Середина урока | Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дом? Дети;.- Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья. Уч.- Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом?. Дети. ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ. Уч.- А изначально дом - жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло») Уч.- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам? Дети.- Уважение, понимание, уют, забота, любовь. (Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».) Уч.- Вот мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом. 3. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека. Уч.- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус. 7 Я Дети;.- Семья. Уч.; Что такое семья? Дети;. Мама, папа, я. Уч;.- А есть ли еще у вас родственники? Кто это? Дети;.- Тетя и ее семья, дядя и его семья. Уч.- Все эти семьи составляют род. Род - это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей. Уч;.- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье? Дети;.- Любовь, ласка, добро, уважение. Уч;.- Это необходимо только вам? Дети;.- Нет, любовь нужна всей семье. Уч;.- Перед вами лежат сердца. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя. «В сердце для каждого нашли уголок». Уч;.- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах. - А может ли человек жить один и называть себя семьей? Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком. Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый. -Куда ты идешь?- спросил старик. -Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ. 5. «Школьная семья». Уч;. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей? Уч;. - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности. Уч;. - Каковы ваши обязанности в семье? Дети….(Ответы учеников.) Уч;. - Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить. Мы будем Называть друг друга по именам. Защищать наших друзей, если их обижают. Помогать им в беде. Помогать им в учебе. Мы не будем Уч;. - Да мир в семье дороже всего. 6. Конкурсы. У.- Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже третий год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». В семье есть такая традиция: отмечать семейные праздники. Когда в семье праздник, то обычно звучат поздравления, песни, шутки, конкурсы. Наш первый конкурс называется «В мире животных». Вопросы. Животное – пешеходный переход. (Зебра) Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь.) Животное – шахматная фигура. (Слон, конь) Животное – гриб. (Лисичка) Животное – бездельник. (Ленивец.) Животное – маршрутное такси. (Газель.) Животное – легковая машина. (Ягуар.) Животное – проявление нежности и любви. (Ласка.) Животное – река. (Тигр.) Животное – жилище. (Норка.) Животное – безбилетный пассажир. (Заяц.) Животное – застежка на замке-молнии. (Собачка.) Конкурс «Шуточный экзамен» Ребята, вы проучились в школе два года. Давайте проверим, насколько вы были внимательны за этот год. Отвечайте быстро на мои вопросы. 1. Сколько этажей в нашей школе? 2. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы попасть к нам в класс? 3. Сколько предметов вы изучали в 2 классе? 4. Как фамилия директора нашей школы? 5. Как зовут вашего учителя по музыке? 6. Услышав звонок, что надо сделать? 7. Сколько в нашем классе мальчиков и девочек? 8. Завтра в школу, кроме портфеля, что возьмете с собой? | Нарисованный дом Бревна на доске Ребус на доске Сердечки на партах История Правила на партах конкурсы |