1.Организационный момент Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу. | Педагогическое требование. Формирования готовности к восприятию. | Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас кл. час. Чтобы мы могли настроиться на творческую работу выполним задание. (Методика «Рукавички») Посмотрите на слайд, сейчас мы будем раскрашивать рукавички. Что мы можем сказать о них. Обе рукавички должны быть одинаковые, с одинаковым узором, рисунком. Перед вами лежат две рукавички и цветные карандаши. Предлагаю вам вместе в паре раскрасить и украсить Рукавички, но сделать это надо так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. На работу вам дается 10 минут. Подпишите свои рукавички с обратной стороны и сдайте. | Взаимное приветствие. Обучающиеся занимают свои места. | Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль. |
2.Мотивационно-целевой этап Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с детьми сформулировать тему классного часа. | Художественное слово. Стимулирование занимательным содержанием – развитие познавательного интереса. Объяснение. | Без букв нация наша исчезла бы с лица Земли. Без букв не было бы у нас ни одного великого имени, ни одной великой даты, ни одной мысли, пронёсшейся в веках... так говорил Стефан Продев. С детства мы привыкаем к буквам нашей азбуки. Из книг мы узнаём много нового и интересного. 24 мая в нашей стране отмечают большой праздник – День Славянской письменности и культуры. Давайте определим о чем будет кл.час. Тема нашего кл. часа: Славянская азбука. Что мы сможем сегодня нарисовать. А как вы считаете, что будет целью. Цель: нарисовать первую букву своего имени.
Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий. (сл.)
Сегодня мы вспомним создателей славянского алфавита великих Кирилла и Мефодия. | Обучающиеся вычленяют основную идею из опорных фраз, формулируют тему и цель классного часа. | Личностные УУД – самоопределение, смыслообразование. Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование,волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевых высказываний в устной форме. |
3.Основной этап Задача: создать условия для усвоения знаний о славянской азбуке, о заглавных буквицах. | Педагогическое требование. Наглядный. Презентация Словесные: Беседа, объяснение, рассказ. | Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которыми можно было пользоваться при письме. И явились на Русь два мудрых брата Кирилл с Мефодий. (сл.) Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Это оказалось очень трудным делом. И поэтому ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!
Придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. А называется эта азбука – Кириллицей. (сл.) А почему она так названа? (по имени Кирилла, одного из ее создателей).
Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей). Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Они имели имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. (Чтение отдельных букв). (сл.). Вот первые буквы кириллицы. Учили каждую букву по ее названию. А – аз Б – буки (буквы) В – веди (знаю) Г – глаголь (говори) Д – добро Название букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой".
Прежде всего, ученику надо было выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразброс. Твердо выучив азбуку, переходили к чтению складов, то есть слогов. Сначала называли буквы, из которых состоит сочетание, а потом произносили так, как надо при чтении: Буки-аз – ба веди-аз – ва люди-есть – ле покой-он – по Таким образом, прежде чем прочитать какую-то фразу, проводили долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания ба, бе, бу... За каждую ошибку наказывали.
Теперь перейдем к знакомству с буквицами. Давайте рассмотрим, как же изображали буквицы (сл.) Буквица – играет особую роль. (сл.) Буквица – первая буква текста, с которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой.
Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами.
В изображении заглавных буквиц использовали изображение чудовищ, змей, птиц, зверей, переплетённых ремнями, хвостами и узлами, кругов и решёток, листьев, сплетённых с большими бутонами цветов (XI-XII век, характеризуется преобладанием византийского стиля. XIII-XIV - орнамент, которого состоит из фигур чудовищ, змей, птиц, зверей, переплетённых ремнями, хвостами и узлами. XV век - орнамент становится геометрическим и состоит из кругов и решёток. XVI- листья, сплетённые с большими бутонами цветов). При письме именно буквица давала возможность художнику выразить свою фантазию. (сл.) Буквица в рукописной книге является обязательным украшением начальной страницы книги.
Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит 33 буквы. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Теперь ответим на вопросы. (сл.) Как звали создателей славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий). Как называлась эта азбука? (Кириллица) Почему каждая буква была особенной? (она имела имя)
А сейчас каждый нарисует свою букву полного имени. | Взаимодействуют с учителем на классном часе. Отвечают на вопросы. Выполняют творческую работу (рисование буквицы) | Личностные УУД – нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД – волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, построение речевого высказывания в устной форме. Познавательные УУД - установление причинно-следственных связей (логические), рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (общеучебные). |
4. Подведение итогов (рефлексия) Задача: самооценка результатов деятельности. | Беседа. Создание ситуации успеха. | Вот и подходит к концу наш кл.час. Давайте вспомним, о чем был наш классный час. Какая была тема кл.часа? (славянская азбука) Что было нашей целью? (нарисовать букву) Что вы уже знали о славянской азбуке? Что нового вы о ней узнали? Что еще мы сегодня узнали нового. Встаньте теперь только те, для кого кл. час был интересен. Поднимите руку те, кто узнал новую для себя информацию. Вы были активными и внимательными. Спасибо, до свидания. | Оценивают свою активность и взаимодействие с учителем на классном часе. Осознают, что им стало известно и что нового они узнали. | Регулятивные УУД – самооценка, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные УУД построение речевого высказывания в устной форме. |