Классный час "Россия – Родина моя" 3 класс
Учитель: Бабицина А.В.
Цели:
способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
воспитание любви к месту, где ты родился.
Задачи:
усиление патриотических качеств личности;
расширение кругозора учащихся;
повышение интереса к истории Отечества;
развитие эмоциональной сферы;
развитие памяти, речи учащихся;
привитие чувства любви к своей Родине;
воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование:
Ход классного часа
Учитель: -Добрый день, ребята!
- Ссегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить.
(Звучит клип «У моей России»)
- Кто догадался, о чём у нас сегодня пойдет разговор? ( О России.)
Учитель: «Россия - Родина моя» так называется наше мероприятие.
- Разгадайте ребус.
(Родина)
- Что значит РОДИНА для человека?
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами. И маленькая деревушка в одну улицу. Родина – это наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
- Послушайте стихотворение Васильева «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.
-Ребята, почему мы все любим свою Родину?
-Правильно, потому что здесь мы родились, здесь говорят на родном нам языке, и всё здесь для нас любимое, знакомое, родное.
Учитель: - Ребята, а как называется наша большая Родина, страна, в которой мы живём? (Россия)
- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.
- Россия или Российская Федерация.
Учитель: - Посмотрите на карту. (Учитель показывает на карте Россию)
Ни одно государство не имеет такой большой территории, как наша страна Россия. Она такая большая, что если мы захотим пересечь её с запада на восток, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
- Велика наша страна, необъятны её просторы. Нашу Родину можно назвать по-другому:
Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…
- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Наше отечество.
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе? (Одна у человека мать – одна у него Родина.)
- Любовь человека к Родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках: (читают дети)
Жить – Родине служить.
В гостях хорошо, а дома лучше.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Человек без Родины – соловей без песни.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Учитель: - А сейчас попробуйте отгадать, как называется город, о котором я начну вам рассказывать: «Есть в нашей стране город, который каждый человек может назвать своим городом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде стремятся в этот город люди, чтобы побывать в его музеях, театрах, Кремле. Это самый главный город России. Это …(Москва).
- Каким другим словом можно заменить слова «главный город»? (Столица)
Москва – столица России
- Есть на свете город всем нам дорогой, башнями резными встал он над рекой.
- Москва- главный город России, столица нашей Родины. В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»
- Москва входит в число крупнейших городов мира. Это культурный и промышленный город. Здесь находится правительство нашей страны.
- Символом столицы нашего с вами государства является Кремль, Красная площадь.
- А кто из вас был в Москве или знаком с её достопримечательностями по книгам, журналам, газетам, открыткам? (Дети рассказывают)
-А как называется наш областной город? Курган)
-Город Курган – это маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России.
- Как называется наше село, где мы живём? (Шатрово)
- Как называют людей, которые живут в России? (россияне)
- Как вы думаете, а много ли народа населяет нашу огромную страну?
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2022году, население России составляет более 145 миллионов человек.
- Россия или Российская Федерация многонациональная страна. Здесь живут русские, башкиры, удмурты, эвенки, якуты, чукчи и многие другие.
Мы все живём дружно. Мы любим свою большую Родину.
- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
- Выставка книг о Родине.
Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине. (Ученики читают стихи.)
3 кл. Необъятная страна.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Физминутка (учащиеся сопровождают слова движениями)
В нашей стране горы высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы – ребята вот такие!
СИМВОЛИКА РФ
- Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
- Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее.
Каждый гражданин должен знать символы своей страны, должен уважать и любить свою Родину!
- Важный символ нашего государства – флаг.
- А как выглядит Государственный флаг России?
- Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.
Белый означает мир и чистоту совести,
синий – небо, верность и правду,
красный – огонь и отвагу.
- Где можно увидеть государственный флаг?
- Государственный флаг РФ поднимается во время торжественных мероприятий и приспускается во время траурных церемоний.
- Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах.
Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.
- День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
- Ещё один важный символ нашего государства – герб.
- Герб- это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. Слово «герб» означает «наследство». В нём отражена история.
Перед вами Государственный герб России.
На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой он сжимает скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава – это золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим три короны.
В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство и независимость России.
-Что напоминают нам орёл и его широко расставленные крылья? (солнце и его лучи)
На груди орла помещён Герб Москвы – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогало ему победить змея. Змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
- Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- Одним из главных символов России является Государственный гимн.
- А что вы знаете о гимне Российской Федерации?
- Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Слова гимна отражают историю страны.
Автор музыки гимна России – композитор А.Александров.
Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков.
- Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
- Слушают и исполняют его стоя, а мужчины снимают головные уборы.
- Если одновременно поднимается Государственный флаг РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
- Что должны делать люди во время исполнения Государственного гимна?
- Давайте и мы встанем и послушаем один куплет этой торжественной песни.
(Звучит гимн РФ)
- Главой нашего государства является президент. Кто сейчас возглавляет нашу страну?
(Президент Владимир Владимирович Путин)
- Наша Родина – Россия! Мы – граждане России!
- Итак, ребята, назовите государственные символы нашей страны.
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
- А какое дерево – символ России? (Берёза)
Отгадайте загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Россия – страна берёз)
- Известно, что ни в какой стране мира нет такого изобилия берёз, как у нас. Со времён глубокой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки. Они и в песнях, и в загадках, и в стихах.
Давайте послушаем стихи русских поэтов о берёзе. (Читают ученики)
«Берёзка» А. Прокофьев (3 кл.)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,То грустную, плакучую
Люблю берёзку русскую
- Молодцы! Вот сколько стихов сложено о белоствольной красавице. И не зря!
Берестяные грамоты
В древности, когда пергамент стоил очень дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли много узнать о жизни наших предков.
Берёзовый сок.
Его дают космонавтам после полёта. Сок восстанавливает силы и выводит радиацию. Чтобы дерево не обессилило с каждого дерева собирали не более одного литра соку.
Лекарства
Целительным считался и настой из листьев берёзы.
Дегтярное мыло обладает чудесными лечебными свойствами.
Помогает при угревой сыпи, воспалениях, высыпаниях.
Дома.
- Берёза считалась деревом, дающим энергию. На Руси никогда не строили дома, где росли берёзы. Хорошо посадить берёзку рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания сил зла, для защиты от молнии.
Берёза воинам.
- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Русские девушки очень любили водить хороводы вокруг берёзы.
- Продолжаем говорить о негосударственных символах России.
Загадка. Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашки)
- Ромашка, как и берёза, символ русской природы. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда.
- А ещё ромашки похожи на удивлённые глаза.
Цветёт ромашка с апреля до сентября.
Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”
Берегите Россию.
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой! (К.Синицын)
- Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь.
- Подведение итогов.
- Ребята! Понравилась вам наше мероприятие?
Что нового узнали о нашей стране?
О чём расскажете дома?
Вручение подарков