СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Путешествие в храм муз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

                                                                                                                                                                                          

                                                                                          

                                                                                                  Возраст: 9-10 лет

                                                                                 Автор: Ожерельева Луиза Хайдаровна,                            учитель начальных классов,

                 1 квалификационная категория.                              Возраст: 9-10 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Новый Порт

2014г.

Цель: познакомить с музеями окружного центра, возбудить интерес к музею как к культурно-историческому центру, развивать познавательные и творческие способности учащихся, показать связь прошлого и настоящего, воспитывать гордость и любовь к Родине, к своему краю, расширять кругозор учащихся, развивать речь.

Форма: заочное путешествие по музеям округа.

Оборудование: карта ЯНАО ( на ней флажками отмечены города, где находятся музеи, о которых будут рассказывать наши «путешественники»), словарные слова: музей, рукопись, экспонаты археологические, этнографические, экспозиция, параллель, Полярный круг, фестиваль «Интер-музей», музей-квартира,

 эпиграф: «Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М.Горький.

 

1. Подготовительная работа.

Необходимо заранее подготовить учеников к классному часу, познакомить с музеями заочно, подготовить ребят к восприятию музея, музейных экспозиций, экспонатов, пробудить интерес к памятникам истории и культуры, хранящимся в музее.

Сообщается тема предстоящего путешествия, класс делится на микрогруппы – «любознательных путешественников», которые «побывали» в разных городах, видели много интересного и удивительного и, в том числе и замечательные музеи.

Каждой группе «путешественников» предлагается рассказать об одном из музеев.

Рассказ должен быть ярким, эмоциональным, сопровождаться иллюстрациями, рисунками, музыкой.

Время выступления каждой группы «любознательных путешественников» 5-6 минут.

 

2. Содержание классного часа.

Вступительное слово учителя:

                                               Жизнь человека

                                                шагает

                                              со временем в ногу:

                                            то мчится стремглав,

                                                то тянется вязко…

                                                  Жизнь человека

                                                    соединяет

                                              прошлое с будущим

                                                радугой разума,

                                               кольцом горизонта.

                                                                                                                                       Л. Лапцуй.

Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир музеев. Музеи – это хранилища историко-культурного наследия.

 Они есть почти во всех странах, а у нас в России музеи есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в каждом областном, окружном и районном центре.

В переводе с древнегреческого музей, или «мусейон» означает «храм муз». В честь девяти муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Аполлона – покровителя искусств, древние греки создавали свои «мусейоны», в которых можно было увидеть великолепные мраморные статуи, изящные произведения изобразительного и  ювелирного искусства.

Посещая их, люди восхищались представленными там изумительными творениями прославленных мастеров и художников: каменными стелами с изображением героев, статуями муз и их жертвенниками, украшениями, вазами и многим другим. Создатели музеев бережно сохраняли всё это великолепие не только для современников, но и для своих потомков.

Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, сюда собирались на учёные диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собрано всё ценное, что создано человечеством за его многовековую историю.

Музей называют исторической памятью народа. Здесь мы можем увидеть изделия талантливых мастеров прошлого, вызывающие гордость потомков: украшения, посуду, игрушки, музыкальные инструменты, одежду. В залах музея находятся рукописи, письма, дневники, фотографии, награды, предметы быта выдающихся людей, чья жизнь и деятельность были отданы служению Отечеству, науке или искусству.

 

3. Выступления «любознательных путешественников» с рассказами о музеях:

 

1 ученик:

Одним из культурных центров г. Салехарда является «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С.Шемановского», который был создан в 2002 году. Это место проведения самых разнообразных художественных выставок, конференций, встреч всероссийского и международного значения. Коллекция музейных фондов насчитывает более 40 тысяч экспонатов (археологических, исторических и этнографических), произведения современной живописи и прикладного искусства.

В музее девять залов, которые ипользуются для тематических экскурсий, праздников, различных встреч с интересными людьми.

Ямало-Ненецкому окружному музейно-выставочному комплексу имени И.С. Шемановского за выставку «Хранительница очага», рассказывающую о жизни женщины в тундре был вручён диплом «За лучшую экспозицию на фестивале» (Всероссийский фестиваль музеев «Интермузей»).

 

 

2 ученик:

«Ямал – земной космос» - так называлась необычная экспозиция, представленная музейно-выставочным комплексом имени И.С.Шемановского в 2003 году.

Главная идея данной выставки выражалась в создании некой параллели между Ямалом и космосом, между Полярным кругом и земной орбитой, между малицей и скафандром космонавта, между чумом и космическим кораблём.

Экспозиция заставила задуматься и по-новому взглянуть на маленькую часть планеты, именуемую Ямалом.

При подведении итогов конкурса музейно-выставочному комплексу имени И.С.Шемановского был вручён диплом «За лучшую экспозицию на фестивале».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ученик: «Находка века».

