СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: «Путешествие в космос»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Путешествие в космос»»

Классный час, посвященный «Дню космонавтики»

Тема: «Путешествие в космос»

Форма проведения: игра-путешествие, беседа

Форма организации: коллективная

Метод: рассказ-беседа, игра

Время: 35-40 минут

Класс: 3



Цели:

- Познакомить детей с планетами, расширить их знания о космосе, о первых космонавтах

 -Расширить кругозор детей, прививать любовь к познанию нового.

 -Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи


Задачи: 
Обучающая: познакомить с историей развития космонавтики, 
Развивающая: развить любознательность, мышление, речь, память, внимание. 
Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, гордость за свою страну. 


(слайд)Учитель: Какой праздник отмечается 12 апреля?                 

(слайд)Дети: День космонавтики.


Учитель: Этому событию и посвящено наш классный час

  Что такое космос? (слайд)
Дети: Космос – это Вселенная, весь мир. 

Учитель: Сегодня мы поговорим о значительном событии 21 века – первом полёте человека в космос и отправимся в путешествие по космосу. Мы узнаем с вами, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом. А также сегодня речь пойдёт о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.


(слайд)Учитель. Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам. Свершилось великое событие, впервые в истории человек осуществил полёт в космос. Нам выпала честь первым проникнуть в космос.

(слайд)Галактика, в которой находится наша планета, называется Млечный путь. В нашей галактике находится солнечная система, состоящая из центрального светила Солнца и девяти планет, одна из которых наша Земля. Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Земля – третья по удаленности от Солнца планета. Наша планета Земля движется вокруг Солнца. А вот так выглядит наша Солнечная система.

Учитель: Сегодня именно по ней мы отправимся в интересное путешествие, но для начала мы с вами узнаем немного истории о космосе.

       (слайд) Итак, 3 ноября 1957г. – запущен спутник с собакой Лайкой, снабженный всем необходимым для жизни. Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.


(слайд)Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Все они возвратились на Землю.

Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Скажите, а кто был первым человеком, полетевшим в космос? (ответы детей)

(слайд)Учитель: Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

Именно он открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут (1час и 68 минут) и совершил посадку в заданном районе. А за каждой минутой его полёта – поиск, упорная работа конструкторов, инженеров, рабочих всех специальностей. Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над Землёй.

Хорошая практическая и физическая подготовка позволили Юрию Гагарину войти в отряд

космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. Полёт Ю.А. Гагарина начался с его знаменитого: «Поехали!» Самое первое впечатление при виде Земли из космоса: «Красота – то какая!» От итогов первого полёта зависела дальнейшая программа. Волновались учёные, конструкторы, инженеры, механики, связисты.

  Учитель:12 апреля ежегодно, начиная с 1969 года, отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. С тех пор прошло 57 лет, но люди всей планеты знают и помнят имена отважных людей, которые испытали на себе все тяжести неземной жизни и сделали космонавтику профессией.

- Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать юноша, который решил стать космонавтом? 

Дети: смелость, трудолюбие…


Учитель: А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия? (выслушиваются ответы детей)

- Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины – космонавта известно всему миру. А вы знаете как ее зовут?

Ответы детей.

Учитель: Это Валентина Николаевна Терешкова (слайд).

Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6". Ее космический позывной «Чайка» 48 раз облетел вокруг планеты, а общая продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут. А также в космосе побывали, и другие женщины — это Светлана Савицкая, Елена Кондакова

Вот мы с вами узнали немного о космосе, и о людях, которые связаны с ним, а теперь пришло время отправиться в путешествие по планетам нашей галактики.

(слайд)Учитель: Ребята, а вы хотите побывать в космосе?

Дети: Да

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в космический тур. 

А на чем мы с вами отправимся в это путешествие?

Дети: на ракете

Но чтобы нам отправиться на ракете, нам нужно для начала ее собрать! Давайте разделимся на 2 команды, выберем командира и названия каждой команде. И каждая команда соберёт себе ракету. Мы с вами будем путешествовать по планетам солнечной системы, и за каждое правильно выполненное задание, команда получит жетон.

Итак, нам нужно СОБРАТЬ РАКЕТУ 
Командам выдаются разрезанные ракеты. Задача – собрать ракету.

-Ребята, а какие вы можете назвать планеты? Ответы детей
-Молодцы! А прежде чем отправиться в путь, я вам расскажу интересные факты. 
Комета – небольшое космическое тело изо льда и камней. 
Плутон – самая мелкая и наиболее удалённая от Солнца планета. Это единственная не исследованная планета. 
- Так как ракеты наши готовы.

Для того, чтобы мы в космосе ни в чем не нуждались, мы должны выбрать, что мы можем взять с собой в космос. Игра-эстафета «Что возьмем с собой в космос».

На полу разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с борщом, будильник, колбаса.

В ходе эстафеты каждый игрок должен взять по одной картинке с изображением того, что космонавт на самом деле может взять с собой на космический корабль.

Замечательно, теперь можем отправляться в путь.



(слайд)Первая планета, которая встретиться на нашем пути это Меркурий.

Эта планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время —  -170 градусов.

Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. 

На этой планете приготовили нам письмо, расшифровав которое мы полетим дальше.

