-х часов до сна.
* Завтрак скушай сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу.
* Съеденное на ночь впрок не пойдёт.
* Чем сильнее пожуёшь, тем дольше проживёшь.
* Умеренность – лучший врач.
- Под правильным питанием можно понимать разнообразное, умеренное, своевременное (с соблюдением режима приёма пищи) питание. Это употребление полезных продуктов. Это правильное распределение пищи в течение дня.
– Да, не зря в народе говорят: «Не всё в рот, что око видит». Приходя в магазин, делайте правильный выбор.
Памятка «Правила питания»
Старайтесь есть разнообразную пищу.
Не ешьте много жареного, солёного, острого.
Не увлекайтесь сладостями.
Есть больше овощей и фруктов
Ешьте в одно и то же время.
Тщательно пережёвывайте пищу.
Не переедайте.
Ужинайте не меньше, чем за 2 часа до сна.
Обязательно завтракайте.
Мойте руки перед едой.
(При обсуждении памятка может дополняться, редактироваться.)
V. Подведение итогов.
– Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания. Сейчас я предлагаю вам кратко в одном предложении выразить самое главное, что вы взяли для себя на нашем классном часе.
Теперь я … (знаю, что… ; буду выполнять…; буду /не буду покупать… и т.д.)
– И в заключении я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а на лице играет улыбка. Поэтому я желаю вам: будьте здоровы!