СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час профориетационной направленности "Право на жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час способствует привлечению внимания к прблемам людей с ограниченными возможностями. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час профориетационной направленности "Право на жизнь"»

Классный чач профориентационной направленности «Право на лучшую жизнь»

Ожидаемые результаты:

По окончании занятия учащиеся смогут:

• сформулировать потребности людей со специальными потребностями;

• предложить идеи для интегрирования людей со специальными потребностями в общество;

• высказать свое отношение к людям со специальными потребностями.

Для занятия нужно:

• повязки для глаз (2-3 шт), 3-4 ленты (отрезки шнура) длиной больше метра для связывания рук, 2-3 повязки для ушей (наушники);

• набор материалов для конструирования башни (по числу групп):

10 листов бумаги (А4 или из тетради), сухой клей для бумаги или отрезок липкой ленты (1 м),

10 скрепок;

• карточки с информацией о людях со специальными потребностями (по одной карточке для ученика, учитель выбирает из предложенных материалов или составляет сам);

Введение в занятие:

В обществе есть люди, которые отличаются от большинства из нас. У  кого-то нет рук или ног, кто-то очень плохо видит, кто-то не может говорить и слышать. Как называют таких людей?

Ответы детей.

В чем нуждаются эти люди?

Ответы детей.

Начнем сегодняшнее занятие с эксперимента. Вы должны, работая в группе, сконструировать башню. Выиграют те, у кого она получится самой высокой, устойчивой и красивой.

В каждой группе будут по 2-3 человека, движения которых ограничены. У  кого-то будут завязаны глаза, у  кого-то рука или пальцы, кто-то не сможет слышать и говорить.

Разделились на группы по 6–7 человек и создаем искусственно ограничения (желанию): завязывает глаза или уши, связывает пальцы рук, заводит руку за спину и привязывает к поясу (можно использовать малярный скотч). Каждая группа получает набор материалов.

За 5 минут нужно сконструировать башню, которая должна быть высокой, устойчивой и красивой. Начинайте работать.

Обучающиеся приступают к постройке башни. Учитель наблюдает за работой (особенно внимательно за тем, как вовлечены в нее «инвалиды») и оповещает об оставшемся времени.

Представьте ваши башни.

Определяется самая высокая, устойчивая (можно подуть на башню) и красивая.

Помогите снять повязки вашим товарищам. Теперь обсудим полученный опыт. Первые вопросы тем, чьи возможности были ограничены:

  • Как вы себя ощущали? (уверенно или нет)

  • Как вы участвовали в строительстве башни? ( Активно или нет)

  • Получили ли вы поддержку от товарищей? В чем она выражалась?

Теперь вопросы для остальных членов группы:

  • Как вы себя ощущали, находясь рядом с теми, чьи возможности отличаются от ваших?

  • Они помогали или мешали вашей работе?

Вопросы для всех:

  • Как связана ситуация нашего эксперимента с жизнью?

  • Какие уроки можно извлечь из него? ( быть внимательными, давать таким людям уверенность в их нужности)

2. Основная часть.

Я хочу, чтобы вы познакомились с описанием людей, обладавших особыми потребностями, но сумевших реализовать себя в жизни (каждому ученику — описание одного человека). В течение 2-ух минут работаем с информацией и поделимся друг с другом. (приложение)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  • Что вы узнали о Бетховене? (после того, как оглох, начал создавать свои самые известные произведения)

  • Чего смог добиться Маресьев? (после ампутации обеих ног сел за штурвал самолёта и продолжил сражаться)

  • Кто такой Луи Брайль? (тифлопедагог, был слепым, разработал шрифт для слепых)

  • Как работал Стивен Хокинг? (парализованный после болезни физик , потеряв способность говорить, общался с помощью компьютера, управлял им одной сохранившей подвижность мимической мышцей, преподавал в Кембридже)

  • Как звали президента США, передвигавшегося в инвалидной коляске? (Франклин Рузвельт)

  • Кому слепота не помешала стать всемирно известным музыкантом? (Стиви Уандер)

  • Чем знаменит Эрик Вайхенмайер?( Незрячий альпинист покорил 7 самых высоких горных пиков мира, учитель в средней школе)

  • Что вы узнали о великом изобретателе Эдисоне? , родился с большой головой, до 12 лет не мог научиться читать,

  • Кто из миллионеров научился читать только в 21 год? Чарльз Шваб

  • Как Кристи Браун стал художником? Между пальцами ног

  • Чем отличалась Сара Бернар от других актрис? У неё была ампутирована нога

  • Чему пришлось научиться Хелен Келлер? (слепоглухонемая, освоила правильные движения губ и гортани, научилась говорить)

  • Что вы узнали о Лине По?(балерина, после парализации, паралича, потери зрения занялась лепкой и её работы находятся во многих музеях мира а также в Третьяковской галерее)

  • Был ли в реальной жизни Кристофер Рив суперменом? (парализованный нашёл себя в общественной деятельности

  • Кто играет в теннис, сидя в коляске? (Эстер Вергеер)

  • Чем известен Пабло Пинеда? (первый с синдромом Дауна пошёл в школу, окончил университет и стал учителем)

3. Обратная связь

- Как вы думаете, что позволило этим людям реализовать себя?

- Как вы думаете, почему многие другие люди с такими же характеристиками остаются без образования и работы, проводят свою жизнь в стенах квартиры или в специальных интернатах?

