Классный час на тему «Семья – как много в этом слове!»
Цель: создать условия для формирования понятия о семье и ценностях
семейных отношений.
Задачи:
раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
расширить представление о семейных обязанностях, традициях,
ценностях;
способствовать сплочению коллектива, развитию интереса,
внимания, мышления, воображения,
речи, творческих способностей;
воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважения к
родителям, развивать интерес к истории своей семьи.
Оборудование: презентация «Семья…как много в этом слове»,
подготовленная классным руководителем ; мультимедийный проектор,
экран, компьютер, раздаточный материал (радуга и ромашки, пословицы,
текст песни «Родительский дом»), клей-карандаш.
Ход классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем
классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и
взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
2. Введение в тему.
Прослушав песню, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном
часе?
Звучит песня «О семье» в исполнении коллектива «Поющие Ангелы».
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (Ответы
учащихся).
Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных
взаимоотношениях, семейных ценностях.
Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения. Тема нашего классного часа называется «Семья – как много в этом слове!».
Слайд
3. Основная часть
Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение.
Вы часто его ипользуетеА что вы понимаете под этим словом?
(Высказывания учащихся)
В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее
определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близки». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая? Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей.
А что же вы можете сказать о семье? Что для Вас значит семья? (Отвечают учащиеся, родители, гости).
Упражнение «Ассоциация»
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим, словом возникают у вас?Если семья — это постройка(дом), то какая… Если семья — это цвет(фон), то какой… Если семья — это дерево, то какое …Если семья — это(радуга, молния, тучи.радугаоблочка, то какая… Если семья — это настроение(солнышко с мимикой), то какое…Обсуждение возникших ассоциаций
Слайд 2
Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)
***
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Есть тому много свидетельств, хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. Давайте вспомним, какие пословицы о семье вы знаете.
(Каждая группа получает раздаточный материал). (Приложение 2)
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Один за всех, все за одного.
3. Дома и стены помогают.
4. Сядем рядком, да и поговорим ладком.
5. Чем богаты, тем и рады.
6. Когда семья вместе, так и душа на месте.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
8. Яйцо курицу не учит.
9. Вся семья вместе, так и душа на месте.
10. В семье и каша гуще.
11. Мой дом – моя крепость.
12. Без хозяина дом сирота.
13. Горе тому, кто непорядком живет в дому.
14. Хоть по уши плыть, до дома быть.
15. Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.
16. Не нужен клад, когда в семье лад.
17. Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.
18. Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.
Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая
семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои
законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это обычные принятые в
семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из
поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному
ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек
является самым уважаемым членом семьи.
Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников?
Почему вас назвали в честь этих людей?
(Высказывания ребят)
Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни.
Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в
честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена
родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.
Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди
вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?
(Высказывания учащихся)
Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии.
Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал
этой вещью.
Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?
(Высказывания учащихся)
Праздник 15 мая Международный день семьи. В 1993 году Генеральной
Ассамблеей ООН учрежден Международный день семьи. Установление этого
дня призвано обратить внимание общественности разных стран на
многочисленные проблемы семьи.
На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений
в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь
счастливее, ярче и богаче.
Хочу рассказать вам притчу.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух
притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и
во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи
выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на
старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали
ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его
становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог
удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая
хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело
вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был
есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом , в комнату вошёл их
четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут
кушать, когда я вырасту.
О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам
жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их
старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей
счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к
старшим.
А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные
ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них
радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу,
чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга
– модель счастливой семьи.
(На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. (Приложение 3)
По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну
из ценностей семьи.)
***
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее .
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
(Высказывания ребят)
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться как в семье,
заботливо, по-доброму, с пониманием. Я надеюсь, что наш класс будет
дружной семьей, в которой будет царить любовь и взаимопонимание. .
Рефлексия.Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.
И в завершении мы споем песню «Родительский дом»
(Приложение 4)
(Презентация «МЫ им наш класс»)
Приложение 1
Раздаточный материал для «семейной» ромашки.
Приложение 2
Раздаточный материал «Пословицы»
1. В гостях хорошо,
да и поговорим ладком.
2. Один за всех,
недалеко падает.
3. Дома
так и душа на месте.
4. Сядем рядком,
дом сирота.
5. Чем богаты,
не учит.
6. Когда семья вместе,
худы – отцу-матери
конец.
7. Яблоко от яблони
все за одного.
8. Яйцо курицу
до дома быть.
9. Вся семья вместе,
а дома лучше.
10. В семье
когда хороший сын
родится.
11. Мой дом –
и стены помогают.
12. Без хозяина
когда в семье лад.
13. Горе тому,
а мать – в дочерях.
14. Хоть по уши плыть,
так и душа на месте.
15. Всегда отец будет
веселиться,
и каша гуще.
16. Не нужен клад,
кто непорядком живет в
дому.
17. Счастлив отец в
сыновьях,
моя крепость.
18. Детки хороши –
отцу-матери венец,
тем и рады.
Приложение 3
Раздаточный материал для «радужной» семьи
Приложение 4
Слова песни «Родительский дом»
Где бы ни были мы но по-прежнему
Неизменно уверены в том
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом
Родительский дом начало начал
Ты в жизни моей надежный причал
Родительский дом пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет
И пускай наше детство не кончится
Хоть мы взрослыми стали людьми
Потому что родителям хочется
Чтобы мы оставались детьми
Родительский дом начало начал
Ты в жизни моей надежный причал
Родительский дом пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись
Мы пред ними в долгу неоплаченном
Помни свято об этом всю жизнь
Классный час
Тема: «Семья и семейные традиции».