РАСШИФРОВАТЬ ПИСЬМО. 
каждой команде я выдам по конверту, в котором это письмо, вы должны расшифровать его и узнать что же там написано. Кто справится быстрее, то и победил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 
а б в г д е ж з и к л м н о п 
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 
р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

15 14 12 14 4 9 18 6! 19 13 1 17 10 1 18 1 17 18 16 14 20 1! 13 1 24 1 17 18 6 16 14 9 5 19 15 1 11 13 1 15 11 1 13 6 18 19 13 6 15 18 19 13! 
ПОМОГИТЕ! У НАС КАТАСТРОФА! НАШ АСТЕРОИД УПАЛ НА ПЛАНЕТУ Нептун! 
- Как сказано в письме, нам нужно помочь людям, чья ракета находится возле Нептуна

(слайд) А чтобы попасть на планету Нептун, нам надо проделать вот такой путь (показано на карте).

-Вы готовы проделать такой путь? (Да) 
-Летим дальше. 

(слайд)Следующая планета, которая встретилась на нашем пути это Венера. А чтобы нам хватило топлива долететь до Нептуна, мы с вами должны выполнять задания, которые нам приготовили планеты.


Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год — 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. Спутник у Венеры отсутствует.

Конкурс «Космический словарь».

На парке каждой команды лежат чистые листы бумаги. На каждом из них сверху надпись «Космический словарь».

Я предлагаю командирам каждой команды выйти к доске и написать слова, имеющие отношение к полету. Если командир затрудняется и у него совсем нет никаких вариантов, то он может обратиться к команде 1 раз. Например,: спутник, скафандр, космодром, луноход, ракета и т. д. Время игры 3-5 минут. Выигрывает команда, написавшая больше и правильнее слова.

Молодцы! Хорошо справились с этим заданием!

(слайд)Теперь держим путь на Землю.

Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.

Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год — 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.

Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна.

Это планета, ребята, на которой вам придётся разгадать загадки, связанные с небом, космическими телами и даже воздушным транспортом. Будьте внимательны! Участник какой команды поднимет руку первым, того спрошу. Если его ответ неверный, спрашиваю следующего ученика, поднявшего руку. Ответы не выкрикиваем.

Загадки

1.Чудо – птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд.(Ракета)

2.Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу.(Вертолет)

3.Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился …(Парашют)

4.У бабушки над избушкой

Висит небо краюшка

Собаки лают, достать не могут.(Месяц)

5.Синенькая шуба

Покрыла весь мир.(Небо)

6.Ясными ночками

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать – Луна

А дочурки …(Звезды)

У.: Молодцы! Отгадали все - все загадки! В наших ракетах прибавилось топлива и мы можем продолжить путь!Полетели!

(слайд)Следующая планета на нашем пути — это Марс.

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности. Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного - 687 суток.

У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.

На этой планете, ребята, почему-то разбросаны разноцветные звезды. Их кто то разбросал и забыл собрать, поэтому, чтобы мы смогли долететь до Нептуна и спасти эту планету, нам нужно обязательно собрать эти звезды. Игра «Кто быстрее соберет звезды»

Мне нужны 3 человека: по одному от каждой команды (выходят 3 человека). Вот видите сколько звезд. Давайте их соберём. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды, для 1-го ряда красные, для 2-го – желтые, для 3-го синие). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем сколько звезд вы насобирали. Команда-победитель (тот, у кого больше оказалось звезд) получает ещё жетон. А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что у нас ещё есть планеты, на которых можно получить заветный жетон.

Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.

Итак, летим дальше. Кто догадался какая планеты следующая? Это Сатурн.

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки — 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Это последняя планета, которую мы с вами должны посетить, чтобы добраться до планеты Нептун. Нам нужно хорошо постараться, чтобы быстрее долететь до Нептуна.

Итак, Перевёртыши.

Задача команды составить слова.

Командам раздаются карточки со словами.

Слова перевёртыши:

СОСОМК - космос

АНАФКСДР - скафандр

ИДОНАМУГ - гуманоид

АТИОРБ - орбита

ОНАВТКОСМ - космонавт

ЦЕОЛСН - солнце

Молодцы! Здорово! Мы долетели до планеты Нептун! Мы с вами прямо как настоящие космонавты, выполнили все задания и достигли поставленной цели!

Вот мы на планете Нептун.

Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час. 

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой. Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

Но чтобы нам спасти планету от астероида, мы должны выполнить задание!

Игра «Летает/ не летает»

Если я называю слово, которое обозначает летающий объект – топаете 2 раза. Не летающий – хлопаете в ладоши 2 раза. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать. Встаём.

- Самолет летает? … Летает.

- Стол летает? … Не летает.

- Козел летает? … Не летает.

- Орел летает? … Летает.

- Пулемет летает? … Не летает.

- Вертолет летает? … Летает.

- Ласточка летает? … Летает.

- Бегемот летает? … Не летает.

- Воробей летает? … Летает.

- Цыпленок летает? … Не летает.

замечательно! Вы знаете, что летает, а что не летает.

Все вы отважные герои, готовые прийти на помощь! А теперь давайте подведем итоги нашего путешествия и выясним кто оказался ловчее и быстрее! Поздравляем команду …… А также, я хочу вручить каждой команде грамоты за внимательность, активность и сплоченность.

Вот и закончилось наше с вами путешествие! И мы снова оказались в нашем классе! Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? Много нового узнали? И мне понравилось путешествовать с вами! Спасибо за внимание!