Классный час
Тема: «Сделай мир добрее!»
Ход работы: 1. Объявление темы. -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его со знакомого вам мультфильма (песня кота Леопольда «Если добрый ты»)
-Ребята,о каком человеке поет Леопольд ?
-Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня разговор? Да, доброте. Слайд 1.
-С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта? (Выслушиваются ответы детей)
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.
- Не случайно мы будем говорить о доброте именно в эти дни. Слайд 2.
- Говорят, что доброта бывает нескольких видов. Слайд 3.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит cлабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
2. Работа с термином.
-Где мы можем найти точное определение слова Доброта? Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
Доброта - это отзывчивость ,душевное расположение к людям ,стремление делать добро другим. Слайд 4.
Притча – это рассказ с нравоучением.
Притча о Добре и Зле Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
– Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, трудно ли быть добрым?
Дети читают стихи.
ученик.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от света.
Доброта не пряник, не конфета.
2 ученик.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3 ученик.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
4 ученик.
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
- Доброта действительно всех согревает, как солнышко. Сегодня наше занятие тоже будет освещать солнце – доброта. Пока у него нет лучей. Наша задача определить, что включает в себя понятии доброта и зажечь личики нашего солнца.
3. Путешествие в мир Доброты. Слайд 5.
а) Остров пословиц.
Надо ли учиться доброте?
-А чтобы лучше разобраться в этом, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц)
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.
-Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Около солнца тепло – около матери - доброта
(Дети собирают пословицы, проверяют, объясняют смысл этих пословиц)
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте:
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп
Прикрепляем лучик – «Добрые мысли».
б) Город доброты.
-Мы отправляемся в Город доброты.
Первый шаг к доброте – это доброе слово. Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
- А вы знаете волшебные слова?
ИГРА «Доскажи слово»
Вот он мостик перед нами.
Мостик с добрыми словами.
Чтобы мостик перейти,
Нужно слово нам найти.
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем:
Видел Настю - ученицу
Я на улице сейчас.
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но, давно уже от Насти
Я не слышу слова .. .(здравствуйте)
А слово-то, какое - очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слово ... (извините)
А слово-то, какое - очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада -
Я портфель ей подарил,
Вижу - очень рада.
Но, нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы ... (спасибо)
А слово-то, какое - очень дорогое.
Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.
Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку разбитую нас ....... извините».
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»
-А вы часто употребляете добрые слова?
Прикрепляем лучик – «Добрые слова».
Есть такая притча о Добре и Зле.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром за зло.
-Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.
-Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
в) Сказочная долина. Слайды 6 – 25.
Жители этой долины - сказочные герои. Сейчас они расскажут о себе, а вы назовите их имена.
Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка.)
Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах.)
Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька.)
Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.)
Этот герой ходил с шарманкой по городам, пением и музыкой добывал себе хлеб, он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса.
Этот герой лечил и птиц, и зверей, спас больных зверей Африки.
Эта героиня, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку.
Эта девочка оказалась сильнее снежной королевы и спасла друга из ледяного плена.
Эту героиня была награждена волшебницей за её доброе сердце и трудолюбие.
Золушка и все сказочные герои, которых вы угадали имели добрые сердца. Что значит это выражение? (работа с переносным значением слова)
Физминутка (добрый герой – похлопали в ладоши, злой герой – закрыли глаза руками и присели)
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина,Папа –Карло
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Итак, ребята, наш путь привёл нас на «Добрую землю». Слайд 26.
г) Добрая земля.
- На этой земле живут добрые люди. Послушайте рассказ об одном из них.
Давным - давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. Он все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика. Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять доктор: «Спешите делать добро!» Слайд 27.
- Почему мы можем назвать Фёдора Петровича добрым человеком?
- Так по каким же действиям человека можно судить о том, добрый он или нет?
По добрым поступкам человека.
- А какие ещё поступки можно назвать добрыми? Внимательно послушайте стихотворение.
Закон доброты
Ученик 1.
Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой лечит лапку ему.
Ученик 2.
Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,
с земли воробья подобрал.
Ученик 3.
Один ранит палкой лягушку,
в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.
Ученик 4.
Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
у всех доброта в сердце есть!
Ситуации, сценка.
- А какие добрые поступки совершали вы в своей жизни? (Дети пишут ответы, читают, кладут в мешочки доброты.)
Прикрепляем лучик – «Добрые поступки».
Нам не хватает ещё одного лучика, чтобы солнце засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и конечно природе, которая нас окружает, животным, растениям. Как мы должны относиться к окружающему нас миру?
Прикрепляем лучи – «Доброе отношение».
- Какими личностными качествами должен обладать добрый человек?
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный ,криклив.
4. Итог. Рефлексия.
В этом мире, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить.
Будем вместе учиться друг другу как солнце светить.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга -
С добром всегда светла душа.
Чтобы радость людям дарить, надо быть добрым. В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.
Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу. вытяните ручки, как лучики, пошлите солнечные приветы маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли: пусть они любят друг друга и берегут мир.
А теперь соединим ручки, создадим солнечный круг, скажем друг другу добрые слова.