Классный час «С чего начинается Родина».
Классный руководитель – Колесникова А. Н.
Цели и задачи:
поиск, изучение и систематизация документальных материалов об истории первой коммуны «Сеятель» на юге России;
расширение знаний об истории родного посёлка;
воспитание любви к родному краю, его людям и истории.
Форма проведения: презентация исследовательской работы ученицы 11 класса Колесниковой Аксиньи с использованием слайдов на компьютере, видеороликов об истории посёлка, интервью с ветеранами труда.
Проблемные вопросы:
Как возник наш посёлок?
Кто стоял у истоков возникновения посёлка?
Почему наш посёлок получил название «Сеятель»?
Как развивался наш посёлок с момента образования и до сегодняшних дней?
Где можно взять информацию об истории посёлка «Сеятель»?
Методы исследования:
поиск, изучение материалов архива школьного музея, личной коллекции документов, фото- и видеоматериала о родном посёлке;
встречи и консультации со старожилами посёлка и взрослыми членами семьи;
просмотр видеоматериала, фотоматериала из архива прямого потомка коммунаров - ветерана труда Тархала Матвея Матвеевича, ветерана труда Иванчи Екатерины Ивановны, семьи бывшего бригадира колхоза Шматова И. И., видеоролика «Сеятель-Сиэтл. Поселок американских колонистов» из передачи «Новости» на НТВ, хранящегося в школьном архиве;
фотосъёмка.
План проведения мероприятия.
I. Вступительное слово учителя. Почти у каждого человека есть свой любимый город или посёлок. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени. Малой родиной называют то место, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили. У каждого любовь к малой родине проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.
Скоро нашему родному посёлку Сеятель исполнится 90 лет со дня образования, а значит, и для нас это праздник. Для нас Родтна начинается с маленького посёлка Сеятель. Сегодняшний наш классный час будет экскурсией в прошлое, в глубь истории возникновения посёлка. А экскурсоводом выступит ученица 11 класса Колесникова Аксинья, которая подготовила исследовательскую работу «Коммуна №1 на юге России». По ходу её выступления будут показаны слайды с фотографиями об истории нашего посёлка.
2. Выступление ученицы: 90 лет назад в Сальских ковыльных степях в октябре 1922 году после призыва В. И. Ленина создавать сельскохозяйственные коммуны, организовалась коммуна «Сеятель», (это — третья коммуна в России и первая на юге России после призыва В. И. Ленина). Когда-то здесь гуляли табуны помещиков-коннозаводчиков.
Участники коммуны приплыли из Нью-Йорка, Финляндии на пароходе. Группа американских рабочих прибыла из города Сиэтл. На первом собрании эта группа дала созвучное название коммуне - «Сеятель». Сиэ́тл - крупнейший город на северо-западе США и в штате Вашингтон в частности, крупный морской порт. Город в Америке назван в честь вождя по имени Сиатль.
88 коммунаров 11 национальностей привезли с собой 3 колёсных трактора, 1 гусеничный, одну автомашину и немного сельхозинвентаря. Советская власть помогла развить и укрепить хозяйство, снабжая на первых порах техникой, скотом, стройматериалами. Коммуна стала расти и крепнуть. В неё влилось много местного населения, которое впоследствии стало преобладать. Первым председателем совета коммунаров был финн Карл Маттило, с 1923 по 1940 годы его возглавлял латыш Виктор Иванович Саулит. Он прошёл суровую школу жизни. Членом партии большевиков Саулит был с 1919 года. В Америке он работал рабочим-металлистом, знал 4 языка, что помогало ему общаться с коммунарами.
В Уставе коммуны было записано: «Мы объединяемся на равных правах, чтобы трудиться для пользы рабоче-крестьянского государства…». Коммунары свято верили в идею коммунистического созидательного труда, и все годы существования коммуны её девизом были слова: «Где нет труда – сады там не цветут, где нет любви к труду, там мир – пустыня».
Не сразу, постепенно отстраивалась и крепла молодая коммуна. С каждым годом плодородная земля одаривала тружеников хорошим урожаем. Стало развиваться животноводство, свиноводство, уже началось строительство Верхнего хутора, ныне Сеятель Северный. А изначально посёлок зародился возле реки Егорлык. Это место потом стало называться Нижним хутором, а сейчас Сеятель Южный.
В 30-е годы коммуна становится колхозом им. Сталина.
В годы оккупации в период Великой Отечественной войны В. И. Саулит был расстрелян в Сальске возле кирпичного завода, где сейчас находится памятник жертвам фашизма. Председателем колхоза становится Зимовец Серафим Никитович, а после войны – Чеховской Александр Павлович. Военные и первые послевоенные годы были очень трудными. Многие односельчане погибли на фронте. Вся тяжесть сельхозработ и по восстановлению хозяйства пала на плечи женщин. Немало молодых колхозниц освоило мужские профессии: тракториста, шофёра. Стали прибывать в колхоз демобилизованные из армии молодые фронтовики, среди них Белковский М., Ивлев А., Шматов. И. И., Молодцов Г., Иванча. Жизнь постепенно налаживалась.