Оправданно ли говорить «люди с ограниченными возможностями здоровья», когда они имеют такие высокие достижения и приносят огромную пользу обществу? Может, это не они ограничены, а мы, поскольку иногда не видим, не слышим этих людей, закрываем наши сердца, души…

А что же мы можем сделать для людей со специальными потребностями? Вы должны были в своих группах поработать со списком профессий и составить профессиограммы для людей, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

(Представление группами профессиограмм)

- Спасибо! А теперь давайте наметим дальнейшую работу с вашими профессиограммами. (можно проработать учебные заведения нашего региона, которые могут предоставить возможность обучения таким людям)

- Какой выход можно наметить нашей работе? (познакомить с нашими наработками в реабилитационном центре , центре занятости)



УБРАТЬ РЕКЛАМНЫЙ БАННЕР

Приложение           

 Известные люди с ограниченными возможностями здоровья

Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — немецкий композитор. Будучи уже широко известным Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени он начинает создавать свои самые известные произведения.

Луи Брайль (1809–1852) — французский тифлопедагог. В трехлетнем возрасте Брайль поранил себе глаз ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз и он ослеп. В 1829 г. Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно-точечный шрифт для слепых — шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым.

Франклин Делано Рузвельт (1882–1945) — 32-й президент США (1933–1945). В 1921 г. Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

Алексей Маресьев (1916–2001) — легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 г. в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь — после. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Стивен Хокинг (1942) — английский физик-теоретик, астрофизик. В 1962 г. в результате болезни оказался парализован. После операции на горле в 1985 г. потерял способность говорить. Общается посредством единственной сохранившей подвижность мимической мышцы, с помощью которой он способен управлять курсором на экране монитора и складывать слова из букв. Специальное устройство, подключаемое к компьютеру, позволяет генерировать речь. Продолжает работать профессором Кембриджского университета.

Стиви Уандер (1950) — американский музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер. Потерял зрение в грудном возрасте. Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени, 25 раз получал премию «Грэмми».

Кристофер Рив (1952–2004) — американский актер театра и кино, режиссер, сценарист, общественный деятель. В 1978 г. получил мировую известность благодаря роли Супермена в одноименном фильме. В 1995 г. во время скачек упал с лошади, получил тяжелейшую травму и остался полностью парализованным. С тех пор он посвятил свою жизнь реабилитационной терапии и совместно с женой открыл центр по обучению парализованных навыкам самостоятельного существования. Несмотря на травму, Кристофер Рив до последних дней продолжал работать на телевидении, в кино и участвовать в общественной деятельности.

Эрик Вайхенмайер (1968) — первый в мире альпинист, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако он закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы. Кроме Эвереста, Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира. Совершил восхождение на Килиманджаро и Эльбрус.

Томас Эдисон (1847–1931) — великий изобретатель, автор более 1000 изобретений, среди которых электрическая лампа накаливания, фонограф (аппарат для звукозаписи и звуковоспроизведения) и кинокамера. Родился с большой головой (из-за воспаления), после перенесенной скарлатины начала прогрессировать глухота, до 12 лет не мог научиться читать.

Чарльз Шваб (1937) — американский предприниматель, мультимиллионер. Научился читать в 21 год и до настоящего времени предпочитает воспринимать книги на слух, а не читать их. Основал центр для детей с проблемами в развитии.

Кристи Браун (1932–1981) — ирландский художник и писатель. В течение многих лет не мог самостоятельно передвигаться и говорить. Врачи считали его умственно неполноценным. Однако мать продолжала с ним говорить и старалась его научить. В пять лет он отнял у своей сестры кусок мела левой ногой — единственной подчиняющейся ему конечности, — стал рисовать на полу. Мать учила его азбуке, и он старательно копировал каждую букву, зажав мел пальцами ног. В конечном итоге он научился говорить и читать.

Сара Бернар (1844–1923) — французская актриса. Многие выдающиеся деятели театра, например Константин Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1915 г. у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 г. Сара Бернар последний раз вышла на сцену, играла она сидя в кресле.

Хелен Келлер (1880–1968) — американская писательница, преподаватель и общественный деятель. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 г. с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 г. Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 г. окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона «Сотворившая чудо» (1959), экранизированной в 1962 г.

Лина По — псевдоним, который взяла Полина Михайловна Горенштейн (1899–1948), когда в 1918 г. стала выступать как балерина, танцовщица. В 1934 заболела энцефалитом, ее разбил паралич, она полностью потеряла зрение. После случившейся трагедии Лина По начала активно заниматься лепкой, и уже в 1937 г. ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 1939 г. Лину По приняли в Московский союз советских художников. В настоящее время единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур — в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

Пабло Пинеда (1975) — первый в Европе человек с синдромом Дауна, пошедший в школу. Первый закончивший университет и получивший диплом учителя. Сыграл роль студента с синдромом Дауна в фильме «Я тоже».

Эстер Вергеер (1981) — голландская теннисистска. Считается одной из величайших теннисисток-колясочниц в истории. Она прикована к кровати с девяти лет, когда в результате операции на спинном мозге у нее отнялись ноги. Эстер Вергеер — неоднократная победительница турниров Большого Шлема, семикратная чемпионка мира, четырехкратная олимпийская чемпионка. В Сиднее и Афинах она первенствовала как самостоятельно, так и в паре. В 2002 и 2008 гг. становилась лауреатом премии «Лучший спортсмен с ограниченными возможностями здоровья», вручаемой Мировой академией спорта «Лауреус».