 

В столицу Ямала (г. Салехард) 25 мая 2007 года привезена уникальная находка – тело хорошо сохранившегося мамонтёнка. Пятидесятикилограммовый «малыш» доставлен в Ямало-Ненецкий окружной Музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского из посёлка Новый Порт, где он хранился некоторое время в подземном морозильнике.

В музее прародитель слонов размещён в морозильной камере, где поддерживается постоянная температура около минус семи градусов.

Мамонтёнок был найден оленеводом Юрием  Худи на излучине реки Юрибей, что в Ямальском районе. Оленевод, обнаруживший вытаявшую тушу, добрался до райцентра района – посёлка Яр-Сале, где сообщил о находке директору районного музея Геннадию Зайцеву.

Специалисты музейно-выставочного комплекса им. И.С.Шемановского организовали экспедицию с целью обследования места находки и транспортировки мамонтёнка с берега реки.

Мамонтёнка назвали «Любой», вес её – 50 кг, а рост – 90 см, она пролежала в вечной мерзлоте 37 тысяч лет.

Мамонтёнок – это уникальная и самая полная находка во всём мире, по своей сохранности она гораздо лучше своих предшественников: у мамонтёнка хорошо сохранился хобот, глаза, на теле – остатки шерсти. Возраст животного, по оценке специалистов, около года или чуть меньше, размеры 90 на 130 сантиметров. Погиб мамонтёнок более десяти тысяч лет назад.

Ранее самым знаменитым считался детёныш мамонта, найденный в 1998 году в 25 километрах от устья реки Юрибетеяха на полуострове Ямал. Мамонтёнку Маше, как установили специалисты, было не более четырёх месяцев, и питался он ещё только молоком матери.

Также известен мамонтёнок Дима, найденный в Якутии. Оба детёныша хранятся в Санкт-Петербургском зоологическом музее.

Муляж мамонтёнка Маши, сделанный в Японии и представляющий собой её точную копию, хранится в Музейно-выставочном комплексе. Теперь фонды главного ямальского музея пополнятся новым экспонатом – найденный мамонтёнок будет храниться здесь.

По свидетельству Юрия  Худи, выше по течению, в трёхстах метрах от найденного мамонтёнка, им обнаружен торчащий из земли большой бивень.

Так что вполне вероятны новые сенсационные находки.

 

4 ученик: (2-я группа)

Экспозиция музейно-выставочного комплекса имени И.С.Шемановского получила множество добрых и восторженных откликов от посетителей.

В городе Салехарде также действует «Музей-квартира» поэта Леонида Васильевича Лапцуя. Заведующая музеем Елена Григорьевна Сусой, жена поэта, кандидат педагогических наук.

 

Сусой Елена Григорьевна

 

5 ученик: (2-я группа)

В районном центре с. Яр Сале тоже есть музей. Основателем и директором Ямальского районного музея является Геннадий Сергеевич Зайцев. Музей создан в 1991 году. Среди экспонатов музея – чум (жилище ненцев), бытовые вещи коренных жителей, национальная одежда, детские ненецкие игрушки и др.

 

 

 

Экспозиция Ярсалинского музея.

 

6 ученик: (2-я группа) В п.Аксарка  - районный краеведческий музей. В музее находится 6300 основных и вспомогательных фондов. Функционируют пять постоянно действующих залов: «Заложники политической системы», «Этнография», «Промыслы», «Флора и фауна» и «Зал боевой славы». В 2007 году музей участвовал в окружном музейном фестивале и занял 1 место в номинации «Грани традиции»

 

Краеведческий музей в п.Аксарка.(один из залов)

 

 

 

7 ученик: (2-я группа)

В нашей Новопортовской школе учитель ОБЖ  Рыжков Валерий Петрович начал работу по созданию краеведческого музея.

Учитель: Какие ещё музеи вы можете назвать?

Ученик:

Новоуренгойский музей, Ноябрьский музей, Надымский музей, Губкинский музей, Шурышкарский районный историко-краеведческий комплекс в с.Мужи, краеведческий музей в п.Овгорт и т. д.

4. Итог урока:

Учитель:                

                                 На волнах времени плывёт душа –

                                 То в прошлое, то в будущее глянет…

                                 А память людей не умеет стареть –

                                 Ей вечная юность дана.

                                                                            Л.Лапцуй.

1. Что нового, интересного вы узнали?

2. А какие музеи вы можете назвать в других городах?

(Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Кунсткамера в Санкт-Петербурге,

 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина,

Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и т. д.)

3. Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом занятии в дальнейшей жизни?

4. Закончи предложение:

Сегодня на уроке было интересно…

5. Рефлексия.

Оцени урок: «Светофор».

(Выбери цвет, оценив наше занятие: зелёный – побольше таких дел; жёлтый – понравилось, но не всё; зелёный – поучительно; красный – скучно, не понравилось).