В 60-70 годы в колхозе председательствовал М. М. Мамонов. После него эстафету принял И. С. Сопельняк. Бессменным парторгом в эти годы был В. В. Колесников. Колхоз, а он уже назывался колхозом им. XXII партсъезда, процветал. Слава о нём гремела по всей стране и далеко за её пределами. Бывали в хозяйстве многочисленные гости – делегации из Америки, Англии, Японии, Финляндии, Индии, Румынии, Чехословакии, Монголии, ГДР, Югославии, Польши. Посещали наш колхоз и гости из разных уголков нашей Родины. Приезжали к нам известные в нашей области писатели А. Калинин, В. Закруткин.
Бригадиры двух соревнующихся полеводческих бригад Василий Гаврилович Моисеев и Иван Иванович Шматов задавали тон в работе земледельцев. Многие передовики получали награды, призы и премии за свой нелёгкий, но столь важный труд.
Особую известность принесло хозяйству развитие виноградарства и садоводства, у истоков развития этих отраслей стоял Шульга Тихон Григорьевич. За свой труд он и его соратники были награждены почётным званием Герои Социалистического Труда.
МТФ, СТФ, птицефабрика, конюшня, кирпичный завод, пекарня, маслоцех, мельница, колбасный цех, коптильня, винзавод – всё приносило доход колхозу и его труженикам. Об этом писали регулярно в районной газете «Сальская степь». Кипела жизнь в колхозе. Не только трудиться умели наши односельчане, но и отдыхать. Охотно молодежь принимала участие в художественной самодеятельности, сначала в старом здании клуба, а потом и в новом Дворце культуры. На самом высоком уровне была спортивная жизнь в посёлке. Большой колхозный стадион и спортзал в ДК часто были центром спортивных баталий между командами разных отраслей и приезжающих из других колхозов соперников.
Наша сельская школа тоже прошла славный путь с момента своего образования и до сегодняшнего дня. Нынешнее здание было построено в декабре 1965 года. Скоро школа отметит 50 –летний юбилей.
Об истории нашего посёлка написано немало книг. Это «Американская коммуна «Сеятель» Тадеуша П. Я. - М.; Л., 1930; «Глубокие корни» М. Мамонова, 1968 г.; «Пионер социалистического земледелия» М. Ильина, П. Смирнова, 1947 г.; «Преображённая степь» Н. Гончарова, Л. Родионовой, 1968 г.
Об организации коммуны группой американцев, приехавших в СССР в 1932 году, режиссёром Владимиром Брауном был создан художественный фильм «Парень с берегов Миссури» по сценарию Андрея Михайловскиого с оператором Владимиром Данашевским на студии Ленсоюзкино. В фильме снимались популярные в те годы актёры Николай Симонов, Татьяна Окова, Ксения Москаленко.
К сожалению, погиб музей трудовой и боевой славы колхоза, созданный по инициативе тогдашнего парторга Колесникова В. В. (моего дедушки).
И теперь только в кабинете истории нашей школы хранится материал об истории нашего посёлка, который используется на уроках и внеклассных мероприятиях.
Грустно смотреть сегодня на некогда процветавшее хозяйство. Поросли быльём, в буквальном смысле, места трудовой славы. Не осталось ни одной отрасли былого производства.
Поменялся политический и социальный уклад государства, изменилась и жизнь в посёлке. Неужели угасла звезда «Сеятеля»? Нет, мы ещё живы, и жизнь продолжается. Рождаются и растут дети – нынешние сеятельцы. Им созидать новую жизнь. И, может быть, именно они возродят девиз коммунаров: «Где нет труда – сады там не цветут, где нет любви к труду, там мир – пустыня».
3. Учитель. Незадолго до нашего классного час мы ходили на встречу с ветераном труда Ианчой Екатериной Ивановной, брали у неё интервью. Она рассказала нам о своём детстве, её родители были одними из тех люде, кто стоял у истоков образования коммуны. Я предоставляю слово Жиляевой Арине , чтобы она рассказала об этой встрече.
4. Ученица рассказывает о встрече с Иванчой Е. И. и попутно показывает слайды.
5. В нашем классе учится Вихрова Карина, чей прадедушка долгие годы был бригадиром в нашем хозяйстве. Она и её бабушка Вихрова А. И., ваша первая учительница, собрали материал об этом замечательном человеке и сейчас Карина покажет нам презентацию и расскажет о своём дедушке.
6. Рассказ Вихровой К. О Шматове И, И.
7. Учитель. О нашем прославленном посёлке писали в газетах и журналах, даже показывали по телевизору. В архиве нашей школы хранится видеоролик из новостей НТВ. Давайте просмотрим его. (Просмотр видеоролика)
8. Учитель . Об истории нашего посёлка не раз рассказывал и ветеран труда Тархала М. М., частый гость наших классных часов, последний прямой потомок коммунаров, приехавших из Финляндии. Он любезно предоставил нам видеофильм, снятый финскими гостями, об истории посёлка, когда живы были ещё родители Матвея Матвеевича, многие коммунары - основатели посёлка. (Просмотр кадров из в/ф).
9. Сегодня у нас присутствуют гости - наши учителя, которые тоже принимали активное участие в жизни нашего посёлка, помнят тех, кто строил и поднимал наш колхоз. Слово предоставляется им.
10. Выступление гостей.
11. Учитель. Ну, вот, ребята, и подошла к концу наша заочная экскурсия в прошлое. Вы - наше будущее, именно вам предстоит беречь и приумножать ценности и достопримечательности нашего родного и любимого посёлка. Помните, что для нас Родина начинается здесь, в посёлке Сеятель.