Цель:
Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, развитию творчества, а также влиять на формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей.
Прививать учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.
Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие
Проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Объяснить важность сохранения семейных ценностей: поддержания атмосферы любви, уважения и взаимопомощи в семье.
Презентовать семейные традиции учащимися класса.
Реквизиты и подготовка:
На доске написанные фразы:
«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» ( А.С. Макаренко);
« Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» ( А. Монтерлан, французский писатель);
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( Л.Н. Толстой).
Плакат с ромашкой.
Оборудование:
Тексты притч для анализа на уроке
Также на столе у каждого лежат лепестки ромашки, вырезанные из бумаги.
Ход занятия:
(Классный руководитель заранее распределяет рабочие места детей и родителей на три группы. Родители и дети самостоятельно присаживаются на понравившееся место) Здравствуйте, ребята и родители. Под музыку учитель читает наизусть:
Время -вроде замкнутого круга,Год мелькнул, как месяц, день, как час,Почему-то выслушать друг другаНе хватает времени у нас.Может, стоит нам остановитьсяСреди этой вечной кутерьмы?Может, разглядеть поближе лицаДруг у друга всё ж успеем мы?
Вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки и задумайтесь над сказанным.
Тему нашего кл. часа мы продолжаем. Ребята, напомните, как она называется? «Семья и семейные традиции».
(Устюгов Никита рассказывает стихотворение)
Моя семья, мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
Там мама с папою вдвоём
Все укрепляют отчий дом.
Ни сна не знают, ни покоя
Лишь лучше было б нам с тобою.
А что же вы можете сказать о семье? Что для Вас значит семья? (Отвечают учащиеся, родители, гости).
Упражнение «Ассоциация»У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим, словом возникают у вас?Если семья — это постройка, то какая… Если семья — это цвет, то какой… Если семья — это музыка, то какая …Если семья — это геометрическая фигура, то какая… Если семья — это настроение, то какое…Обсуждение возникших ассоциаций.
Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. Я вам предлагаю поискать значение семьи в словарях, которые лежат перед вами.
Дети зачитывают: Формирование понятия «семья». А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая? Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей.
Обратиться к высказываниям о семье великих людей. ( На доске). «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» ( А.С. Макаренко); « Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» ( А. Монтерлан, французский писатель); « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( Л.Н. Толстой).
До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения, не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Есть тому много свидетельств, хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. Давайте вспомним, какие пословицы о семье вы знаете. Попробуйте составить их. Раздаю материал.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло, при матери добро.
Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы ни говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения.
Формирование понятия «ценности»
- Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом- моя крепость».
Ребята, а как это понять?
Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО. И на таком хорошем и крепком фундаменте, как прочный дом, защищающий человека от всех невзгод, согревающий теплом семейного очага, должны вырасти семейные ценности.
- Как вы понимаете это слово «ценности»?
Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (БЭС)- значимость, польза, полезность (Ожегов)Психологи выделяют такие семейные ценности:
Ценность родительстваЦенность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
- А что такое семейные ценности?
(Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться).
- Что же может объединять семью?
(Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
-Я сейчас вам предлагаю поработать в группах. Прочитайте притчи о семье и ответьте на вопросы. Напишите на листочках, которые лежат у вас на партах ценности, которые служат объединению семьи, опираясь на смысл прочитанных Вами притч. Потом мы их обсудим.
Семейное счастье
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Ладная семья
Жила – была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажите», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» а в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
- И все?
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи . – И подумав, добавил: «И мира тоже».
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.»«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Дети и родители 1,2,3 группы, по очереди зачитывают притчи и делятся своими мыслями.
А теперь приклеим лепестки к ромашке.
А почему ромашка украшает сегодня наш классный час?
Оказывается, ребята, в России 8 июля 2008 года была одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Праздник этот совсем молодой. И символом его стала ромашка.
Примером любви и верности может послужить супружеская пара князя Петра и его супруги Февроньи Муромских, которые пронесли свою любовь через многие испытания и лишения. Православная церковь причислила их к лику святых, так как они являются образцом христианского супружества. В нашем поселке есть аллея святых Петра и Февронии Муромских.
В нашем классе, в каждой семье имеются свои традиции. Сейчас ребята представят их.
Семейные традиции (5 семей представляют свои семейные традиции)
Андреева Юлия – стряпают куличи на Пасху)Тяпина Юлия – делают шкатулки из открыток (с мамой), вяжут накидки, кружки на пол (с бабушкой);
Ковалева София – путешествуют, отдыхают на природе;
Грехова Катя – рассказывает про семейную династию медиков;
Килячкова Геля – прадедушка сочинял песни, которые сейчас поют на семейных праздниках.
Непомилуева Кристина читает стихотворение
Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью,И провожают в путь с добром!Отец и мать, и дети дружноСидят за праздничным столом,И вместе им совсем не скучно,А интересно впятером.Малыш для старших как любимец,Родители - во всем мудрей,Любимый папа - друг, кормилец,А мама ближе всех, родней.Любите! И цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть ее дорожеНа этой сказочной земле
Рефлексия.Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.
Я дарю вам ромашки, которые вы заберете себе домой, и пусть она будет напоминанием и воплощением ваших мечт. Заставка (Картинки счастливой семьи, можно своего класса.)